Гета с острова Генриетты: удивительная история первоклассницы 1945-го

После блокадного Ленинграда стала первоклассницей послевоенного Севастополя

В цикле «Первоклассницы 45-го» мы продолжаем рассказывать о судьбах севастопольских девочек, которые сели за парту сразу после Победы. Они пронесли свою дружбу сквозь годы и сегодня продолжают встречаться, вместе петь и вспоминать послевоенное севастопольское детство.

После блокадного Ленинграда стала первоклассницей послевоенного Севастополя
Перове фото без пелёнок.

История с именем Генриетты Владиславовны Левитской заслуживает отдельного рассказа. Появилась на свет она буквально на краю света - 2 мая 1938 года за полярным кругом, на 69-й параллели. Рядом с грядой островов Де-Лонга в Восточно-Сибирском море, куда направлялась экспедиция Рудольфа Самойловича на ледокольном пароходе «Садко», в составе которой были родители девочки - Татьяна и Владислав. Экспедиционный врач был опытен в акушерстве, принимал 101-е роды. И поскольку загса рядом не было, с именем для девочки не торопились. А имена в ту пору давали самые необычные. Малышку сначала назвали Нерой. Родители ничего против не имели, пока к ним на станцию не пришла собачья упряжка, где красивого вожака звали Нера. Вот тут родители возмутились и решили назвать своего первенца по имени одного из шести островов архипелага - Генриеттой. Это имя потом и внесли в свидетельство о рождении.

Метеостанция на Индигирке.

Война и блокада

Через три года семья получает полугодовой отпуск и возвращается в Ленинград. Путь был долгий. В Магадане ждали навигацию и пароходом ушли во Владивосток по штормящему морю. И только оттуда поездом - в Ленинград. Это уже был 1941 год. Весной жили неплохо, денег, заработанных на крайнем Севере, хватало на всё. Генриетта, взращенная на сушеных овощах и консервах, впервые попробовала настоящие продукты, не экспедиционную тушенку и сгущенку, шоколад и галеты, а свежие фрукты и овощи, мясо. Но счастливая пора неожиданно закончилась. Началась война.

Мама работала синоптиком, отец работал по своей специальности. Папина мама, бабушка, жила вмести с ними. Бабушка от эвакуации отказалась, верила в скорое окончание войны. Блокады еще не было. На продукты питания тем не менее уже была введена карточная система. Вот с этими карточками произошла какая-то странная история, родителей арестовали и отправили в лагеря. Гета осталась к началу блокады вдвоем с бабушкой - вместе они чудом пережили 872 дня блокады.

1946 год.

После войны мама приехала в Ленинград и увезла Гету в Севастополь. Они жили в доме на улице Курортной - по соседству был эвакоприемник санатория «Форос» ЦК партии. Мама устроилась работать медсестрой в санаторий. Отдыхающие приезжали поездом, их встречали на вокзале, пешком приводили в эвакоприемник, а потом отвозили в Форос. Медицинские навыки мама приобрела за 4 года в госпитале лагеря. Во всяком случае, их хватило для работы в санатории.

Учебные годы

В 1945 году Гета должна была пойти в первый класс, готовилась к 1 сентября, как к большому празднику. А врачи ее забраковали, не приняли по состоянию здоровья. Блокадный голод сказался. Пришлось еще год гулять дошкольницей. Окончив 7-й класс в женской школе №4, Гета отправилась в Ленинград, чтобы поступать в технологический техникум. Там ее очень тепло встретил отец и настоял на продолжении учебы в школе. После 10 классов она поступила в музыкально-промышленный техникум. Годы учебы пролетели быстро.

- Я искала сама распределение, писала письма на фабрики в Новосибирск, Свердловск, - вспоминает Генриетта Владиславовна. - Но в итоге осталась работать в Ленинграде - устроилась в отдел технического контроля на фабрике имени Луначарского, где выпускали фортепьяно и рояли «Красный октябрь». Мне очень нравилась такая работа и возможность участия в художественной самодеятельности...

Девчонки 1955 года.

Но дома - отец женился во второй раз - назревал конфликт. Мачеха пыталась всеми силами выжить падчерицу. Была всего одна комната в 40 метров в старинном доме. И Гета оказалась там лишней. Мама из Севастополя прислала письмо, звала домой - к морю. Дескать, с работой договорюсь, у бабушки квартира есть. Но держала отработка по распределению после учебы. Нужно три года отработать, а успела только год проработать на фабрике. Пошла в Совнархоз. Не отпускают. Мама прислала серьезно письмо с печатями о том, что молодую специалистку в Севастополе обеспечат и жильем, и работой. Отпустили из Ленинграда с большой неохотой. Но у мачехи радости было выше крыши. Даже подушку в приданое Гете отдала. На вокзал пришла с 50-ю рублями в кармане. Багаж сдала, отец слезу обронил - у него денег в кармане нет, до зарплаты еще неделя. Слава Богу, тетя пришла проводить, дала 10 рублей и корзинку с едой на дорогу.

Возвращение в Крым

В Севастополе в 1960 году у Геты работы не оказалось, обещали только случайные подработки. А надо же еще и бабушке помогать... Пришлось идти в новую школу №18, что по соседству с Курортной открылась в 1959 году. Взяли секретарем приказы перепечатывать и рукописи множить. Тогда это был уровень делопроизводства в школах.

Генриетте 19 лет.

Были у Геты сбережения-реликвии. В 14 лет бабушка Люба подарила ей браслет, а в 16 лет - изумительной красоты золотое колье с подвесками и камнями... В Ленинграде папе нужно было коронки ставить. Решили, что пойдет приданое Генриетты. Зубной врач от браслета сразу отказался, назвал его «дутым». А колье взял с удовольствием. Но то было произведение ювелирного искусства. Зубы он явно делал не из того золота. От того колье у Геты только подвеска осталась. Про колье пришлось забыть, а браслет уже в Севастополе мама отнесла ювелиру, чтобы дочка хоть как-то могла жить, на вырученные деньги. Гета работала в двух школах, но питалась на рубль в день. В одной из этих школ она и познакомилась со своим будущим мужем Владимиром Ивановичем Левитским. Оформляла его личное дело, заинтересовалась симпатичным молодым человеком.

Володя прошел эвакуацию с мамой, сестрой и братиком на Кавказ, немецкую оккупацию в Нальчике, возвращение в родной Севастополь. После школы Володя отслужил пять лет на Северном флоте и, вернувшись домой, пошел работать в школу, трудовое воспитание преподавать по столярному делу. Оказалось, что Гета еще раньше часто видела его отца Ивана Андреевича у ворот дежурки Крымэнерго на площади Ревякина. Человек он был заметный, да еще и корсет постоянно носил после ранения позвоночника на мысе Херсонес в июле 1942 года. Гета уже играла в народном театре и часто возвращалась домой поздно после репетиций. Володя встречал ее, провожал домой. Так или иначе, но Владимир Иванович сделал Гете предложение, и через два года они поженились. У Володи уже был построен цоколь дома на Актюбинской улице. Строили его всем миром, силами всех друзей и родственников. В дело шли все подсобные материалы, которые тогда можно было найти в городе. Уже после свадьбы решили дом достраивать, а для этого пришлось квартирку Гетину на Курортной продать. Единственный покупатель - мама. С нее денег особых не возьмешь. Так что строительство дома продвигалось очень медленно. Но приняла Володина родня Гету очень хорошо. Мама его - Мария Филипповна - научила готовить самые разные блюда. И рукодельница она была очень высокого уровня - тоже делилась секретами мастерства. Со свекровью у нее были самые теплые отношения.

Трудовая деятельность Генриетты складывалась относительно ровно - 17 лет педагогического стажа учителя домоводства. Приходилось эту работу совмещать с работой секретаря. Активно участвовала в самодеятельности. Потом случилась беда - сложный перелом ноги. Врачи определили инвалидность второй группы. Пришлось школу оставить и искать менее динамичное место работы. В Севастополе заканчивали строительство гостиницы «Крым». Генриетта Владиславовна пришла на должность администратора и проработала в гостинице 20 лет. Уже будучи на заслуженном отдыхе, много времени посвящала воспитанию дошколят. Учителей не бывает бывших.

читайте также: 

Первоклассницы 45-го: Шевцова была среди первых учениц в Севастополе

Первоклассницы 1945-го: с Тихого океана - в Севастополь

Первоклассницы 1945-го: военное детство Риммы Дубовой

Первоклассницы 1945 года до сих пор поддерживают дружеские отношения

В Севастополе показали фильм о первом послевоенном классе

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 4 декабря 2019

Заголовок в газете: Гета с острова Генриетты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру