Первоклассницы 1945-го: военное детство Риммы Дубовой

Их детство опалила война, горя им было отмеряно сполна, но они сумели в себе сохранить доброту, отзывчивость и верность.

По многочисленным отзывам и просьбам продолжаем рассказ об удивительном классе севастопольских девочек, которые сели за парту сразу после Победы. Они пронесли свою дружбу сквозь годы и сегодня продолжают встречаться, вместе петь и вспоминать послевоенный Севастополь.

Их детство опалила война, горя им было отмеряно сполна, но они сумели в себе сохранить доброту, отзывчивость и верность.
Анна Прокофьевна Гертнер-Рубан классный руководитель 2-в 1946 году.

Родилась Римма Васильевна Дубовая в Севастополе, там же в первый класс пошла. Первое воспоминание - огромный арбуз на столе. Римме был год и 9 месяцев. Жили тогда на улице Ленина. Римма была очень полненькой, и братья ее дразнили «япошкой». Бабушка жила с семьей перед войной на Куликовом поле. Римма со старшим на 2 года братиком Игорем ходила на аэродром на самолетики смотреть. Шли с братцем, пока солдаты не задержали и не отвели домой к родителям. А еще ходили с бабушкой щепки собирать. Отец и мать на Морзаводе работали. Семья жила в двухэтажном морзаводском доме. Щепки нужны были для печки и приготовления пищи. Ночью, будто гроза прошла, все окна раскрылись, стекла повылетали. Грохот стоял невероятный. А утром следующего дня во дворе под простынями уже лежали убитые при первом налете немцев на Севастополь.

Запомнился сбор гильз с полей сражений. Это очень востребованный материал для переработки на военных заводах. По всему городу были приемные пункты для отправки гильз на большую землю для переработки. Одно дело, когда знаток собирает гильзы. Другое дело - дети. Тащили всё, что видели. Один раз даже шпиона солдатам сдали. Он что-то фотографировал. Вот дети постарались и военного корреспондента зафиксировали.

читайте также: Первоклассницы 1945 года до сих пор поддерживают дружеские отношения

Тетя Дуся организовала соседских женщин на пошив рукавиц и шапок-ушанок для фронта. Женщины собирались вместе, но только немцы налетали, как на патефон ставили пластинку «вышел в степь донецкую парень молодой», и все прятались под столы или бежали в укрытия. Римма старалась маме помогать в работе, за шитье давали крупу. Отца последний раз Римма видела в воинской форме перед тем, как он ушел на место своей службы, на 35-ю батарею. Успели перемолвиться: «Папа, я кушать хочу»! Он обернулся и улыбнулся маме: «Дочка кушать хочет». Больше о Дубовом Василии Васильевиче никаких известий не было. Несколько дней немецкие самолеты массовый налет делали с бомбометанием. Земля дрожала, гул стоял страшный. Когда мимо наших пленных гнали, женщины старались им хотя бы хлеба передать или воды.

А потом в город вошли немцы. Они кормили женщин и детей хлебом и яблоками, погрузили в вагоны, довезли до Сакского района и выгрузили в степи, на окраине села Княжевич. До 1916 года станция называлась Джамин, в 1952 году переименована в Яркую. Зачем была такая операция - неизвестно. Но женщины прожили там до 1944 года. Ночью еще немцы пулеметами пугали, утром в деревню вошла Красная Армия.

Римма Васильевна.

До войны бабушка пошила Римме розовые платьице и зонтик, туфельки красненькие купила, так по городу ходили гулять. А уже в 1946 году, когда в Севастополь вернулись, ходили на пляж-лягушатник в Артбухту. Воды там по колено было. А на набережной свежей рыбой со столов торговали... В апреле 1946-го беженцам из Сакского района разрешили вернуться в Севастополь. Мама распродала всю мебель, швейную машинку, с детьми добралась до Симферополя, а оттуда - в Севастополь. Жили на улице Одесской. Римма пошла в 4-ю школу, а братишка - в мужскую. В школе кормили булочкой и похлебкой. Римма ее домой относила. В школу ходила в сандаликах и носочках. Выдали талон на приобретение детской обуви, мама брату туфельки купила.

В школе было холодно. В третьем классе контрольную работу писали и руки дыханием отогревали. Училась хорошо. Помнит свою самую любимую учительницу Анну Прокофьевну Гертнер-Рубан. После школы Римма уехала в Симферополь, выучилась на культпросветработника. По комсомольской путевке работала в Алчевске, потом в Симферопольском районе. А потом решила Римма связать свою судьбу с железной дорогой, окончила курсы проводников. За двумя сыновьями мамочка присматривала. На пенсию ушла с должности проводника, но потом устроилась сторожем в школу и несколько лет проработала «ночным директором». Сейчас живет в Симферополе, но не пропускает встреч с подругами-одноклассницами в Севастополе.

читайте также: Первоклассницы 1945-го: с Тихого океана - в Севастополь

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 30 октября 2019

Заголовок в газете: Первоклассницы 45-го

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру