Более 53% граждан России отмечают у себя симптомы расстройств пищевого поведения 9РПП). Которые все чаще маскируются под здоровый образ жизни. Эксперты отмечают, что грань между стремлением к правильному питанию и психическим расстройством становится все тоньше, а последствия могут быть фатальны – в мире ежечасно от РПП умирает один человек.
Расстройство пищевого поведения – это не про еду, а про попытку справиться с внутренним напряжением и контролировать жизнь через тело. Внешне оно может маскироваться под «желание быть здоровым» или «немного похудеть к лету». Но в определенный момент питание перестает быть осознанным выбором и превращается в навязчивую систему правил, где любое отклонение вызывает панику, чувство вины и самобичевание.
При этом расстройство пищевого поведения редко приходит одно – оно практически всегда соседствует с тревогой, депрессией и навязчивыми мыслями.
Как сообщила в беседе с «Крымской газетой» заместитель декана факультета клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н. И. Пирогова кандидат медицинских наук Екатерина Орлова, диеты и ограничения питания являются сильным триггером. Социальное давление и диетическая культура также играют роль.
«В обществе красота и успех почти всегда ассоциируются со стройностью. Эмоциональная уязвимость и неспособность управлять эмоциями, а также психологические травмы – всё это увеличивает риск. Точные причины назвать сложно, но всегда важно исключать или корректировать последствия психосоциальных факторов», – рассказала Орлова.
Сегодня чаще всего диагностируют анорексию и булимию. Однако существуют и «одобряемые» обществом формы – орторексия (навязчивое стремление к «правильному» питанию, которое перерастает в фобию) и компульсивное переедание.
«Существуют индивидуальные психологические особенности, которые могут стать основой для развития РПП: перфекционизм, стремление к идеалу, негибкость в восприятии себя и других, сложности в построении доверительных отношений, нечувствительность к телесным ощущениям, трудности с распознаванием эмоций. Практический смысл выявления этих рисков невелик – они не всегда реализуются. Более важно понять, что «защищает» от РПП: полноценное и разнообразное питание, отсутствие деления еды на «плохую» и «хорошую», нейтральное отношение к телу. Для человека с РПП фигура и вес на первом месте, что поддерживается современным обществом», – добавила врач.
Строгие диеты, ежедневные тренировки и принципы правильного питания – нормальны для здорового человека, если они не становятся фанатизмом. По словам Орловой, главный сигнал паталогичности – это чувства, которые сопровождают пищевое поведение: вина, стыд, бессилие и дисгармония.
«Для всех РПП характерны сильное переживание по поводу веса, чрезмерные мысли о еде, страх и вина, правила питания, ощущение личного поражения», – говорит врач.
Ранее детский эндокринолог Валентина Дивинская рассказала, что за последние 30 лет в Крыму увеличилось в три раза количество детей с лишним весом. По ее информации, пик заболеваемости приходится на 10 и 15 лет.
Напомним, врач-диетолог Наталья Мизинова назвала шоколад подходящим продуктом для борьбы с депрессией, так как он поднимает настроение и способствует выработке эндорфинов.