Однако, какова бы ни была истинная цель любого из начинающих собирателей, в конечном итоге все они приходят к выводу, что обзавестись коллекцией куда проще, чем ее содержать. И тогда начинаются лихорадочные поиски «правильного» реставратора. На государственном уровне, кстати, зачастую происходит то же самое, только куда как масштабнее. Недаром ведь еще в октябре минувшего года власти РК заявляли о том, что в Крыму нужно сформировать свою школу реставраторов. Мол, в скором времени этой специальности будут обучать в Крымском федеральном университете.
«МК в Крыму» выяснял, не с этим ли связан переезд на полуостров реставратора темперной живописи Пермской художественной галереи Тимофея Покровского и ощущает ли он себя здесь «специалистом нарасхват».
Связь с центром
Тимофей, наверное, как и должно человеку, поддерживающему на надлежащем уровне духовное наследие страны, ни о ком не злословит и никого не критикует. Всю ответственность берет на себя.
- В Крыму я всего несколько месяцев. И привели меня сюда личные причины. Правда, с Министерством культуры РК я контактировать пытался. Тогда меня не смогли записать на прием. И больше я не звонил, так сказать не проявил настойчивости, поскольку и сам, признаться, был ограничен во времени. А в Симферопольском художественном музее вакансия была, но раньше, еще до моего сюда переезда. Потому пока работаю с частными заказами.
- И много их?
- Хватает. Одна заказчица очень эмоционально призналась мне, что «так счастлива, так счастлива, что наконец-то может обратиться к кому-то, так сказать, по месту жительства». Раньше она посылала иконы из своей коллекции реставратору в Смоленск. Говорит, мол, поначалу он делал всё качественно, а затем несколько икон испортил, привнеся в них очень много от себя. По ее мнению, эти иконы теперь больше похожи на новодел, эдакую подделку под старину, написанную современным иконописцем на старой доске, чем на действительно старинную вещь.
- И что, действительно реставратор может настолько испортить доверенный ему раритет?
- Может. Но лично я считаю, что как хороший, так и плохой результат в данном деле - это лишь своеобразный апофеоз взаимодействия реставратора и самого заказчика, показатель качества этого самого взаимодействия. То бишь, заказчик не объяснил, а лишь подразумевал, реставратор не догадался и не сделал или сделал по-своему. Хотя, безусловно, реставратор должен обладать определенными профессиональными навыками, чтить профессиональный «кодекс чести» и, главное, иметь связь с центром. Сегодня в России всё, что удалено от центра, носит хаотично-спонтанный характер, вся система реставрационной науки завязана на возможности или невозможности взаимодействия с Москвой или Санкт-Петербургом, а также новыми «центрами силы» Омском и Екатеринбургом. В этом деле реставраторам на помощь приходят новые технологии. Онлайн-коммуникации сегодня решают если не всё, то очень многое.
Другие ощущения
- Если сегодня всё решают онлайн-коммуникации, стоило ли менять Пермь на Крым?
- Знаете, стоило. Здесь, в Крыму, совершенно другой темп жизни и иное мироощущение. Здесь можно остановить поток сознания и полностью отдаться созерцанию. Здесь появляется некая столь необходимая творческому человеку расслабленность и открываются новые источники вдохновения. Первое время окружающие безошибочно определяли, что я приезжий. Начинали расспрашивать, интересоваться как да что. А недавно мне довелось попасть в небольшое ДТП. И меня поразило, что крымские инспекторы ГИБДД уделили мне времени намного больше, чем требовала ситуация. Меня подробно расспросили о моем роде деятельности и нюансах моей работы. Их искренне интересовала иконопись! И помимо «протокольного» взаимодействия, у нас случился по-настоящему высокодуховный и весьма интеллектуальный диалог. Вот такая особенность есть у крымчан - не просто работать за зарплату, а стараться в качестве своеобразной премии узнать что-то интересное для саморазвития.
- А сами вы узнали в Крыму что-то «интересное для саморазвития»?
- Безусловно. Мы с семьей уже побывали в Свято-Климентьевском монастыре в Инкермане, возникновение которого связано с почитанием римского папы Климента, в древних пещерных монастырях Бахчисарайского района, в Храме с аркадой Судакской Генуэзской крепости. Именно в этих поездках я понял, как мне по-настоящему пустить корни в Крыму. Я напишу икону для одного из этих древних крымских святилищ. Обязательно напишу.
Советы начинающему коллекционеру
* При реставрации икон применяется тот же принцип, что и в медицине, - «не навреди».
* Подбором антисептиков и укреплением красочного слоя должны заниматься реставраторы.
* Популяризируемый на интернет-форумах способ укрепления красочного слоя иконы с помощью клея ПВА может привести к разрушению левкаса (грунт, применяемый при написании икон). ПВА подходит только для борьбы с жуком на иконных досках (наносится после обработки антисептиком).
* Нельзя покрывать иконы лаком, приобретенным в строительном супермаркете. Такой способ консервации иконы приводит к тому, что дальнейшая ее реставрация становится невозможной.