В Севастополе рассказали о секретах самой популярной подлодки СССР

Севастопольский ветеран-подводник Виталий Манторов поделился секретами самой популярной субмарины СССР

На вопрос о самой популярной советской подводной лодке председатель Севастопольского Совета ветеранов-подводников Виталий Манторов не задумываясь отвечает: «Конечно, 613-го проекта!»

Севастопольский ветеран-подводник Виталий Манторов поделился секретами самой популярной субмарины СССР
фото: crimea.mk.ru

- Мне посчастливилось прослужить 11 лет в прочном корпусе лодок 613-го проекта, - говорит Виталий Тимофеевич. - В общей сложности я прослужил 33 года. Из них 11 - в самом массовом проекте. 613-й проект был разработан советскими кораблестроителями сразу после окончания Великой Отечественной войны с учетом опыта отечественного строительства подводных лодок и современных наработок германских кораблестроителей. В качестве базовых образцов выступили немецкие субмарины 16-й серии и 21-й.

Время первых

Первая ПЛ 613-го проекта была построена в 1951 году на заводе «Красное Сормово». Этот корабль С-80 впоследствии был модернизирован в ракетную лодку 664-го проекта. Последняя лодка этой серии вошла в состав Военно-морского флота в 1957 году. Всего было построено 215 лодок проекта 613. Лодка отличалась от предыдущих советских кораблей благодаря прогрессу в советской технологии и заимствованию некоторых зарубежных решений. 613-й проект, образно выражаясь, вынес на своих плечах все тяготы горячих лет Холодной войны. А годы эти начались сразу после создания блока НАТО в 1949 году.

Капитан 1-го ранга Виталий Манторов, фото из личного архива

- За 11 лет службы в подводном флоте мне довелось участвовать в трех боевых службах на Северном флоте и в двух - на Черноморском, - рассказывает Виталий Манторов. - На Северном флоте запомнились Нордкап и Медвежья губа в январе и феврале в полярную ночь. Каждые вторые сутки лодка всплывала для подзарядки батарей. В надводном положении ходить можно было только в канадке или в тулупе. После погружения уже через полтора часа работающие механизмы и приборы лодки создавали свой микроклимат, температура в отсеках поднималась. Можно было уже работать в легкой одежде. На Черном море было, напротив, очень жарко. Но были и свои преимущества. Лодка могла при правильной дифферентовке ложиться на «чистый грунт», когда при скачке плотности воды у температурного клина лодка просто зависала в воде». Вооружение этой дизельной лодки состояло из шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов, плюс еще шесть торпед на стеллажах в первом отсеке. Итого - 12 торпед, две из которых - с ядерными боеголовками.

Кроме боевых служб эти лодки еще несли и продолжительные боевые дежурства в базах за колючей проволокой. По полгода экипажи подводных лодок с полным боекомплектом несли дежурства с часовой готовностью к выходу в море. Именно на подлодках 613-го проекта проходили свою подводную школу командиры, офицеры и матросы срочной службы атомных подводных лодок Советского Союза, приобретали бесценный опыт. На основании этого опыта были написаны многие регламентирующие документы по эксплуатации атомных подлодок. Подводные лодки 613-го проекта стали основой для строительства ракетных подводных кораблей. Первые модификации уже носили шифр «644-й проект» и «проект 665-й». На опытовых подводных лодках производились пуски и испытания баллистических ракет, которые впоследствии были использованы в 629-м проекте дизельных лодок и на атомных ракетоносцах. Практически до 1980 года на полигоне у Мраморной балки в районе мыса Феолент производились подводные пуски с опытовых стендов.

Потомство 613-го проекта

- Главное преимущество подводной лодки в скрытности ее перемещения и в неожиданности атаки, - уверенно заявляет Виталий Тимофеевич. - Разработчики первых крылатых ракет пошли по традиционной схеме продолжительной подготовки ракеты к старту после извлечения из транспортного контейнера. Для подводной лодки задача была неразрешимой. В надводном положении подготовка такой ракеты занимала минимум 30 минут, скрытность лодки терялась на 100%. Она становилась легкой добычей для самолетов противника еще до пуска ракеты или для эсминцев после пуска и погружения.

По словам Манторова, конструкторское бюро Владимира Челомея нашло совершенно неожиданное решение. Ракета и контейнер - единое изделие. В контейнере ракета выходит с завода, транспортируется, из него и стартует при минимальных затратах времени. А крылья раскладывает уже в полете. Ракета получила шифр П-5 и предназначалась для оснащения лодок 613-го проекта. В торпедный аппарат ракету не втиснешь. Пришлось модернизировать лодку до 644-го проекта, навешивая на нее поворотные контейнеры параллельно корпусу прямо за рубкой. Из-за этих контейнеров натовцы прозвали ее «Виски с круглыми близняшками». Лодка с бортовым номером С-146 в ноябре 1957 года произвела первый пуск, а в 1959 году - первые успешные пуски ракет. Через год таких лодок было уже шесть: С-80, С-44, С-46, С-158, С-162, С-69. Но оставалась проблема с невозможностью подводного старта. Из кормового отсека убрали торпедные аппараты, из носового - часть стеллажей с торпедами и два торпедных аппарата. Перед пуском контейнеры поднимались гидравликой на угол 15 градусов в сторону кормы, открывались крышки. Залповая стрельба проектом не предусматривалась. Радиоэлектронное вооружение сохранилось от базовой лодки, а целеуказания ракетам выдавали навигационный комплекс «Север-Н-644» и астронавигационный перископ «Лира». Тяжелые контейнеры с ракетами понизили поперечную остойчивость лодки. Пришлось твердый балласт разместить в доковом киле, из надстройки опустить вниз баллоны воздуха высокого давления. Экипаж ракетоносца против базовой лодки подрос на 3 единицы и составил 55 человек.

Капитан I ранга Виталий Манторов, фото из личного архива

Увы, практическая скорость лодки при стрельбе не могла быть больше 6 узлов. А волнение моря - не выше 3 баллов. Дальность стрельбы - 300 км. Ракета П-5 достойно выполнила свое предназначение и была снята с вооружения в 1966 году. Ей на смену пришла ракета П-5Д с радиолокационной доплеровской системой измерения угла сноса и путевой скорости, с современным гирокомпасом в автопилоте. Для испытаний ракеты лодка «С-162» была дооборудована до проекта 644Д на заводе «Красное Сормово» и в 1961 году на Белом море произвела успешную стрельбу.

Следующая ракета П-7 требовала изменить контейнеры. В дело пошла лодка «С-158», доведенная до проекта 644-7. Испытания завершились в 1964 году в Белом море. Прогресс неумолим. Новые ракеты в серию не пошли, так как их носители устарели морально и готовились к списанию.

Каракатица - дочка Виски

- У лодки проекта 613 была еще одна «дочка», - вспоминает Манторов. - В 1957 году МО задумало построить на базе лучшей лодки тех времен носитель четырех ракет в неподвижных контейнерах под заданным стартовым углом. Так зародился проект 655. Особым изяществом лодка не блистала и в народе получила прозвища «Каракатица» или «Лягушка». Натовцы ее презрительно именовали «Длинной Корзиной» или «Мусорным ведром». Контейнеры встроили в ограждение рубки под углом 14 градусов. В прочный корпус пришлось врезать дополнительный отсек для аккумуляторных батарей (было три группы АБ по 112 банок каждая). Водоизмещение возросло почти в 1,5 раза, дальность подводного плавания увеличилась с 260 до 400 миль, а в режиме РДП - с 5000 до 8500 миль. Подросли и габариты лодки: длина на 9 метров, ширина на 40 см, высота на 30 см. Появилась прочная жилая рубка на 8 коек. Экипаж 58 человек (все обеспечены спальными местами). На этой лодке впервые применено кондиционирование воздуха, увеличены провизионные кладовые с рефрижераторной установкой, увеличен запас пресной воды до 10 литров в сутки на человека. Допускалась залповая стрельба двумя и четырьмя ракетами. Но, увы, только из надводного положения. По этому проекту с 1958 по 1960 годы было модернизировано шесть лодок, и службу они несли до начала 70-х годов.

Еще одна лодка проекта 613 «С-148» в 1958 году была передана Всесоюзному научно-исследовательскому институту морского рыбного хозяйства и океанографии, переоборудована под станцию биологических исследований «Северянка» (но де-факто оставалась в составе ВМФ и обслуживалась военным экипажем, решала и задачи военного характера, прослужила до 1998 года). Четыре лодки несли на себе РЛС «Касатка» и служили станциями дальнего обнаружения (проект 640). Несколько лодок оборудовались под спасательные станции и испытание новых видов вооружений. «С-63» в 1961 году превратилась в экспериментальную спасательную лодку 666.

Помянем первую ракетную лодку

И еще несколько слов о первой советской подводной лодке с крылатыми ракетами С-80. Лодка шла в полигон 26 января 1961 года за полчаса до полуночи на перископной глубине. На 70-градусной широте. По штату на лодке экипаж 56 человек. Но были еще прикомандированные дублеры будущего экипажа. Всего 68 подводников. По основной версии штормовая волна захлестнула воздухозаборник, а система аварийной блокировки захлопки не сработала. Лодка легла на грунт почти на 200 метровой глубине, даже не успев подать сигнал тревоги. Несколько лет рыбаки сообщали о порванных донных тралах там, где дно было ровны. Сети цеплялись за С-80. Но выйти на контакт с мертвой лодкой военным морякам удалось только 23 июля 1961 года. Работы по подъему лодки начались 9 июня 1969 года. Все 68 подводников этой лодки похоронены в братской могиле в губе Оленьей через 8 с половиной лет после выхода в последний поход.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 22 июля 2020

Заголовок в газете: В прочном корпусе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру