От Балаклавы до Чукотки: дальние походы подводника Романова

 Какие игры увлекали мальчишек той поры? Конечно, играли в войну. Толик Романов проявил организаторские таланты в раннем детстве и в игре исполнял роль командира отряда, строил своих друзей, инструктировал, уводил в лес за село для выполнения важного задания. Черты лидера закрепились на всю жизнь. В те же годы, сидя с удочкой на берегу озера, он представлял себя капитаном корабля, бороздившего океанские просторы. Но путь к морю был долгим.

От Балаклавы до Чукотки: дальние походы подводника Романова
фото: crimea.mk.ru

В селе Наваты Пильнинского района Горьковской области в семье колхозника-тракториста Ивана Степановича Романова 15 сентября 1939 года родился сын. Семья была не богатой, но и не бедствовала. Отцовством тракторист в полной мере насладиться не успел. Когда Толику было 6 месяцев, призвали в Красную Армию. И еще через полгода началась война. Все хлопоты по дому и воспитание двух детишек легли на плечи хрупкой малограмотной мамы. В июле 1943-го мать получила похоронку. Старший сержант, танкист Иван Романов погиб при освобождении города Болхова Орловской области...

Отец подводника - танкист Иван Романов.

Звездные наставники

 После окончания 8 классов поступил в строительное училище №7 в Дзержинске Горьковской области. Первая дальняя поездка - трехмесячная практика в Казахстане, где в Кокчетавской области мальчишки строили зернохранилище. Шел тогда 1956 год, начало освоения целинных земель. После окончания училища все комсомольцы со строительными специальностями были распределены по предприятиям области. Рабочий - звучало гордо! А строительная специальность считалась престижной. Два года Толик работал на стройках, отучился полгода в автошколе ДОСААФ, получил права водителя-профессионала. А тут и повестка в военкомат пришла. На службу ушел с огромным удовольствием. Воинская часть располагалась в 25 км от Выборга в Ленинградском военном округе. Там располагался истребительный полк. Романов служил водителем-прожектористом в отдельном дивизионе радио-светообеспечения аэродрома. Приходилось освещать взлетно-посадочную полосу для истребителей во время ночных полетов. Но мечта о море не оставляла Анатолия, решил он сделать шаг для ее осуществления. Но как стать профессиональным военным без полного среднего образования? В гарнизоне была вечерняя школа для офицеров и сверхсрочников. Командир части разрешил солдату продолжить обучение. Но строго предупредил, что эта учеба должна быть не в ущерб службе, никаких поблажек не будет.

 Обстановка в мире в тот год резко осложнилась. Карибский кризис грозил в любой момент перерасти в третью мировую войну. Военнослужащих 1958 года призыва на гражданку не отпускали. Сроки службы явно затягивались на неопределенное время. Командир части предложил Романову остаться на сверхсрочную службу, получить аттестат о среднем образовании. Обещал весной отпустить для поступления в военно-морское училище.

Комсомолец Толик Романов.

 И вот в 1962 году Анатолий успешно сдал вступительные экзамены и стал курсантом Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола в Ленинграде. В то время начальником училища был Герой Советского Союза, контр-адмирал Николай Павлович Египко. А заместителем начальника училища был Герой Советского Союза, легендарный подводник, капитан 1 ранга Ярослав Константинович Иосилиани. До декабря 1943 года на лодке «М-11» совершил 11 боевых походов, торпедировал 12 судов. Начальником факультета был Герой Советского Союза Валентин Георгиевич Стариков. На лодке «М-171» в 1941 году дважды прорывался во вражеские базы, потопил пять транспортов. С 1965 года он возглавлял ВВМУ им. Макарова во Владивостоке.

 Запомнилась Романову встреча трех поколений подводников, на которой выступал легендарный командир ПЛ «С-13» Александр Иванович Маринеско. Под его командованием 30 января 1945 года «С-13» потопила немецкий лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 тысяч тонн с 7 тысячами военнослужащих.

Ближе к делу

 В 1967 году после окончания минно-торпедного факультета ВВМУ подводного плавания лейтенант Романов был направлен на Черноморский флот в 155-ю ордена Ушакова бригаду подводных лодок на должность командира БЧ-3 лодки «С-66». В его ведении находилось всё оружие на борту подводной лодки. Стажировку на пятом курсе училища он проходил на этой же лодке в Балаклаве и уже был знаком со многими офицерами, со старшинами команд. Вот под их руководством и проходило становление молодого специалиста. Вскоре Анатолий сдал зачет на самостоятельное несение дежурства по кораблю, а еще через два месяца - зачет на допуск к самостоятельному несению ходовой вахты. В тот период подводные лодки у причалов не простаивали. То курсовые задачи в море отрабатывали, то с надводными кораблями и авиацией взаимодействовали, учебные стрельбы проводили, боевые дежурства в Донузлаве несли, ходили на боевые службы под Босфор и в Средиземное море.

 Первый экзамен на профессиональную зрелость - боевая служба в районе пролива Босфор. В 30-суточном походе боевая смена командира БЧ-3 старшего лейтенанта Романова заняла первое место. Завоевали приз Главкома ВМФ за боевую подготовку и за торпедные стрельбы. Особенно удачно действовала ПЛ «С-66» в крупномасштабных маневрах «Океан» в апреле-мае 1970 года. В этих маневрах, грандиозных по количеству задействованных сил, приняли участие две подводные лодки Черноморского флота: «С-66» командовал капитан 2 ранга А. Коротченков, «С-96» - капитан 2 ранга М. Сибилев. Натовские силы очень интересовались ходом учений «Океан», вели разведку всеми средствами. ПЛ «С-66», находившаяся на боевой позиции, обнаружила крадущийся подводный атомный ракетоносец вероятного противника. Старшина команды гидроакустиков мичман Е. Андрющенко в течение 20 минут держал с ней контакт. В военное время это означало однозначное уничтожение вражеской субмарины с двумя десятками ракет «Томагавк» на борту.

 В тот год на просторах Средиземного моря было развернуто несколько противолодочных ударных группировок нашего флота, на которых отрабатывались новейшие методики борьбы с подлодками вероятного противника. В ходе учений на поиски «С-66» были брошены палубные вертолеты ПКР «Москва» и «Ленинград», другие надводные корабли. После завершения учений все корабли собрались в точке якорной стоянки, где руководитель учений адмирал Сысоев провел тщательный разбор всех действий с командирами кораблей. Непродолжительный отдых, и поставлены новые задачи. Часть кораблей следит за авианесущей группировкой США, часть идет с деловыми визитами в дружественные арабские страны. ПЛ «С-66» в составе отряда двух ракетных кораблей под командованием командира 5-й эскадры вице-адмирала В.М. Леоненкова взяла курс на алжирский порт Анабу.

Скрытое слежение

 Предстояла встреча в заданной точке с танкером «Золотой рог», пополнение запасов топлива. Получили приказ в надводном положении идти на Балтийский флот. Лодка успешно прошла Гибралтар и вышла в Атлантику. Океан встретил длинной волной после сильного шторма. Вахтенный офицер и рулевой-сигнальщик вынуждены были пристегиваться страховочными поясами высотников за скобы, чтобы волной с мостика не смыло. После англо-французских проливов вышли в Северное море к датским проливам. Балтика встретила черноморцев сильным штормом. Первой шла «С-96», за ней в кильватерном строю на дистанции 5 кабельтовых - «С-66». Мостик накрывало волной, рубочный люк пришлось прикрыть, чтобы вода не хлестала в центральный пост. Сила шторма была столь высока, что на «С-96» разошелся сварной шов на ходовой рубке сверху донизу. Ход лодок не сбавляли, старались успеть прибыть в пункт назначения до 9 мая. На внешнем рейде отряд встретил старший офицер штаба дивизии подводных лодок Балтийского флота. Вечером 8 мая вошли в канал, у пирса выгрузили торпеды с ядерными боеголовками, поздней ночью ошвартовались у причала дивизии. Утром 9 мая на торжественном построении экипажи лодок узнали о трагической гибели 8 апреля АПЛ «К-8» в Бискайском заливе. Оказывается, отряд черноморцев прошел над затонувшей на глубине 4680 метров лодкой и 52 членами ее экипажа спустя несколько дней после трагедии.

 В течение трех месяцев лодки проходили навигационный и доковый ремонты на Балтике. Экипажи отдыхали в санатории города Пярну, некоторые офицеры и мичмана побывали в отпусках. В начале сентября лодки покинули Лиепаю. Труден был путь домой, но в Средиземном море на плавбазе подводников встречали с оркестром. Командование плавбазы организовало для экипажа банный день - вот это уже для подводников было настоящим праздником! Ведь при самостоятельном плавании на дизельной лодке помывка личного состава бывает раз в 10 дней со сменой разового белья. Пресной воды на человека - 3-4 литра только для мытья головы и верхней части тела. Остальное - моется забортной водой после охлаждения дизеля. Основное предназначение пресной воды - приготовление горячей пищи и чая.

Пополнив с плавбазы запасы продуктов, воды и топлива, «С-66» отправилась в восточную часть Средиземного моря для ведения скрытого слежения за авианесущим соединением США, за кораблями и подводными лодками НАТО. В течение месяца эта задача успешно выполнялась. Позже поступил приказ встретиться в заданной точке с БПК «Николаев» и следовать с ним в сирийский порт Латакия с деловым трехдневным визитом. И вот долгожданное радио с приказом возвращаться в Севастополь. Настроение у экипажа приподнятое, но расслабляться нельзя. Проливы с интенсивным судоходством прошли в надводном положении. В Черное море вошли после 8 месяцев походов и тысячи пройденных миль. Все поставленные задачи выполнены. Техника работала безукоризненно благодаря стараниям команд, настоящим мастерам военного дела. Офицерский состав показал себя тактически грамотными профессиональными специалистами. Такую серьезную школу проходили сотни подводников - офицеров, мичманов, старшин и матросов срочной службы. Поход завершен. Задание выполнено.

2019 год. Ветераны-подводники Иван Поламарчук, Анатолий Романов, Валентин Данилов.

И снова учеба и новые назначения.

 Опыт, полученный в дальних походах, позволил Романову поступить на классы политсостава в Ленинграде. Для командирских классов Анатолий был уже «староват» - 32 года. К тому времени командование ВМФ взяло курс на резкое омоложение командного состава. Видимо, были на то причины медицинского характера. После успешного окончания классов Анатолия назначают заместителем командира подводной лодки по политической части на корабль 633-го проекта. Лодка работала на военную науку, а Романов нарабатывал опыт политработника. Новое назначение на головную лодку проекта 641Б. Лодка успешно сдала все курсовые задачи, участвовала во флотских учениях, в торпедных стрельбах на приз Главкома ВМФ. Лодка под командованием капитана 2 ранга В. Чуханцова завоевала почетное звание «Отличный корабль». Во время посещения ЧФ Главком ВМФ адмирал флота Горшков осмотрел корабль, заслушал доклад командира ПЛ, приказал готовиться к переходу на Северный флот. В декабре 1975 года лодка вышла из Южной бухты и легла курсом на Босфор. Перед экипажем была поставлена задача несения боевой службы в Средиземном море и в Атлантическом океане. 30 апреля 1976 года, успешно выполнив все поставленные задачи, лодка ошвартовалась у причала в Полярном. По итогам похода капитаны 3 ранга В. Прокопенко и А. Романов награждены орденами «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени.

Оркестр в Чукотском море

В январе 1977 года Романов назначен замполитом на подводную лодку 670-го проекта 1-й флотилии АПЛ в Западной Лице. Планировался переход кратчайшим путем на Тихоокеанский флот подо льдами Северного Ледовитого океана. Анатолию поставлена задача познакомиться со всеми членами экипажа. Особое внимание уделить семьям офицеров и мичманов, так как им предстоит в скором времени самостоятельный переезд на другой флот в отсутствие мужей. За отпущенное время Романов эту задачу решил. Все офицеры и мичманы имели опыт длительных походов. Старшины и матросы срочной службы также имели хорошую подготовку. Нескольким матросам предстояла первая автономка. С каждым из них Романов провел индивидуальную беседу. В августе 1977 года старший перехода, заместитель командующего флотилией, командир лодки и замполит вылетели в Москву в Главный штаб ВМФ с докладом о готовности к переходу. Добро получено! В гарнизоне состоялся короткий митинг с построением экипажей дивизии, прощание с командованием флотилии, дивизии, представителями Главного штаба и Политуправления ВМФ. Отданы швартовы, лодка легла на курс в точку погружения. Пробное погружение прошло успешно. Через несколько миль вернулись в точку, всплыли и доложили, что все механизмы работают нормально, замечаний нет. Визуально попрощались с надводным кораблем сопровождения и ледоколом. Погрузились на заданную глубину, и лодка взяла курс на восток.

 На период перехода на ПЛ был прикомандирован офицер-гидрограф, в задачи которого входила помощь штурману в определении места по счислению. На ПЛ был установлен прибор «эхо-ледомер», с помощью которого фиксировались полыньи среди льдов и наносились на карту. Это была своеобразная мера предосторожности на случай аварийного всплытия, но всё шло в штатном режиме. Кроме адмирала Е. Чернова на борту был и начальник политотдела флотилии капитан 1 ранга Дьяконский, который вместе с Романовым проводил различные мероприятия со свободными от вахты сменами. Очень интересными и содержательными были его лекции об освоении Арктики российскими и иностранными мореплавателями.

Примерно через две недели лодка всплыла в заданной точке в Чукотском море. Штурманы со снайперской точностью вывели лодку к месту всплытия. Рядом на глади моря лодку ожидал ледокол, но необходимости в нем не было. Первым делом в главный штаб улетела радиограмма о том, что переход проходит по плану без замечаний, техника в строю, личный состав здоров. Офицеры поднялись на мостик и были поражены разноголосым криком тысяч птиц. Этот оркестр Романову запомнился навсегда.

До Берингова пролива и сам пролив лодка проходила в надводном положении, потом погрузилась и вплыла уже на внешнем рейде Авачинского залива 9 сентября 1977 года. Встречающий буксир помог зайти в бухту к причалу флотилии. На причале экипаж лодки встречали командующий Тихоокеанским флотом, 1-й секретарь Камчатского обкома КПСС (он вручил командиру корабля символический ключ от полуострова Камчатка). На флотском стадионе был построен личный состав флотилии и береговых частей. После приветственных речей командир ПЛ и его замполит поблагодарили за теплый прием и обещали быстро освоиться на новом месте службы и сделать корабль полноценной боевой единицей Тихоокеанского флота. После вручения командиру традиционного жареного поросенка состоялся коллективный обед.

 Праздник закончился, и в оперативном порядке решались все хозяйственные вопросы, велась постановка на все виды довольствия. И сразу началась интенсивная боевая подготовка, сдача курсовых задач. В январе 1978 года лодка вышла на боевую службу в Тихом океане. Экипаж лодки оставался практически в прежнем составе. Накануне 60-летия Советской Армии и Военно-морского флота на лодку пришла радиограмма от Главкома ВМФ СССР, адмирала флота Горшкова. Он поздравил экипаж со славным юбилеем. Во второй части радиограммы сообщалось, что командиру лодки капитану 1 ранга Козлову Валентину Тихоновичу присвоено звание Героя Советского Союза. Заместитель командира по политической части А. Романов и командир БЧ-5 А.К. Чаусов награждены орденом Ленина. В том же приказе сообщалось о награждении еще более 40 членов экипажа орденами и медалями. Задачи боевой службы в Тихом океане были выполнены на самом высоком уровне, и экипаж получил достойную оценку командования. И во время инспекции МО СССР в 1979 году лодка отлично выполнила ракетные стрельбы из подводного положения.

 Впереди Анатолия Романова ждали новые назначения, новые походы...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 12 июня 2019

Заголовок в газете: От Балаклавы до Чукотки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру