Пари для Калины: как севастопольцы обошли карпатских спасателей

Команда молодости нашей

Первые лучи сентябрьского солнца 1979 года только проскользнули над турбазой «Привал» в Бахчисарае. Мерно посапывали в своих спальниках горные спасатели, съехавшиеся со всей республики помериться силой и ловкостью в сложнейшем искусстве оказания помощи терпящим бедствие в горах. Да и было с чего посапывать, а не бежать на утреннюю зарядку. 

Команда молодости нашей
Коля Сосновских на скале Сокол в Новом Свете.

Первый номер

Команда Севастопольского спасотряда, выступавшая под первым номером по жеребьевке, показала на маршруте время уж очень хорошее. С одной стороны, первый стартовый номер дает фору соперникам. Приглядятся к маршруту, проверят длину веревок, времечко смогут разумно разметить, тактику изменить, людей переставить. Наши свыклись с непреодолимой рукой судьбы и постоянным первым стартовым номером. Хоть на жеребьевку не ходи. И научились получать от этого удовольствие. Еще никто трудностей трассы не знает, еще никто ниоткуда не сорвался, а севастопольцы свое дело сделали и ехидно наблюдают за старшими товарищами. Подтрунивают, советы дают, пивком назойливо балуются, соперников угостить пытаются. Но, главное, судьи команде не дали ни одного штрафного балла. Спасатели с западной Украины загрустили, засомневались в объективности судейства. Как это так, местный молодняк - и без штрафов? Подсуживают крымчане, не иначе. А во время дружеского ужина даже выразили сомнения в реальности показанного Колей Сосновских времени при подъеме по судейским веревочным перилам на скале. Ну не могли они поверить, что в таком интервале времени (5 минут) можно и самостраховку обеспечивать, закручивая муфту карабина, и узел Прусика вязать для подъема, и на 60 метров взгромоздиться. Откуда было им знать, что наши спасатели две-три операции одновременно способны делать. Костяк команды составляли балаклавские скалолазы. Миха Зимин, Вадик Галахов, Саня Кучерявый пытались рассказать о тонкостях наших тренировок. Но спор закончился пари на две бутылки коньяка между севастопольцами и гостями Крыма. Уговорились, что утром, при всеобщем наблюдении спасателей отряда Черновцов, наш специалист Калина (он же Коля) пройдет перильную навеску за прежде показанное время, но не хуже чем на 10 секунд. Всё бы было гуманно и хорошо, но только к моменту пари Калина уже спал с чувством выполненного долга и предчувствием традиционного первого места в соревнованиях. Пари заключалось без него.

Команда Севастопольского КСО в Бахчисарае, 1979 г.

Назад в прошлое

 Тут придется отвлечься и переместиться немного назад в пространстве и во времени. Соревнования спасательных отрядов в Крыму проводились в конце 70-х годов ежегодно. На Украине - раз в два года. Регламент соревнований предполагал наличие двойки альпинистов (их должны были изображать спасатели из состава спасотряда), штурмующей предельно сложный маршрут. По замыслу судей связка восходителей, достигнув контрольной точки (которую не так-то и просто было достичь), «терпит бедствие» и взывает о помощи. Тут четверка спасателей и выбегает на маршрут. Нагрузившись комплектом тросового снаряжения, веревками, карабинами, прихватив акью (специальные носилки для транспортировки пострадавших в горах), четыре мужика пытаются как можно быстрее подняться на вершину скалы, а затем сверху подкрасться к бедствующим, уложить их на носилки и спустить на финишную площадку. Теоретически - всё просто. Практически - куда сложнее.

Андрей Скрипниченко.
То веревок не хватает. То трос застревает в мягком известняке. На Украине традицией стало не соревноваться в технике и скорости, а обмениваться опытом за чаркой-другой под доброе сало. Хотя на скалах и копошились не спеша, разгадывая судейские ребусы. Судьи каким-то образом в те времена определяли победителей по одним им известным критериям. Каждый отряд норовил своих людей в судейскую бригаду внедрить. Да повесомей, самых горластых и авторитетных. Сумятицу внес Севастопольский контрольно-спасательный отряд под руководством Михаила Ерогодского. Младое, по тем временам, пополнение отряда предложило внедрить спортивный элемент в патриархальные соревнования спасателей. Но предложило не на словах, не вслух, а на деле.
Вадик Галахов на восхождении в Судаке.

Время на скалах

 Еще за месяц-другой спасатели Севастополя выезжали в Ласпи на Рыжую скалу и отрабатывали приемы и навыки в течение нескольких дней. Команда составляла рабочую легенду спасработ и раз за разом проходила маршрут. Работа с тросовым спасательным комплектом и с веревкой достигла автоматизма. Узлы вязались с фантастической скоростью. Такая техника была ближе к цирковому искусству, к спортивной гимнастике, чем к неспешному гулянию туристов. Ни один наперсточник на вокзале не двигал стакашки с такой скоростью, с какой Боря Илющенко прусик вязал. А спуск дюльфером (другого способа тогда просто не было) исполнялся на зависть любому спецназовцу, работающему под огнем противника. Благо эти навыки скалолазание дало в избытке. Всё световое время спасатели проводили на скалах. Секундомер стал обычным атрибутом тренировки. Всем миром искали оптимальный вариант выполнения элементов прохождения дистанции. Каждый из членов команды - опытный спелеолог, альпинист, скалолаз.

Владимир Илларионов.
Вместе тактику разрабатывали, определяли в ней слабые места, исправляли. И как итог - прохождение трассы соревнований без штрафных баллов и с хорошим временем. Самая молодая и нетитулованная команда дерзко выигрывала у команд мастеров, маститых альпинистов, «снежных барсов» и прочих уважаемых людей. Соперники не могли поверить и подавали в судейскую коллегию протест за протестом. Представитель нашей команды, старший инструктор отряда Валера Якимович голос имел не слабый. Чего стоили его комментарии по громкой связи во время прохождения трассы нашей командой: «На трассе команда Севастополя! В ее составе 4 кандидата в мастера спорта и два мастера! Один - производственного обучения! Второй - мастер скоростной укладки шпал!» (Действительно, Коля тогда работал на шпалоукладочной машине в желдорцехе Балаклавского рудоуправления, пути ремонтировал, а автор этих строк пэтэушников готовил для телемастерских.) Мог Валера и авторитетом давить. Короче, протесты оставались без удовлетворения, а медали и кубки перекочевывали с наградного стола соревнований в руки севастопольцев.

Коля снова на старте

 Вернемся в Староселье под Бахчисараем. Утро после ночного пари. Пытаемся разбудить Калину. Он спит как убитый. Выложился накануне по полной схеме. Трассу прошел отлично, зачет по медицине сдал врачу соревнований Игорю Похвалину. Можно и расслабиться.

 - Калина, подъем. Коля, вставай. Пора на трассу! Объяснение было тяжелым, но Коля простил, что мы на него ставки сделали без его ведома. Не, ну действительно, не будить же человека посреди ночи из-за такой ерунды. Умылся, побрился, чаю хлебнул. Заботливые друзья для него специально по такому случаю с вечера припасли добрый глоток портвейна. Не более. И сказал: «Едем!» Приехали в Староселье под скалу, а там уже все вчерашние спорщики на скале развесились на веревках. Ждут выхода Калины. И мы переживаем. А вдруг Калина перегорел. Ну, в плане, вчера лучшее время показал (мы и не сомневались в этом), а сегодня с холодком полезет. Потянулся Коля, ногу на скалу поставил, размялся, подтянулся пару раз на зацепке, отжался от земли, глянул на судейские перила и сказал: «Ну?»

Зимин, Галахов и Сосновских разрабатывают тактику для соревнований.
Звучит команда: «На старт. Внимание. Марш!» Калина, как на тренировке, внешне спокойно и ровно идет метр за метром. На скалодроме - редчайшая тишина. Наблюдатели молчат. Не болельщики, а конкуренты. Ни одного нарушения регламента. Сверху слышим: «4 минуты и 5 секунд». Победа! Спорщики спускаются со скалы, пожимают руки нашей команде и, загадочно улыбаясь, уходят к своей машине. Уже через час в наш УАЗик был перегружен ящик приличного крымского коньяка. Калина больше не сердился на то, что мы его разбудили ни свет ни заря. А Кубок Украины мы тогда увезли в Севастополь. Ни одна команда не смогла улучшить наше время прохождения трассы. И ни одна не обошлась без штрафных баллов. Это был триумф Севастопольского спасотряда. И он держался 10 лет. Наверное, и дольше бы держался, да канул в Лету ВЦСПС, в ведении которого была контрольно-спасательная служба. На смену традиционным встречам спасателей пришли иные мероприятия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 20 февраля 2019

Заголовок в газете: Пари для Калины

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру