Рыбаки и рыбки: в Феодосии открыли нескучный музей для детей и взрослых

Все самое интересное можно увидеть в экспозиции во Дворце культуры и творчества «Чайка» рядом с Дачей Стамболи.

Многие феодосийцы знают Михаила Куманцова - человека необычной судьбы. Когда-то испытав себя в роли добытчика золота на одном из приисков Чукотки, он затем посетил многие страны мира. Из каждой поездки привозил домой необычные вещи, ставшие сейчас экспонатами Музея рыбы и рыболовства. 

Все самое интересное можно увидеть в экспозиции во Дворце культуры и творчества «Чайка» рядом с Дачей Стамболи.

Рыба-оберег

 Михаил Иванович лично представил «МК в Крыму» свою коллекцию. Мы подходим к первому стенду. Вижу необычное творение: на высушенной рыбе - иконка. Ничего подобного раньше не встречал.

 - Это действительно редкий экспонат, - говорит Куманцов. - Он напоминает о давних временах, когда чумаки возили соль из Крыма в Малороссию. Представьте себе ночное южное небо, по дороге неспешно трудяги-волы тянут тяжело нагруженные арбы, скрипят колеса, а возчики поют мелодичные украинские песни. В повозке среди прочего провианта - освященная в храме, высушенная на солнце камбала с иконой Божьей матери. По сути она - оберег. Если благополучно довезут ее чумаки к родному дому, пожертвуют рыбу с иконой православной церкви.

 Следуем дальше. Перед нами уютная комната с кожаным диваном и картинами на стенах.

 - Здесь будет кают-компания, - делится планами директор музея. - Мы только начали ее оформление. Главное - есть идея. Будем устраивать здесь «посиделки» за чашкой чая для людей, любящих природу, имеющих отношение к рыбной отрасли.

 Заходим в центральный зал. Поначалу глаза разбегаются от ярко освещенных прозрачных шкафов, наполненных всевозможными изделиями из металла, хрусталя, фарфора. Не оторвать взгляд от диковинных рыб, других обитателей подводного мира Особенно хороши экспонаты из клыков моржей.

 - Я купил их на Аляске. Несколько раз ездил туда в командировки. Это всего 135 километров от Чукотки, где я работал. В первый раз взял с собой 1000 долларов, всё потратил, пришлось у переводчика занимать, уж больно красивый товар у американцев, - говорит Михаил Иванович.

 Среди редких экспонатов - пасть акулы. Оказывается, у этих хищниц может быть до 40 рядов зубов. Если один зуб ломается, то меньше чем за день - восстанавливается. За свою жизнь она, таким образом, может реанимировать 30 тысяч зубов...

Волна революции

 Михаил Иванович - собеседник интересный, на самые сложные вопросы дает ответы, любою ситуацию может комментировать на основе своего жизненного опыта. Он сразу предупреждает, что не является коллекционером. Те люди другого сорта. Они покупают понравившиеся им вещи для того, чтобы вложить деньги. Куманцов же собирал свою коллекцию для души. Рыбную тему выбрал потому, что всю жизнь в рыбной отрасли. Это его жизненное кредо: любить и охранять красоту подводного мира.

 - Детские годы вспоминаю с удовольствием, особенно рыбколхоз «Волна революции», - рассказывает Михаил Иванович. - В то время на его территорию пройти было сложно. Выручала дружба с Юрой Медведевым. Его отец был членом колхоза и проводил нас через проходную при условии, что будем помогать выполнять несложные работы. Взамен получали рыбу со свежего улова. Представляете, прихожу домой с добычей. Мама моя, Евдокия Федоровна, встречает похвалой: «Молодец. Настоящим добытчиком будешь». Приятно.

 Помню свои первые заработанные деньги. Вышло это случайно. В нашем районе одна из советских киностудий снимала фильм под названием «Друзья и годы», и меня пригласили в массовку на пару дней. Играл простенькую роль, но деньги мне выдали настоящие. Без раздумий купил на них две чашки и два блюдца в подарок родителям. На оставшиеся копейки решил нанести гравировку. Всего несколько слов: «Маме - от Миши» и «Папе - от Миши». Гравер, узнав о моем заказе, поинтересовался, откуда у меня деньги? Отвечаю: в кино снимался. Ну, а мороженое хотя бы купил? Говорю, что больше денег не осталось. Выполнил он работу, написав «Родной мамочке от сына Миши». И отцу также, а от копеек моих отказался. Говорит: «Купи мороженое. Мне доставило удовольствие помочь такому сыну!»

Выбор профессии

 - Серьезно начал выбирать свою дорогу в жизни после службы в армии, - вспоминает Куманцов. - В 23 года учиться мне еще не хотелось. Поступил на работу лаборантом в НИИ «Альтаир». Платили копейки, поэтому искал предприятие, где можно заработать на жизнь. Через двоюродную сестру Машу, которая жила на Чукотке, получил вызов. Без такого документа на севере не принимали. Приехал в отдел кадров прииска имени ХХII съезда КПСС. Там спрашивают: «Что умеешь делать?» Отвечаю честно: «Ничего». - «А где хочешь работать?» - «Где больше платят». - «Тогда оформим съемщиком металла». И начались трудовые будни. Через мои руки прошло большое количество золота!

 Чтобы чего-то добиться в жизни, решил я получить высшее образование. Выбрал рыбный институт во Владивостоке. Закончил. Стал ихтиологом, и приняли меня в рыбинспекцию Магаданской области. Потом я еще возглавлял всю рыбоохрану России, был вице-губернатором Корякского автономного округа и зам. директора крупнейшего научно-исследовательского рыбного института. Более 20 работ у меня опубликовано, я кандидат наук. Еще в 62 года окончил Крымский университет, теперь я еще и историк! Собирать коллекцию начинал с малого. Многое мне дарили. Что-то сам покупал. Сейчас мне стало гораздо интереснее собирать. Я не просто приобретаю вещь, я смотрю, как она будет смотреться в музее. Не так давно ездил в Португалию. Знаете, португальцы гордятся своей страной именно потому, что историю сохраняют в музеях…

Чай в музее волейбола

 Совершенно неожиданно для себя, через два дня я открыл то, что мало кому известно - волейбольный музей! Случилось это после того, как я по приглашению Михаила Ивановича приехал к нему домой. Хозяин встретил меня у крылечка 3-этажного особняка, похожего на крепость, на берегу моря. На небольшой территории (участок Куманцов приобрел у одного из ветеранов табачной фабрики) он сумел по собственному проекту произвести чудо архитектуры. Еще большее удивление вызвало внутреннее убранство дома. По сути это еще один музей. Глядя на всевозможные, искусно сделанные стенды, кубки, медали, отлитые в бронзе фигурки спортсменов, картины и фотографии, лишь теперь я оценил глубину страсти Куманцова, начавшего свое увлечение красивой игрой еще в юношеские годы.

 Мы сидели в уютной комнате за большим столом, пили ароматный чай (без спиртного), беседовали. Через приоткрытую дверь балкона доносился по-летнему ласковый для декабря шум моря, и я по-доброму завидовал хозяину рыбно-волейбольного царства.

 - Надо уточнить теперь мою должность: не основатель Музея рыбы и рыболовства, а директор, - говорит Михаил Иванович. - Я передал всю свою коллекцию партнерам - московской арт-группе «БЮРО» - компании, которая специализируется на организации частных музеев и точек туристического притяжения. Они профессионалы, открыли уже восемь музеев в России, причем все проекты успешные и очень востребованные. В нашем феодосийском тандеме московские коллеги занимаются организацией музейного пространства с учетом современных подходов, рекламой и развитием, а также экономической составляющей проекта. В общих планах - придание музею интерактивного характера, а также расширение возможного образовательного поля - организация кружков, проведение лекций, мастер-классов, встреч с интересными людьми и многое другое. К примеру, один из первых посетителей музея, юный феодосиец, попросил установить большой аквариум с живыми рыбками. Уже к весне, надеюсь, эта новинка появится на радость малышам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 26 декабря 2018

Заголовок в газете: Рыбаки и рыбки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру