Илья "Чёрт" Кнабенгоф: За 50 лет я практически ничего не нажил...

Полёт нормальный

В начале нынешнего августа группа «Пилот» выступила на крымском байк-шоу, после которого лидер группы Илья Кнабенгоф, больше известный как Илья Черт, ответил на накопившиеся у нас вопросы. Тем более что в этом году группа отмечает 25-летие, а сам Илья в день ВДВ отпраздновал свой 50-летний юбилей.

- Илья, вы в десятый раз принимали участие в байк-шоу. Какое было для вас наиболее запоминающимся?

- Вообще, конечно, все фестивали похожи один на другой. Тем более байкерские: дух, атмосфера, все такое… Поэтому, честно говоря, мне запомнился фестиваль, когда приезжал президент, - безусловно, это было очень почетно, это было прям проявление высочайшего уважения и к байкерам, и к этому фестивалю… Мне очень понравилось, как это все было обставлено, что он сам приехал на байке. Это было круто, конечно! И достаточно все было по-простому, по-человечески. Я могу сказать, что, наверно, запомнился последний: ну пока что. Учитывая мои проблемы с памятью по жизни, но и то, что я, конечно, еле выжил: даже из 8 заявленных песен мы сыграли 7, потому что дольше я уже на ногах стоять не мог, я был в очень плохом состоянии, с больными легкими, Но надеюсь, что это мало кто заметил, но это был прям бой насмерть, потому что я, честно говоря, во время выступления думал: если я сейчас буду падать в обморок, то выбирал позицию: куда так упасть, чтобы голову не расшибить. И в принципе, да, за время выступления у меня пару раз темнело в глазах, я начинал падать уже и думал, что все! Но выстоял 7 песен нормально, и вроде бы никто не заметил. Это, конечно, я запомню надолго!

Глубокое изучение

- Вы, наверное, и сами понимаете, что все ждали песню «Шнурок». Почему вы ее не исполнили?

- Во-первых, я представления не имею, почему именно все ожидали песню «Шнурок». Мне кажется, на подобном фестивале люди съезжаются со всей страны (и это так и есть) и вообще, с творчеством группы знакомы едва ли больше половины людей, которые там присутствуют. А во-вторых, песня «Шнурок» ну никоим образом не относится к байк-движению, я даже не знаю… Понятно, что все мотоциклисты любят такую хард-металл музыку тяжелую, поэтому стараюсь выбирать на байкерские фестивали соответственный репертуар. Чтобы это было, как говорится, «в духе» байк-движения. Мне кажется, что песня «Шнурок» совсем из другой оперы, ну и тем более я все равно бы ее спеть не смог просто потому, что вот на этой песне все бы и закончилось сразу (смеется). «Ага-ага» - и упал. Все. И унесли в «скорую».

- Да, Илья, вы действительно сейчас сообщили новость: думаю, никто и впрямь не заметил ваше плохое самочувствие - так вы хорошо держали себя в руках! Оказывается, вы не первый год уже проводите курсы по саморазвитию, где поднимаете философские и духовные темы. Как вы к этому пришли?

- Наверное, я к этому пришел начиная с пятилетнего возраста. Этому способствовало тяжелое заболевание мозга, которое я перенес в детстве: у меня был очень такой мистический опыт, достаточно длительный, большой и глубокий. И, собственно, я с пяти лет стал задавать вопросы про вселенную, про Бога и так далее. Просто тогда был Советский Союз, не к кому было идти с этими вопросами, было официально атеистическое государство и было опасно задавать вопросы о религии, тем более в еврейской семье. Все были на стреме: чемоданчик с бельем всегда стоял в коридоре. На всякий случай. Вот. Но когда мне было 18-19 лет, я получил духовное имя, посвящение в буддийскую школу Ваджраяна, и с этого началось глубокое изучение: то есть практики, выездные лагеря буддийские, медитации и все такое. Вот так, собственно, все и началось: потихоньку-потихоньку набирал знания, набирал опыта. В конце концов ко мне однажды пришли люди с вопросами (причем группа людей из Москвы) после выхода пластинки 1+1 = 1, пилотовской, мне написала группа поклонников, сказали, что хотят задать кучу вопросов по поводу этого альбома, который посвящен духовной тематике. Они мне оплатили дорогу, я приехал в Москву, по-моему в какой-то институт, насколько я сейчас помню. Собралось студентов, наверное, 30-50, и мы два часа прям провели такое интервью народное. И всем очень понравилось, и мне ребята из этих студентов решили сделать лекцию на эту тему. И потихоньку так и началось. Сейчас это вылилось в полномасштабные лагеря по саморазвитию, которые мы делаем с компанией «Пространство альтернативного развития» - преимущественно это выходные на три дня (это удобный формат для людей). Скажем, рекламные тизеры на разные темы. И раз в год мы проводим в Крыму (вот уже четвертый год, 5 лагерей мы провели) полновесный лагерь, куда съезжаются люди (порядка сорока человек со всей страны), и мы преподаем различные практические темы.

фото Анфисы Третьяковой

Дополнительная трудность

- Илья, почему «Черт»? В связи с вашими нынешними духовными практиками, нет ли в этом прозвище противоречия вам самому?

- Есть такое выражение, что если, как говорится, хочешь жить среди волков, будучи агнцем, - надо надевать волчью шкуру. Я считаю, что мир в данное время наш абсолютно деградировал в плане моральной нравственности и духовности, поэтому очень тяжело ходить и светиться вокруг открыто. Тем более в среде рокеров, где я профессионально провел 35 лет. Поэтому эта моя кличка является веригой. В православном христианстве есть такое понятие «верига» - то есть дополнительная трудность, которую человек на себя вешает. Это аскеза. Дополнительная трудность, с которой мне нужно справляться. И плюс - это лакмусовая бумажка, которая сразу дает понимание: человек тебя воспринимает по делам твоим или по кличке. Соответственно, это помогает со своего пути жизненного сметать всяких не очень умных людей. Надо учитывать, что фамилия сложная, ее не каждый может выговорить.

- Вы наполовину немец, наполовину еврей, при этом человек с русским менталитетом. Как вы сами себя идентифицируете, вот, например, при переписи населения, вы какую национальность указываете?

- Я указываю, что я еврей. Но самое главное, что для меня это не имело никакого значения, пока в моей жизни не появились люди, которые стали вменять мне мое еврейское происхождение в отрицательном плане: то есть стали намекать, что евреи во всем виноваты. И они заставили меня мою национальность уважать все больше и больше из-за этого. Я проникся этим в каком-то смысле. Но много раз будучи в Израиле, я понял, что мне эта культура не близка. Вообще не близка никак! И я, наверное, являюсь исключением из классического понятия о евреях, потому что я не адвокат, не бизнесмен, у меня нет никаких миллионов, за 50 лет своей жизни я практически ничего не нажил, поэтому я (в еврейском языке есть такое слово) шлимазл. Вот я и есть он самый. Такой придурок в семье. Рок-музыкант с гитарой.

- За время работы в «Пилоте» вами было издано несколько художественных книг: «Тори», «Проводник», «Слипер и Дример», «Сущий Зверь». Скажите, ваши читатели - это ваши слушатели?

­ - Я бы сказал, что пополам: примерно 50 процентов читателей - это все-таки люди, которые напрямую связаны с творчеством группы «Пилот», которые слушают группу и знают меня как музыканта, но 50 (а может, сейчас и больше процентов) - это люди, которые вообще не знают, что я занимаюсь музыкой; которые просто ищут мои книжки по книжным магазинам. Они продаются везде в стране, и в интернет-магазинах, и в обычных.

– О чем вы пишете, в каком жанре?

– Вот эти четыре книжки подаются как фантастические, хотя это мой личный опыт, просто описание моей жизни, моего мистического опыта личного, завуалированного под какие-то такие сказочные повести. Плюс, вышла книжка огромная стихов (несколько сборников стихов в одной книге), потом у меня вышел учебник для молодых артистов, музыкантов – это прям классический учебник, называется «Анатомия шоу-бизнеса», где рассказано как нужно и что делать, чтобы карьеру свою строить. И последняя книжка, которая выходила – это учебник по духовным дисциплинам, можно сказать, это учебник закона Дхармы (если читатель знает, что это такое). Это практическое руководство для жизни человека, которым может пользоваться любой: от водопроводчика, дворника и грузчика до высокодуховных людей. То есть я старался написать какие-то глобальные духовные истины, но простым человеческим языком.

– Также у вас есть две книги стихов «Жисть и как её есть» и «Шкындырпыть всея всячины». Проводите ли вы поэтические вечера?

– Честно говоря меня приглашали много раз поэты Питера и Москвы поучаствовать в подобных вечерах (даже не знаю, как это называется у них), но у меня клиническая проблема с памятью: я не помню своих стихов, по крайней мере из многих сотен своих стихов едва ли я знаю два-три своих наизусть. Учить очень сложно мне текст, а читать с бумажки считаю неприемлемым. Мне к каждому такому вечеру нужно реально готовиться несколько часов. А у меня на это просто нет времени. И я не вижу в этом смысла, честно говоря, особого. Зачем? Я просто издаю их как книгу. Да, я еще издаю пластинки со стихами, где я их читаю и разные композиторы, опять же со всей страны делают под них музыку. У нас вот целая трилогия вышла на данный момент, которая называется аудиостихи. Там три части. Три диска. Считайте. Больше трех часов стихов под музыку. Мне кажется подобный формат наиболее адекватным в плане моего творчества, чем просто читать среди напившихся водки поэтов (смеется).

– Вы часто даете концерты в местах лишения свободы, а на сайте вашей группы - реклама православного реабилитационного центра. Вы близко сталкивались с этими проблемами?

– Нет, проблем у меня с этим нет никаких, слава тебе, Господи. Но концертов не так много. Как хотелось бы, честно говоря, потому что за последние 15 лет концертов в местах лишения свободы было сыграно порядка 10. Это не так много. Я бы играл их гораздо больше, если б была бы возможность. Но. К сожалению, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), которая отвечает за это, черезвычайно трудна на подъем в этом плане. Они вставляют палки в колеса постоянно: то есть за каждый концерт нужно биться несколько месяцев – и это проволочки, это бюрократия, они боятся это делать. В общем, в Российской Федерации, к сожалению, это очень сложно договориться. Поэтому. Знаете, я бы сказал, что из 10-15 концертов. Которые мы хотим провести, получается провести 1. И очень часто снимают концерт буквально там за неделю, за несколько дней – как было с последним вот, в зоне строгого режима номер 6, в Питерской зоне: сняли концерт буквально за день. К сожалению. А с православным реабилитационным центром… я во-первых полностью согласен с Русской Православной Церковью, с их учением. Не вижу никаких разногласий с ними. У меня достаточно друзей батюшек, священников. Мы долгие годы дружим. Мало того, однажды даже я официально получал разрешение, благословение на проведение лекций по Ведическому знанию в Нижегородской епархии, которая его мне выдала вообще. Собственно, не сумняши. Я считаю, что все религиозные учения призваны так или иначе пробуждать в людях совесть, держать их на высоком уровне моральной нравственности и духовности, поэтому мы друг другу помогаем. И с удовольствием, в любой удобный момент я готов работать с представителями Православной Русской церкви. Я только за и буду счастлив такому сотрудничеству.

фото Анфисы Третьяковой

Юбилейное время

- 2 августа вам исполнилось 50 лет. Как воспринимаете этот возраст и как отпраздновали юбилей?

- Это был самый странный мой день рождения, потому что я весь свой день рождения пролежал больной в квартире один. Мои друзья отпраздновали мой день рождения без меня: каждые полчаса присылали фотографии и видео, как им весело и здорово (то есть там дискотека, корабль, какой-то клуб), а я все это смотрел лежа в кровати, умирая вообще от бронхита тяжелейшего, с высоченной температурой. Вот такое у меня было 50-летие веселое. А с возрастом, честно говоря… Не знаю… Нет каких-то сильных потрясений, просто реально понимаешь, что физически другое состояние: уже нет таких сил, как там 10 лет назад, конечно, понятно, что «батарейка подсела», есть проблемы, конечно, со здоровьем, с тем же сердцем, грубо говоря, уже многое не можешь себе позволить, нужно больше отдыхать, как-то больше следить за собой. Ну и понятно, что дальше нужно готовиться к тому, что будет все трудней. Есть такой момент, о котором ты задумываешься, именно когда тебе стукает 50: ты понимаешь, что дальше трудности будут только увеличиваться. До этого я об этом даже не задумывался. Придется с этим считаться, грубо говоря.

- В этом году группе «ПилОт» исполняется 25 лет, и коллектив начал юбилейный тур по городам России. Будете ли вы выступать в Крыму?

- Мы только что в Крыму играли на байк-фестивале «Ночных волков». Насколько я знаю, у нас в туре планируется Севастополь, Симферополь… Мы же играли в этих городах. Если будут приглашения от них - безусловно, мы будем только за! Потому что мне Крым очень нравится. Я каждый год отдыхаю в Крыму.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 26 октября 2022

Заголовок в газете: ПОЛЁТ НОРМАЛЬНЫЙ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру