Как "мерс" Штирлица доехал до Крыма и пригодлился писателю Бунину

Кино-Крым

Автомобильная история в кино началась для Валерия Гутника со звонка из симферопольского управления ГАИ: «В розыске старые машины. Киношники из Москвы приехали, будут снимать на полуострове. Они подыскивают что-нибудь древнее, импортное, способное еще своим ходом перемещаться в пространстве. Ты же у нас специалист по автохламу - выручай!»

Кино-Крым
Валерий Гутник в рабочей обстановке среди своих "автораритетов", фото: М. Львовски

Так в 1999 году пересеклись пути председателя «Астры» со съемочной группой Алексея Учителя. Режиссер тогда работал над картиной «Дневник его жены» - о жизни писателя Ивана Бунина в эмиграции. Южный берег Крыма в который раз уже сошел за Ривьеру, а ялтинские улицы послужили естественными декорациями Ниццы. Для полноты жизни не хватало движения.

- Учитель ознакомил меня со сценарием, - рассказывает Валерий Гутник, - и я имел четкое представление о временных рамках. Под эти «годы» и стал подбирать машины, какие были у нас в Крыму. Всего в картине засветилось пять наших машин - два «Мерседеса», «Wonderer», BMW-340 (выпуск 1948 года) и «Опель-Адмирал» кабриолет 1940 года. У каждой машины своя интересная история. Например, «Опель» - по легенде принадлежал начальнику симферопольского гестапо. И машину якобы при отступлении немцев бросили. Мы потом проверяли - у него действительно был именно такой автомобиль, но по номеру никаких записей нет. На съемках машина не подвела, «сдалась» чуть позже - видно, не хотела покидать съемочную площадку в Ялте. Ее можно хорошо рассмотреть в финале картины, когда идут титры. Перед отъездом в Симферополь у «Опеля» полетело сцепление, полдня его ремонтировали. Только тронулись - полетела прокладка. В общем, шесть часов добирались. А так моей помощи как автомеханика на съемках даже не понадобилось, обошлось без форс-мажоров. Мы выбирали старые участки трассы в Ялте и ее окрестностях, где было поменьше транспорта - чтобы не перекрывать и чтобы они были похожи на довоенные дороги. На всех проездах за рулем были ребята из «Астры». Актерам рулить не пришлось. Главный герой в исполнении Андрея Смирнова (Иван Бунин) чаще оказывался на заднем сиденье «гестаповского» кабриолета. Еще его подвозили на такси к вокзалу Ниццы. «Шашечки» мы нарисовали на евпаторийском «Мерседесе». Причем мне пришлось перелопатить гору литературы, чтобы оформление машины, ее номер и даже одежда таксиста соответствовала тому, что было в 1936 году. Я потом даже премию получил за воссоздание антуража. В одном статичном эпизоде мелькнул и мой «Мерседес-230», тоже как такси. 

Стоит заметить особо, что непродолжительное появление в кадре этого автомобиля Валерия Гутника стало весьма примечательным событием - машина вернулась в большое кино четверть века спустя. В 1973 году за его рулем сидел Штирлиц, а в салоне кричали дети радистки Кэт!

Путь шпионского автомобиля в Крым оказался долгим и извилистым. После окончания съемок «Семнадцати мгновений весны» машина Штирлица с набором всевозможных поломок надолго застряла в гараже «Мосфильма». Там бы и пропала, если бы не оказалась востребованной украинскими кинематографистами. В 1979 году ее переправили поездом в Одессу для участия в картине «Мерседес» уходит от погони». Но реанимировать «немца» автомеханики не смогли, и от погони в степях Украины уходил совсем другой автомобиль Бенца - с открытым верхом 290-й модели. А машина Штирлица после съемок так и осталась на Одесской киностудии. Там ее в середине 90-х случайно и приметил для своей коллекции Валерий Гутник. За «убитый» раритет он заплатил 800 $.

- Машина была в ужасном состоянии, - вспоминает Валерий Владимирович. - Ее «убили» еще на съемках «мгновений». В первую же зиму заморозили двигатель - оставили на ночь с водой, а позже еще и одна из рессор лопнула. В кадр ее уже затаскивали на тросе. Но от машины движения и не требовалось - все ее эпизоды статичные: там, где Штирлиц помогает радистке Кэт с детьми, потом там, где он, возвращаясь в Берлин, останавливается на обочине дороги... Моменты можно долго перечислять. А всего на съемках в СССР и в ГДР было задействовано четыре или пять «Мерседесов» 230-й модели. Даже неспециалист может заметить при просмотре фильма массу отличий - например, дворники: в одном случае они закреплены на лобовом стекле сверху, в другом - снизу.

Кстати, Юлиан Семенов своему герою подбирал машину соответственно рангу партийной номенклатуры и высших чинов вооруженных сил рейха. В его романе Штирлиц колесил по Германии на шикарном «Хорьх-853» (Horch).

- Конечно же, режиссер фильма Татьяна Лиознова знала все эти нюансы, - поясняет Гутник. - Но в самом начале проекта администрация съемочной группы поссорилась с единственным в СССР владельцем «Хорьха-853», а потом уже по политическим соображениям решили, что наш разведчик должен ездить на скромном автомобиле. «Мерседес-230» таким и является. Это обычная армейская машина для офицеров уровня командира батальона, но никак не для штандартенфюрера СС.

И сейчас, наверное, «Мерседес» Штирлица находится в обычном городском гараже. После всех киношных пертурбаций от машины осталось всего лишь 60 % родного «железа». До появления на «Мосфильме» она принадлежала какому-то офицеру, который после войны привез ее из Германии. Технических документов не сохранилось, достоверно известен лишь год выпуска - 1938-й.

- Весь комплект запчастей у меня уже есть, в том числе и «родной» 6-цилиндровый двигатель, все приборы, задняя подвеска, - говорит коллекционер. - Пока не решил, стоит ли снимать двигатель ГАЗ-21, но салон восстановлю до мельчайших деталей. В кино машина еще вернется своим ходом - с этой мыслью я и приобретал ее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру