И Ольга Юлиановна рассказала читателям нашей газеты о жизни Юлиана Семенова в годы «советской перестройки», о его фантастических проектах в Крыму, которые едва не стали реальностью, и о тайнах, известных лишь близкому кругу семьи.
Письма Горбачеву и 1991 год
- Ольга Юлиановна, в книге «Крым Юлиана Семенова» вы опубликовали два письма вашего отца Михаилу Горбачеву, в которых он советует генсеку КПСС, как лучше обустроить страну. Он так же, как и большинство народа, верил, что Михаил Сергеевич способен изменить жизнь к лучшему?
- Горбачева отец знал еще по Ставропольскому краю, и у него с ним были добрые отношения, но он с ним не так часто общался, как, например, с Андроповым. Тут нужно добавить, что у Юлиана Семеновича были неплохие отношения и с Раисой Максимовной Горбачевой. Я помню даже, как он передавал ей книжку «Тихий американец», подписанную автором - его другом Грэмом Грином. Так что генсек серьезно отнесся к предложениям писателя и разослал все письма членам Политбюро. Отец предлагал радикально сократить количество бюрократов, а оставшимся платить процент с каждой проведенной сделки. Советовал немедленно повышать в 2-3 раза зарплату учителям и медикам, потому что люди, отвечающие за здоровье и нравственность народа, не должны жить в нищете.
- А в какой момент его надежды сменились разочарованием?
- Абсолютно точно могу сказать - зимой 1989 года. Отец вызвал мою старшую сестру Дарью - она художница и муж ее художник - и сказал ей: «К сожалению, в России начинается хаос, если ты решишь на несколько лет поехать в Прагу или работать на вольные хлеба в Англии (они талантливые художники, галереи ими интересовались), то я пойму и не обижусь». Моя сестра говорит: «Папочка, а ты?» Он говорит: «Как бы здесь не было плохо, автор Штирлица должен жить и умереть в России». То есть в 89-м году, конечно, он понял, что из двух альтернатив, к сожалению, Советский Союз, Россия пойдет по трагическому такому пути.
- Как он воспринял события 91-го?
- В 91-м Юлиан Семенович уже тяжело болел. Он болел до 15 сентября 93-го года и умер после многочисленных инсультов. У него были очень плохие сосуды. Но он воспринимал, конечно же, всё. Это было чудо после инсультов, которые он перенес. Но когда была заваруха у нас здесь внизу - в Форосе, Горбачева арестовали, мама подошла к отцу: «Что такое? Юличка, ты видишь телевизор? Сколько это продлится?» Он лежал и с трудом сказал: «Дня три продлится».
- Отведи судьба писателю больше времени и здоровья, наверняка, всё это нашло бы отражение в новых его романах...
- Безусловно, Юлиан Семенович хотел писать до последней минуты. Он был человеком невероятно политизированным, ему, кстати, дважды предлагали депутатство. Добрые друзья из Ярославля готовы были выдвинуть его кандидатуру. Но он отказался: «Я слишком много еще должен написать». У него не было личной заинтересованности стать политиком, депутатом, тогда как многие готовы были заплатить деньги, чтобы получить такой статус. А он, наоборот, когда печатал все эти экономические статьи и писал письма, интересовался только благом страны.
- С той харизмой и авторитетом, которые у него были, Семенов мог на уши поставить Верховный Совет.
- Но, понимаете, Юлиан Семенович не был человеком системы. Кому-то кажется, что он был обласкан властью - это враки. Его даже не наградили за «Семнадцать мгновений весны»! Еще говорят, вот он ездил по всем странам мира. Но половина путешествий - это были частные поездки, к его западным друзьям, а не потому, что он якобы был полковником КГБ и выполнял тайные задания Андропова. Чушь всё это, он не был даже членом компартии. Патриот - да, был, любил Россию, если бы мог жить в другой стране, давно бы уехал: ему контракты предлагали в Голливуде, очень любили его там американские друзья. Но он хотел жить и умереть в России. Но, не будучи человеком системы, не хотел идти с кем-то в упряжке. Он знал национальный характер - обязательно шараханье: запретить - разрешить, оплевать - возвести памятник. Он считал, единственное, что он может делать - выпускать газету «Совершенно секретно», и надеялся, что этим он может что-то перевесить. Получилось, что нет.
Тайна с двумя неизвестными
- Кстати, об американских друзьях. Съемочная группа из Голливуда приезжала снимать его в Крыму для проекта о самых влиятельных и состоятельных людях мира...
- Американцы, полагаясь на данные тиражей его книг, включили его в тройку самых состоятельных и знаменитых людей Советского Союза. Да его все знали, но по части состоятельности - вы видите этот дом? Это же смешно! У нас была квартира в Москве, у Юлиана Семеновича была машина. Но американцы насчитали, что опубликовано в мире 30 миллионов экземпляров книг Семенова, и сказали: «Это мультимиллиардер», не приняв во внимание то, что у него забирали 99 процентов.
- Почему так и не дошло дело до экранизации произведений Семенова на Западе?
- Уже подходило дело к съемкам. Он дружил с дочкой трагически погибшей Зои Федоровой, о которой он написал детективный роман «Тайны Кутузовского проспекта», и дочка Зои Федоровой приезжала сюда - уже был проект художественного фильма в 1989-1990 годах. Разумеется, его бы реализовали, если бы Юлиан Семенович не заболел.
- В родной стране среди коллег-писателей у него было много завистников?
- Начиная с 86-го года его буквально травили в советской прессе. И если сегодняшняя пресса отзывается о Юлиане Семеновиче хорошо, то тогда его просто гнобили, его травили: прекратите печатать, хватит... Но как сказал его друг Валерий Поваляев: «Юлиан Семенович был настолько ярким человеком, что его постоянно пытались задвинуть в тень, но и в тени такие люди выглядят ярко». А относительно инсульта… Папа перенес инсульт, он почти оправился от него, но примерно через неделю после первого инсульта к нему в больницу пришло двое людей, которые попросили медбрата выйти и о чем-то с Юлианом Семеновичем поговорили. После этого у отца случился второй инсульт... Что это были за люди, мы не знаем. Конечно, Юлиан Семенович не был угоден времени, которое наступало, я имею в виду те десять лет лихих, и вполне возможно, ему после инсульта как-то помогли окончательно заболеть.
Мундир и шляпка Кеннеди
- В доме-музее посетители, наверное, часто спрашивают, а где же мундир Юлиана Семенова с орденами?
- Мы всегда корректно отвечаем, что он не был военным человеком. А когда его на Западе называли полковником КГБ, Юлиан Семенович обижался и говорил: «Я - уже давно генерал». Но поскольку он учился в вузе с военной кафедрой - окончил институт востоковедения, у него было офицерское звание - он был капитаном запаса. Но это всё происходило само собой, поскольку все, кто там отучился, получали звание автоматически… но не КГБ .Так что это всё тоже легенды.
- Среди экспонатов музея - фюзеляж американского самолета. Как ему удалось его провезти в СССР?
- Он привез его из Лаоса. Этот самолет буквально на глазах Юлиана Семеновича подбили его лаосские друзья-партизаны. Он там был военным корреспондентом от газеты «Правда», и вот еще что удивительно: газета органа ЦК КПСС и военный корреспондент ее - беспартийный Юлиан Семенов!
- Так как ему разрешили провезти фюзеляж?
- Но он же не большой кусок взял на память, ему позволили провезти его. Ему не позволили другое провезти: он мечтал взять сироту - мальчика вьетнамского. Вот это ему не позволили, а то бы у нас был названый брат - вьетнамчик.
- А что вас удивляло из тех сувениров, которые отец привозил?
- Каждый раз, когда папа возвращался из командировки, он притаскивал с собой статуэтки, бумеранги, корни женьшеня из Китая, оружие... У нас была не квартира, а всемирная выставка сувениров. Но, наверное, одним из самых уникальных был подарок Жаклин Кеннеди - шляпка предвыборной кампании Джона Кеннеди. Папа же брал интервью у Жаклин Кеннеди, и она ему ее подарила, но она, к сожалению, потерялась во время наших бесконечных переездов… Это был бы уникальный экспонат.
КИНО И ШТИРЛИЦ
По произведениям Юлиана Семенова снято 20 отечественных фильмов и сериалов. Последний советский фильм - «Большая игра» (в основе сценария - детективный роман «Пресс-центр») с Владимиром Гостюхиным, Александром Калягиным и Олегом Басилашвили в главных ролях, вышел на экраны в 1988 году, и после этого возникла 20-летняя пауза. Дочь писателя поясняет, что у кинематографистов сохранялся интерес к семеновскому творчеству, просто у нее не было уверенности в успешности предлагаемых проектов, поэтому она с сестрой Дарьей не давала своего разрешения на съемки. И только продюсеры сериала «Исаев» серьезностью намерений ее убедили. За создание телефильма взялся режиссер Сергей Урсуляк, до этого впечатливший всех своей «Ликвидацией». Ольга присутствовала на съемках и даже снялась в небольшой роли - большевички Марии Козловской (кстати, это не первый ее актерский опыт - в 1985-м она сыграла журналистку Киру Королеву в 6-серийном фильме «Противостояние»). Но итоговый результат ее не обрадовал.
- Если бы я не посмотрела «Ликвидацию», ни за что бы не дала разрешение на постановку этого фильма, - говорит Ольга Юлиановна. - Мы с сестрой очень надеялись, что Урсуляк снимет блистательный фильм. Он снял средний фильм. А в чем проблема? Мне кажется, в том, что сценарист решил переписать Семенова - а его переписывать не надо. У Семенова всё очень хорошо написано. Ему нужно было просто проработать текст под киношную фактуру. Но он начал сочинять - это болезнь всех сценаристов, поэтому фильм не удался. И потом столько ляпсусов, которые заметили не только историки - например, в одном из эпизодов молодой Штирлиц показывает паспорт, а там написано «Третий рейх», а это же 20-е годы, еще Веймарская республика. Нельзя экономить на консультантах. И в результате, когда ко мне пришли те же продюсеры с просьбой дать права на следующие съемки (продолжение о Штирлице - его «испанский период») мой ответ был - нет. И со стороны моей сестры тоже. Потому что, при блистательном актерском составе, фильм не удался. Семенов всегда одинаково болел и за белых, и за красных - он всюду находил интересные характеры, и получалась трагедия страны. А когда начинаются какие-то тенденциозные переделки Семенова, фильм не получается. Я всё же надеюсь, что будет снята картина по роману «Отчаяние» - о том, как Штирлиц вернулся домой после войны и оказался в застенках. Но снимать будут уже под жесточайшим нашим контролем - с условием: я сама буду выбирать сценариста. Нам не нужно по мотивам, нам нужно по произведению Юлиана Семеновича. У него было больше глубоких и интересных мыслей, чем у любого из теперешних молодых сценаристов. Не хочу никого обидеть, но Семенов - это махина, он был историком, и не нужно переписывать историю.
- И кого вы видите в роли Штирлица, вроде бы Даниил Страхов для этого еще молод...
- Страхов молод, но грим - это великое дело, и он очень талантливый артист. Я думаю, через несколько лет всё окончательно устаканится, уляжется и найдутся хорошие, серьезные продюсеры, которые снимут фильм со Страховым и снимут фильм по роману «Отчаяние». Хотя согласна - Тихонов неповторим. У него была фишка - он потрясающе думал в кадре. И у Страхова тоже есть дар думать в кадре, и у него тоже есть определенное обаяние, тихоновское обаяние. Так что я в него верю и вижу его дальше в роли Штирлица во всех перипетиях. И надеюсь, что это будет сделано.
- То есть поклонникам Штирлица есть на что надеяться?
- Да, если продюсеры гарантируют нам, что не будет переписан роман Юлиана Семенова.
СЕМЕНОВ МЕЧТАЛ О КРЫМСКОМ ГОЛЛИВУДЕ И ЯЛТА-СИТИ
Авторитет, репутация и связи Юлиана Семенова (он дружил с великими зарубежными писателями и общался с большими политиками на Западе) могли обратить в реальность любой фантастический проект. Один из них был связан с Ялтой. В 1988 году писатель загорелся идеей превратить советский город-курорт в международный центр туризма с автомагистралью Ялта - Москва - Париж. Уже было создано предприятие «Ялтастройэкспо», и западные партнеры готовились вкладывать колоссальные средства. Французская фирма «Буик» бралась за модернизацию аэропорта «Симферополь». Австралийцы подписались финансировать строительство 4-звездочного отеля «Джалита» на 600 номеров. Англичане присмотрели место для создания первого в СССР гольф-клуба... Немцы, канадцы, австрийцы включились в реализацию проекта века. Особым пунктом в замыслах Семенова была Ялтинская киностудия. Писатель предлагал на ее базе создать студию «МиГ» (Мужество и Геройство) для съемок исторических и приключенческих фильмов с целью воспитания патриотических чувств у молодежи. И в этом ему готовы были помочь лучшие кинокомпании США.
- В Голливуд он приезжал как к себе, - рассказывает Ольга Семенова. - После удачного турне по США и Канаде с книгой «ТАСС уполномочен заявить» Америка его приняла. У него появилось там много друзей, и Голливуд был заинтересован вложить средства в Ялтинскую киностудию.
Но, увы, Ялта-Сити так и останется мечтой вроде аксеновского «Острова Крым». Развал СССР, а потом и болезнь Юлиана Семеновича перечеркнула все планы. Без него инвесторы не рискнули вкладывать средства в неизвестность - слово Семенова для них было надежнее любой банковской гарантии.
ПУГАЧЕВА ПЕЛА НА ВИЛЛЕ ШТИРЛИЦА
Крым для Юлиана Семенова был вторым домом, и, как он не раз отмечал, именно с Мухалаткой связаны его лучшие мгновения жизни. Там он написал четыре романа о Штирлице («Экспансия» I-III, «Отчаяние»), детективы «Репортер» и «Тайна Кутузовского проспекта», повесть о жизни О. Генри «Псевдоним», пьесу «Процесс 38», «Ненаписанные романы» и свою последнюю вещь - «Синдром Гучкова» (из цикла «Версии»).
С выбором именно этого места ему помог актер Лев Дуров (в фильме «17 мгновений весны» сыграл роль провокатора Клауса). Позже на огонек к нему заглядывали многие именитые гости: приезжал Никита Михалков с семьей, целый месяц там гостил барон Фальц-Фейн, наведывалась и Алла Пугачева.
- У папы была любимая песня «Летят утки и два гуся», - вспоминает Ольга. - И однажды он попросил Аллу Борисовну спеть с нашей домоправительницей Еленой Константиновной. Так что эти стены помнят удивительный дуэт.
Не раз собирался в гости на виллу «Штирлиц» и актер Вячеслав Тихонов, но так ни разу там, к сожалению, и не побывал.
СРЕДИ ДЕТЕКТИВОВ НАШЛА СТРОИТЕЛЯ
Со своим будущим мужем Ольга познакомилась в офисе отца - Юлиан Семенов в конце 1980-х обустраивал в центре Москвы штаб-квартиру Международной ассоциации писателей детективного и политического романа, а также редакцию газеты «Совершенно секретно». Но Надим Брайди никакого отношения к детективам не имел, он занимался перепланировкой здания.
- Мой муж - инженер-строитель, - поясняет Ольга Юлиановна. - И он тогда был партнером немецкой компании, которая занималась строительством. С тех пор мы вместе. И Париж стал моим вторым домом - я вышла замуж за гражданина Франции, там учились наши дети. Алиса изучала в университете французское и российское право. Еще она пишет стихи по-французски - это дар от дедушки через поколение. А Юлиан, которого там все зовут Жульеном, много времени отдает занятиям музыкой - он играет на фортепиано, лауреат международных и национальных конкурсов, несколько раз уже выступал в Москве. Мои дети говорят по-русски и каждое лето приезжают в дом своего деда - в Мухалатку. И они всегда говорят после этого: «Нам не хочется уезжать из Крыма!» Это для меня лучший комплимент, связь с Крымом не теряется. Что касается меня, я была русская и умру русской».