В Крыму состоялась премьера документального спектакля "Евпаторийский десант"

Чтобы помнить...

Крымский ТЮЗ в очередной раз не только удивил своего зрителя, но и задал новый уровень жанру документального театра в Крыму. Коллектив представил спектакль о трагических событиях зимы 1942 года в оккупированной Евпатории.

Чтобы помнить...

Эта режиссерская работа художественного руководителя театра Андрея Пермякова - посвящение подвигу советских солдат и мирных жителей во время оккупации Крыма в Великую Отечественную войну. И несмотря на то, что в спектакле нет ни одного придуманного факта, дело даже не в этой огромной документальной работе, проделанной коллективом театра… зрителей ждет потрясение иного рода. Но сначала всё же немного истории.

Пронзительно и точно

Нетипично холодной для Крыма зимой 1942 года, в ночь с 4 на 5 января у берегов Евпатории началась высадка тактического морского десанта Красной Армии. Цель - освобождение города от немецкой армии. Бои шли в течение всего дня. 740 красноармейцев противостояли 4800 солдатам противника. К вечеру 5 января тральщик «Взрыватель» получил повреждения, и штормом его выбросило на берег, где он оказался в ловушке противника. Из 740 бойцов в живых осталось 70 (с учетом команд всех кораблей). Из тех, кто высадился на берег, выжили только 20.

В следующие несколько дней немцы расстреляли 4500 евпаторийцев (женщины, старики и дети), подозреваемых в помощи выжившим десантникам. Всего за 4 года оккупации были убиты 12640 мирных жителей - треть населения города на тот момент.

- Мы жили в Старом городе, и ежедневный маршрут из дома в школу и театр проходил через улицу Революции, как раз мимо памятника тому самому десанту, - рассказывает Андрей Пермяков. - И каждый день грозный, огромный и старый корабль наталкивал на мысли об истории, о Великой Отечественной войне, о море и о подвиге людей, сражавшихся в этой войне… (Сейчас на месте корабля - мемориальная стела. - Прим. авт.) Мне хотелось не только поделиться своими мыслями и ощущениями со зрителем, но и внести свою лепту в сохранение памяти об этом малозаметном, в рамках общей, всемирной истории, но очень важном и значимом в контексте истории нашего города подвиге.

Первое, что видит зритель, попадая в зал, - остов корабля, того самого тральщика «Взрыватель». Массивная конструкция задействована в спектакле как полноценная игровая часть, а всё пространство миниатюрной сцены Красного зала театра, благодаря профессиональной работе сценографа (Ольга Долгова), художника по свету (Андрей Костюченков) и видеопроекции на большом экране (Олег Кушлю, Антон Химич), переносит зрителя к событиям того страшного дня: то на улицы осажденного города, то в безжалостно-бушующее зимнее Черное море… Но поражает другое: как органично связано всё, что видит и слышит зритель, как всё символично и от этого - еще объемнее становится постановка… Бушлаты, устилающие сцену, как собой укрывали землю те, кто больше не мог защищать ее стоя с оружием в руках, вдруг начинают оживать, превращаясь в бушующие волны холодного моря. А события, лица и письма реальных людей, которые зритель видит на экране, то сходят на сцену, подхватываемые актерами, то снова уходят в те сутки, которые стали для них последними.

И этот символический объем очень тонко дополнен объемом историческим: реальными документами, фото, кадрами кинохроники, письмами и именами… гигабайты документов, собранные коллективом театра в сотрудничестве с историками, сотрудниками музеев и людьми, которых поразила эта история!

- Должен сказать, что исторический материал подан прекрасно и точно! - делится своими впечатлениями историк, краевед Павел Хорошко. - Через глубочайший анализ, причем очень корректный. А сам спектакль получился пронзительный, сильный. Если честно, я даже не ожидал, что можно так подать исторические данные, очень важные, но абсолютно сухие цифры, хронику событий… И сделать это так вовремя, к месту и доходчиво. Да и материал сам по себе очень сложный, трагический. Но ребята молодцы! А еще важно, что переживания, которые вызывает спектакль, очень мощные! Я это видел по людям, выходившим из зала, - им действительно нужно было поделиться своими впечатлениями. А это большой показатель. Потому я бы рекомендовал ходить на этот спектакль семьями, несколькими поколениями… Это будет сложный поход, но именно в семьях такое общение просто необходимо: чтобы ответить на многие вопросы, которые возникнут и у детей, и у взрослых! А эти вопросы будут - и вот это очень важно.

За рамками театра и условности

В спектакле историческая линия, не приглаженная театральной художественностью в ущерб правде, выводит спектакль за рамки и театра, и сценической условности. Здесь всё честно и по-настоящему. И для этого тоже вся творческая группа в течение нескольких месяцев буквально вживалась в материал, общаясь с историками, знакомясь с артефактами, которые сохранил Евпаторийский краеведческий музей, снова и снова проходя путь десантников теми же улицами города - давно отстроенного заново, но не забывшего...

И именно поэтому спектакль будто существует в нескольких измерениях - искусства и истории. А границы между этими измерениями сливаются буквально в движении, на языке пластического театра, который не требует ни перевода, ни пояснений (пластиограф - Дарина Шарпило). Это тот случай, когда слово, «сказанное» телом, просачивается в любое сердце - даже сквозь бронированные двери скепсиса и равнодушия.

- В пластическом образе спектакля мы решили опираться на принципы биомеханики Всеволода Мейерхольда, закольцованность действий и «эмоциональную» хореографию, - поясняет Дарина Шарпило. - Нам хотелось вывести содержание каждого конкретного эпизода спектакля во внешнюю форму, поддержать его актерским жестом и передать залу этот заряд. Есть такой закон: если кто-то рядом ест лимон, твое тело мгновенно отзовется. По этому принципу мы и решили работать.

Возможно, дело еще и в том, что здесь, в крымском ТЮЗе, расстояние между сценой и зрительным залом минимально. И эта близость актеров и зрителей здесь стала силой, которую не обмануть фальшью игры и перед которой невозможно устоять, сидя в кресле. Так было и в этот раз. Работа актеров в образах как самих десантников и евпаторийцев, так и немецкой стороны и их союзников, которые в дневниках и письмах оставили свои воспоминания о тех событиях, вызывает восхищение.

Все эти воспоминания перетекают одно в другое, перебиваемые раскатами орудий и бушующего моря… И благодаря актерам, перед зрителем оживают реальные истории людей: для одних война была опиумом, опьяняющим властью и вседозволенностью, для других - единственным путем к свободе и жизни, для третьих - непонятной и безжалостной силой, которая крушила, уничтожала и отнимала то, на что права не имела.

Сопровождение всего происходящего голосом ведущего (Андрей Пермяков) то, как ледяным валом, обдает страшными фактами и непостижимыми цифрами, то оставляет зрителя один на один с новой мыслью… но где замолкает автор, там начинают звучать стихии моря и войны, или новая история, или музыка. Как и вся постановка, музыкальное оформление спектакля - на высшем уровне: музыку и стихи для заглавной песни спектакля написал севастополец Виталий Нарышкин, а автор новой редакции песни на стихи Высоцкого «Черные бушлаты» - аранжировщик и композитор из Евпатории Павел Гавронов.

Спектакль «Евпаторийский десант» - посвящение поистине народному подвигу. Не только десантникам, которые были из разных регионов СССР, и евпаторийцам, но всему советскому народу. Это послание от тех, благодаря чьим оборвавшимся жизням живем мы сегодня. Это послание, очень простое, но и, видимо, очень сложное, прозвучало в одном из монологов: «Жалость надо иметь и ласку - вот тогда будет ЖИЗНЬ».

Единственный показ премьерного спектакля «Евпаторийский десант» в этом театральном сезоне - 13 июня.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 9 июня 2021

Заголовок в газете: Чтобы помнить...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру