Крымским событиям времен Гражданской войны посвящен фильм "Летописцы и буревестники"

Когда, если не сейчас...

В так называемой «авторской версии», то есть в окончательной редакции, фильм Елены Иваниченко был представлен Ассоциацией документального кино Союза кинематографистов России в Центральном Доме кино в Москве. Честь, которой удостаиваются немногие документальные ленты, а тем более - картины, созданные вне именитых киностудий и продюсерских центров.

Когда, если не сейчас...
Съемки на улицах Евпатории.

Можно сказать, что к этому она шла больше десятка лет. Через многочисленные телевизионные репортажи, в которых нередко звучали не только «новости» как таковые, но и рассказы об истории и людях Крыма. Через первые документальные фильмы: «Панаир» - о трагической судьбе крымских греков, вернувшихся на родину после ссылки, и «Покажи мне радугу» - о семье, которая приютила 12 приемных детей. Фильмы, отмеченные дипломами МКФ «Контакт», Международного фестиваля православного кино «Покров», Гран-при VII Всероссийского фестиваля короткометражных фильмов «Семья России», призом V Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча», дипломом V Международного фестиваля христианского кино «Невский Благовест». Через фильмы 2016 и 2017 годов, «Я люблю тебя, Ялта» и документальные работы из цикла «Муза Тавриды», сделанные уже на студии «Дока-продакшн». И вот состоялась премьера ее полнометражного документального фильма «Летописцы и буревестники».

Режиссёр фильма Алёна Иваниченко.

"Летописцы и буревестники": как Гражданская война изменила судьбы пяти литераторов

Смотрите видео по теме

Авторская версия

За прошедший год этот фильм прошел в эфире «Независимого телевидения Севастополя», был показан (словосочетание «с успехом» следует употреблять по отношению к каждой демонстрации) в программе XIII Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» а Москве, XXI Международного кинофестиваля античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи, а также на Международной научно-практической конференции «Волошинские чтения» и Музеологической школе в Коктебеле в Доме Волошина. То есть именно в тех географических точках, с которыми были связаны жизни троих героев картины из пяти - Максимилиана Волошина, Аркадия Аверченко и Георгия Шенгели. Еще двое, Илья Сельвинский и Иван Шмелев, пережили «России страшный год» в других регионах Крыма...

Съемки в доме-музеее Ильи Сельвинского в Симферополе.

Пятеро избранных

Все пятеро героев этого фильма - представители разных сословий и национальностей, которые придерживались разных политических убеждений, но волей судьбы стали не только очевидцами переломных для России событий, но и их непосредственными участниками. Естественно, что всё пережитое - голод, война, «белый» и «красный» террор, «Русский исход» - нашло отражение в творчестве этих «знаковых» писателей. В частности, отразились в ряде всемирно известных произведений - в фильме Е.Ю. Иваниченко некоторые фрагменты из них прозвучат: как напоминание и призыв задуматься и взглянуть на произошедшее глазами талантливейших мастеров.

«Летописцы» - это сатирик, драматург, театральный критик, редактор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» Аркадий Аверченко, родившийся в Севастополе.

Андрей Дзубан блестяще воплотил образ Аркадия Аверченко.

Иван Шмелев, который переехал в Крым, в Алушту, чтобы встретить в райском уголке счастливую старость, но пережил здесь чудовищную трагедию - его сын стал жертвой террора, - заслужил своими произведениями в эмиграции всемирную славу, а на родине - много десятилетий замалчивания и возвращение из небытия в новой России.

Максимилиан Волошин, поэт, публицист и художник, - и «буревестник», и «летописец», и спаситель десятков достойных людей от голода и репрессий.

«Буревестник» в своих ранних стихах и «летописец» в поздних, после гибели братьев в вихре Гражданской, блестящий переводчик, критик, филолог Георгий Шенгели (его работы по теории стихосложения доселе в программе Литинститута).

Андрей Пристинский вжился в образ Георгия Шенгели.

Поэт-«буревестник» в юности, участник двух войн, автор непревзойденной «Уляляевщины» и знаменитых стихов «Я видел это», прозаик, драматург, публицист, уроженец Симферополя Илья Сельвинский…

О каждом из них написаны книги и статьи, проводятся «Волошинские» и «Шмелевские» чтения, созданы музеи, - то есть о каждом можно создавать многосерийный биографический фильм. И все-таки Елена Иваниченко смогла «уместить» всех пятерых в одном фильме, не сбиваясь ни на скороговорку, ни на пристрастность к какой-либо из сторон. Как же это достигалось?

Несекреты мастерства

Прежде всего - благодаря четкой сосредоточенности на времени событий, на переломной для России эпохе исторического разлома. Совсем немного, причем важнейшего, что предшествовало 1917 году, еще меньше - о последующих (после Русского исхода 1920) страницах жизни и творчества. А в основном выбраны, в том числе с помощью консультантов, известных в Крыму Геннадия Шалюгина, Виктории Миленко, Наталии Мирошниченко, Валерия Цыганника, Юрия Иваниченко, Людмилы Дайнеко, наиболее яркие и значительные события того периода в жизни и творчестве героев, столетие которого наступит в ноябре этого года. С одной, очень существенной поправкой: выбраны «киногеничные» события, потенциально пригодные для экранного воплощения.

Съемки в доме-музее Максимилиана Волошина в Коктебеле.

Далее, все основные эпизоды решены путем исторической реконструкции, с максимально внимательной передачей антуража и даже - режиссерским чудом - духа времени, выраженного в поведении персонажей. Без режиссерских установок не сложился бы ансамбль, в котором играли и профессиональные симферопольские и севастопольские актеры (Андрей Дзубан - Аверченко, Владимир Косов - Шмелев, Игорь Буяновер - Сельвинский), и научный сотрудник музея Андрей Пристинский (Шенгели), и журналист Майкл Львовски (Волошин). Талантливая художница, красавица Ксения Симонова воссоздала образ гимназической возлюбленной Сельвинского, Лизы Авах. Сама Алена Иваниченко сыграла жену Шмелева, а Надежда Иваниченко - мать Аверченко. И не прозвучал бы так выразительно и ненавязчиво закадровый голос артиста Алексея Кубина, и не было бы это всё столь впечатляющим - без точно дозированных хроникальных эпизодов, подобранных прекрасным оператором Вадимом Теличевым.

Владимир Косов сыграл писателя Шмелева.

Мир видимый и невидимый

Операторская работа и выбор локаций для съемок - еще одна важная составляющая воздействия фильма. С самого начала был взят курс на соответствие мест действия исторической правде. Всерьез это было нарушено только в «главе», посвященной Георгию Шенгели, - поскольку в Керчи, тяжко пострадавшей от военного лихолетья, не сохранился ни дом его семьи, ни гимназия, в которой он учился. Подходящую натуру нашли только в Феодосии, опираясь на старые фотографии и рисунки. А остальные эпизоды фильма разворачивались непосредственно на месте событий, происходивших сто лет назад: съемочными «площадками» стали Коктебель и Дом Волошина, профессорский уголок в Алуште, осенний Севастополь... Дом Сельвинских в Симферополе и Евпатория, где Илья учился в гимназии, работал и написал, помимо лирики, походную песню «своего» красноармейского отряда. И всё это было снято красиво - когда это уместно, информативно - всегда, и еще в таком освещении и в таких ракурсах, которые не раздражают современными деталями.

Как Муза Сельвинского - Ксения Симонова.

И наконец, важнейшая, хотя вроде бы невидимая режиссерская (прежде всего) работа: монтаж. 67 минут - а не ощущается ни длиннот, ни скомканности.

О завершении Гражданской войны в Крыму написано немало, название одной из лучших документальных книг - «Без победителей» - представляется самым точным («Без победителей: из истории Гражданской войны в Крыму» Александр Зарубин, Вячеслав Зарубин, «Антиква», 2008 - прим. авт.). В добром десятке художественных фильмов «ноябрь двадцатого» показан в основном как эпизод. Есть и документалистика, в кино и на телевидении. Но Елена Иваниченко и Вадим Теличев сумели сказать новое слово в теме, и на том уровне, когда документальное кино заслуживает определения «искусство».

И трудно себе представить, что этот оригинальный и высоко оцененный на всех уровнях фильм в 100-летнюю годовщину столь важного исторического события не будет показан не сотням, а сотням тысяч россиян.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 29 апреля 2020

Заголовок в газете: Когда, если не сейчас...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру