18 сентября 1969 года на «Мосфильме» проходила сдача киноленты «Белое солнце пустыни». Довольно рутинная процедура обернулась громким скандалом: директор киностудии Владимир Сурин наотрез отказался подписывать акт о приемке. Но никто не удивился: эта лента шла вкривь и вкось с самого начала.
…Лето 1968 года. Дагестан. Пустыня. Жара страшная. Но проблема не в этом: никак не получается закопать Саида, которого играл Спартак Мишулин. Мало того, что раскаленный песок обжигал кожу актера – он еще и утягивал его все глубже и глубже… Что делать?
– Достали большой фанерный ящик, в котором спички когда-то привозили. Он сел в этот ящик, шею замотали кошмой, вокруг насыпали песок, – рассказывает в программе каскадер Александр Массарский.
Спартаку Мишулину пришлось просидеть в закопанном ящике всю съемочную смену, его даже кормили с ложечки. Артист мужественно сносил все тяготы экстремального кинопроизводства. Хотя многие удивлялись, что Владимир Мотыль позвал в этот вестерн актера, известного по ролям Карлсона из сказки Астрид Линдгрен и Пана Директора из «Кабачка 13 стульев». Но у режиссера было на этот счет особое мнение…
А ведь и сам Владимир Мотыль попал в фильм, можно сказать, случайно. Историю снять предлагали Андрею Кончаловскому, Витаутасу Жалакявичусу, снявшему знаменитый вестерн «Никто не хотел умирать», Юрию Чулюкину, прославившемуся фильмом «Девчата». Все трое отказались. И вот тогда от безысходности возникла кандидатура Мотыля. Но и тот отказывался от этой миссии. Каков же был весомый аргумент, чтобы заманить Мотыля? Почему никому не понравился начальный сценарий фильма под названием «Басмачи», написанный Андреем Кончаловским и Фридрихом Горенштейном? Кто придумал название картины? Узнаете из программы.
На главную роль – товарища Сухова – пробовались многие артисты. В результате остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов. Мотыль после долгих колебаний выбрал Кузнецова. Однако госпожа удача в тот момент от актера отвернулась: у Кузнецова была серьезная травма, поэтому пришлось в срочном порядке менять его на Юматова. Однако и тут не повезло: актер загулял… Пришлось группе ждать выздоровления Анатолия Кузнецова и параллельно искать актрису на роль ненаглядной Екатерины Матвеевны. На пробы приглашали самых красивых актрис «Мосфильма» и «Ленфильма», в том числе Людмилу Хитяеву и Людмилу Чурсину. Но режиссер точно знал, что ему нужны не утонченные столичные красавицы в сложном гриме, а простая деревенская женщина с румяными щечками. Искомый типаж был обнаружен совершенно случайно – в коридорах телецентра «Останкино». Ею оказалась журналистка Галина Лучай. Что за сложности возникли с новоиспеченной актрисой? Какой профессиональный подвиг на съемках в Дагестане совершил исполнитель роли Верещагина Павел Луспекаев? Почему никто из актрис не хотел идти в гарем? И из-за чего отснятый материал не хотело принимать руководство киностудии?
Летом 1969 года киноэкспедиция отправилась в Туркмению, в пустыню Каракумы. Киношников снова жгло солнце, ветер засыпал людей и технику песком, заставляя переносить съемки. Впрочем, когда они все же закончились, легче не стало: киностудия посчитала, что фильму не хватает лихости и жесткости настоящего вестерна. Кроме того, всех причастных не покидало ощущение, что действие картины укладывается в одни сутки. Какой неожиданный ход спас ситуацию, и как этому поспособствовал Марк Захаров? Об этом и многом другом – в программе «Большое кино» (автор сценария Мария Уварова, производитель ООО «ПАНЧ ТВ») на канале «ТВ Центр».
Детство в Ялте: как актёр Друзяк оказался в "Кремлёвских курсантах"
Маргарита из булгаковской экранизации: как сложилась судьба актрисы
Лейтенант Калныньш из "Ликвидации": как сложилась судьба актёра
Плащ для Понтия Пилата: как в Крыму одели прокуратора и легионеров