"Белое солнце пустыни": почему не хотели выпускать этот фильм

50 лет назад фильм «Белое солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля вышел в широкий прокат и сразу же стал культовым.

Но сколько препятствий пришлось пройти ее создателям, чтобы картина дошла-таки до зрителей... Смотрите программу «Большое кино» о создании легендарного фильма в воскресенье, 26 апреля, в 08:20 на канале «ТВ Центр».

50 лет назад фильм «Белое солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля вышел в широкий прокат и сразу же стал культовым.
кадр из фильма Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни" (1969)

18 сентября 1969 года на «Мосфильме» проходила сдача киноленты «Белое солнце пустыни». Довольно рутинная процедура обернулась громким скандалом: директор киностудии Владимир Сурин наотрез отказался подписывать акт о приемке. Но никто не удивился: эта лента шла вкривь и вкось с самого начала.

…Лето 1968 года. Дагестан. Пустыня. Жара страшная. Но проблема не в этом: никак не получается закопать Саида, которого играл Спартак Мишулин. Мало того, что раскаленный песок обжигал кожу актера – он еще и утягивал его все глубже и глубже… Что делать?

– Достали большой фанерный ящик, в котором спички когда-то привозили. Он сел в этот ящик, шею замотали кошмой, вокруг насыпали песок, – рассказывает в программе каскадер Александр Массарский.

кадр из фильма Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни" (1969)

Спартаку Мишулину пришлось просидеть в закопанном ящике всю съемочную смену, его даже кормили с ложечки. Артист мужественно сносил все тяготы экстремального кинопроизводства. Хотя многие удивлялись, что Владимир Мотыль позвал в этот вестерн актера, известного по ролям Карлсона из сказки Астрид Линдгрен и Пана Директора из «Кабачка 13 стульев». Но у режиссера было на этот счет особое мнение…

кадр из фильма Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни" (1969)

А ведь и сам Владимир Мотыль попал в фильм, можно сказать, случайно. Историю снять предлагали Андрею Кончаловскому, Витаутасу Жалакявичусу, снявшему знаменитый вестерн «Никто не хотел умирать», Юрию Чулюкину, прославившемуся фильмом «Девчата». Все трое отказались. И вот тогда от безысходности возникла кандидатура Мотыля. Но и тот отказывался от этой миссии. Каков же был весомый аргумент, чтобы заманить Мотыля? Почему никому не понравился начальный сценарий фильма под названием «Басмачи», написанный Андреем Кончаловским и Фридрихом Горенштейном? Кто придумал название картины? Узнаете из программы.

кадр из фильма Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни" (1969)

На главную роль – товарища Сухова – пробовались многие артисты. В результате остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов. Мотыль после долгих колебаний выбрал Кузнецова. Однако госпожа удача в тот момент от актера отвернулась: у Кузнецова была серьезная травма, поэтому пришлось в срочном порядке менять его на Юматова. Однако и тут не повезло: актер загулял… Пришлось группе ждать выздоровления Анатолия Кузнецова и параллельно искать актрису на роль ненаглядной Екатерины Матвеевны. На пробы приглашали самых красивых актрис «Мосфильма» и «Ленфильма», в том числе Людмилу Хитяеву и Людмилу Чурсину. Но режиссер точно знал, что ему нужны не утонченные столичные красавицы в сложном гриме, а простая деревенская женщина с румяными щечками. Искомый типаж был обнаружен совершенно случайно – в коридорах телецентра «Останкино». Ею оказалась журналистка Галина Лучай. Что за сложности возникли с новоиспеченной актрисой? Какой профессиональный подвиг на съемках в Дагестане совершил исполнитель роли Верещагина Павел Луспекаев? Почему никто из актрис не хотел идти в гарем? И из-за чего отснятый материал не хотело принимать руководство киностудии?

кадр из фильма Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни" (1969)

Летом 1969 года киноэкспедиция отправилась в Туркмению, в пустыню Каракумы. Киношников снова жгло солнце, ветер засыпал людей и технику песком, заставляя переносить съемки. Впрочем, когда они все же закончились, легче не стало: киностудия посчитала, что фильму не хватает лихости и жесткости настоящего вестерна. Кроме того, всех причастных не покидало ощущение, что действие картины укладывается в одни сутки. Какой неожиданный ход спас ситуацию, и как этому поспособствовал Марк Захаров? Об этом и многом другом – в программе «Большое кино» (автор сценария Мария Уварова, производитель ООО «ПАНЧ ТВ») на канале «ТВ Центр».

Детство в Ялте: как актёр Друзяк оказался в "Кремлёвских курсантах"

Маргарита из булгаковской экранизации: как сложилась судьба актрисы

Лейтенант Калныньш из "Ликвидации": как сложилась судьба актёра

Плащ для Понтия Пилата: как в Крыму одели прокуратора и легионеров

Секс-символ советского кино всегда привлекала внимание

Секс-символ советского кино всегда привлекала внимание

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру