Владимир Косов: "Крымчане испытывают театральный голод"

Заканчивается 2019–й год, объявленный президентом Российской Федерации годом театра.

Мир театра – это портал в вечное и прекрасное. Он способен смягчать души и помочь людям пережить эмоции, которыми они ограничивают себя в обыденной жизни. Так считает один из творцов этого портала – главный режиссер Государственного академического музыкального театра Республики Крым Владимир Косов. Мы встретились с ним, чтобы подвести итоги театрального года в Крыму, узнать о перспективах развития на полуострове театрального искусства, о секретах режиссерского мастерства и о многом, многом другом.

Заканчивается 2019–й год, объявленный президентом Российской Федерации годом театра.

О выборе профессии

        – Когда я поступил в Театральный институт имени Щукина, наш мастер сказал: «Вас здесь двадцать человек, дипломы получит половина, а режиссерами станет максимум два человека». Этим он хотел сказать, что режиссуре, как и таланту, научиться невозможно. Ты либо ее понимаешь, либо нет. Кстати, если бы я не поступил в «щуку» (так называют этот вуз, – авт.), планировал уйти в спорт или даже цирк, так как был достаточно спортивного телосложения, занимался акробатикой, участвовал в нескольких трюковых киносъемках. А мои родители не слишком радовались моему режиссерскому выбору, считали, что я достоин более востребованной, по их мнению, профессии. Тем не менее, поддерживали меня во время учебы и морально, и материально, за что я им очень благодарен.

        О крымских театрах

        – Сожалею, что в Симферополе сегодня только четыре больших театра. Считаю, что в каждом районе города должны быть, как минимум, муниципальные театральные студии с труппой человек в 20 и небольшим залом на 100-150 мест. Это формирует и творческую среду, и театральную, и зрительскую. Потому что такой театр привлекает молодежь, которая всегда стремится к чему-то неформальному, протестному. Молодому поколению нравится артхаус, большинство из них отвергают классику. И молодым людям надо дать то, чего они хотят. Например, в Екатеринбурге больше 30 театров. Таких театральных городов в России, к счастью, уже много. Я надеюсь, что и Симферополь как столица Крыма в конце концов придет к тому же. В 90-х годах я пытался создать что-либо подобное, но оказалось, что кроме меня это никому не нужно. Вообще, мне кажется, должна быть специальная программа на уровне главы Республики и правительства о развития театрального искусства по разным направлениям во всех регионах полуострова. Это то, за что крымчане обязательно скажут им спасибо, потому что, на мой взгляд, испытывают определенный театральный голод.

        О педагогике

        – Преподавать я вообще не собирался. После окончания института мой мастер предлагал мне поступить в аспирантуру (магистратуры в то время еще не было). Я скептически отнесся к тому, чтобы тратить на обучение еще два года. Хотел работать как режиссер. Я ему сказал: «Вряд ли я вообще когда-нибудь буду педагогом» (смеется, – авт.). В общем, все, к чему я скептически относился, а это как раз преподавание и музыкальный театр, к тому меня Бог и привел. Одно из моих главных правил как преподавателя –  никогда не показывать, есть ли у меня любимый актер. Я уважительно отношусь ко всем. Бывали случаи, когда я не верил в артиста, но он свои трудом, целеустремленностью доказывал, что я был не прав. Тогда я себе говорил: «Не разглядел тебя, а ты, молодец, доказал». Принять свою неправоту тоже надо уметь. Мы не святые – не можем не ошибаться.

        О ремесле, творчестве и вдохновении

        – Я считаю, важно и ремесло, и творчество. Как говорил один великий режиссер: «Один штамп – это плохо, два штампа – это тоже плохо, а вот сотня штампов – это талант». Не нужно бояться повториться. Все переплетается. Где–то ты повторишься, где-то найдешь новые решения и подходы. Но очень важно, чтобы в любом материале ты сделал для себя хотя бы маленькое открытие. Если этого не происходит, выходит чистое ремесло, механика. Есть такая формула – режиссер должен влюбиться в материал. Тогда включается и вдохновение, и творчество. Если не полюбил, не надо за него браться вообще. Когда же ты начинаешь работать над материалом, неожиданно приходит идея, как его можно реализовать. Наверное, это и есть вдохновение. Оно обычно появляется как щелчок. Сидишь, и вдруг пришло решение спектакля.

        О молодых талантах

        – К нам приходит много молодых и талантливых актеров, но в целом они не подготовлены. Главная проблема для музыкального театра в Крыму – отсутствие узконаправленных учебных заведений, таких как хореографический институт, консерватория, которая готовила бы для нас специалистов, готовых петь не только оперу. Ведь музыкальный театр – это разнообразие жанров, сегодня опера, завтра оперетта, послезавтра мюзикл. К сожалению, в консерватории преподают минимум актерского мастерства, и ее выпускникам приходится проходить у нас вторую школу – год, два, для некоторых три, четыре года. После этого они адаптируются. Молодежь иногда приходит крайне амбициозная, но, к сожалению, отсутствие мастерства показывает, что они не дотягивают до уровня опытных артистов. Но когда начинающие артисты играют небольшие роли, у них появляется возможность получить азы мастерства, профессии и ремесла в том числе. Те, кто этот путь проходят, становятся достойными артистами с хорошим актерским и вокальным уровнем. А те, кто не способен учиться, остаются с тем, с чего начинали.

        О зрителе

        – Конечно, мне важно их одобрение. Это лукавство, когда режиссеры говорят, что им все равно, как воспримут их спектакли зрители, что они якобы творят для вечности. Даже первобытные люди, изображая наскальные рисунки, предполагали зрительскую оценку. Мне кажется, что нет такого режиссера, который бы сказал: «Я поставил спектакль! Уберите зрителя! Он мне не нужен! Будем играть для пустого зала!». Такого не бывает. И артисты тоже работают не для себя, им тоже важна зрительская оценка. Говорят, что доброе слово может подвигнуть человека на подвиги. Актеры ведь, как дети. Они переживают за все происходящее в сценической жизни. И я всегда прошу рекламный отдел нашего театра, чтобы отзывы зрителей доходили до артистов и вдохновляли их на творчество. Если церковь говорит о духовном, то театр – о душевном. Для этого, собственно говоря, он и существует. К сожалению, в сегодняшней жизни люди не часто могут позволить себе то, что могут позволить в театре: хохотать, как дети, рыдать. Если вы понаблюдаете за лицами зрителей, как они смотрят, реагируют, то это вообще другой мир. Поэтому я думаю, что театр смягчает души людей, помогает им пережить сильные эмоции, которыми они себя ограничивают в жизни. Поэтому ходите в театр, вас там любят и ждут!

        О театральном годе

        – Особенно приятно, что в нынешнем театральном году в Крыму возродился фестиваль «Театр. Чехов. Ялта.».  Именно возродился. Потому что с уходом из жизни его основателя, Николая Семеновича Рудника, фестиваль, к сожалению, взял паузу. После торжественного открытия года театра для нас начались многочисленные гастроли, участие во множестве театральных мероприятий. Как олимпийский огонь, из региона в регион передавалась эстафета года театра. Крым передал ее Астрахани. Там мы познакомились с коллективами из других городов, встретились с нашими друзьями из Южного федерального округа. Эти мгновения, эта радость встречи, общения приносят невероятные эмоции. Я очень надеюсь, что год театра станет толчком для развития еще более активной театральной жизни. Хотя он сейчас официально закроется, но это не означает, что все утихнет. Уверен, все мы задали импульс развитию театрального искусства, как в Крыму, так и во всей России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру