Замечательная актриса Светлана Кучеренко отмечает славный юбилей

Свет ясный

Официально она в театре с 1975 года, сразу по окончании института им. Карпенко-Карого. Но Светлану Кучеренко пригласил Анатолий Новиков еще раньше, увидев ее в курсовом выпускном спектакле. В своей манере пригласил: «60 рублей и общежитие. Но будешь играть всё». 

Свет ясный
В роли Анны Карениной.

И Светлана Павловна, киевлянка, вскоре оставила квартиру неподалеку от запущенного в те годы дома М.А. Булгакова на Андреевском спуске и приехала в Симферополь. В общежитие, на оскорбительно малую даже тогда зарплату - но с возможностью «играть всё».

 Мы беседовали в канун ее юбилея достаточно долго, но как-то не пришло в голову спросить, не жалеет ли она о том своем решении. Ведь с ее внешностью, талантом и харизмой она могла занять достойное положение в каком-нибудь из престижных (в те годы) столичных театров. Чуть позже я понял, почему не стал спрашивать. Почти полторы сотни сыгранных ролей, в большинстве - главных, - вот и весь ответ, вот и объяснение со стороны человека, для которого был, есть и, уверен, будет свет рампы самым важным и привлекательным в жизни.

Место в жизни

 Долгие годы Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького при первом же упоминании ассоциировался с именем А.Г. Новикова. С его деятельностью по расширению и реконструкции театра, по превращению тесноватого исторического здания в уникальный комплекс из семи сцен. С его постановочными решениями, вызывающими порой неоднозначные суждения, но, как правило, не оставляющими зрителей равнодушными. Со смелостью в приглашении «очередных» режиссеров и небезосновательными слухами о конфликтах в театре.

 Но при этом как-то на второй план отходят его усилия по формированию актерской труппы и «практическая педагогика», способствующая раскрытию и развитию актеров. А ведь это, пожалуй, главное достижение, поскольку спектакли могут играться и «в сукнах», без декораций, с условным реквизитом, даже с минимумом постановочных эффектов, но без актеров просто никак. И чем интересней и привлекательней, харизматичней актеры, и чем лучше они взаимодействуют, тем глубже раскрывается драматургия и тем сильнее зрительские впечатления. Так что не случайно, говоря о театре, каким он был за последние десятилетия, сразу же за руководителем вспоминают «его» актеров.

В спектакле "Винтаж".

Перечень имен, естественно, разный, зависит от возраста и пола зрителей, их симпатий или антипатий, но в большинстве случаев называют, иногда в числе прочих, чаще - на первом месте, Светлану Кучеренко.

Суть и регалии

И дело здесь совсем не в том, что уже на пятом году работы в театре она была удостоена звания заслуженной, а позже - и народной артистки, что стала лауреатом высшей профессиональной награды Украины, премии им. М. Заньковецкой, и высшей театральной премии Крыма, «Золотого грифона», и Государственных премий разного уровня. Дело в том, что она запоминалась с самых первых ролей на крымской сцене, еще даже не совсем самостоятельных, а «вводов» на роли, подготовленные другими актрисами. И первыми собственными работами - Зинаида Гиппиус в «Версии», Елена в «Ночи без звезд» Штейна. И ведущими ролями во всем «чеховском» репертуаре; а спектакль «Дядя Ваня», сыгранный в саду Дома Чехова в Аутке, вспоминают не только телезрители («вживе» тот спектакль видели немногие ялтинцы), но с особым волнением и сама Светлана Павловна. А еще в заглавной роли в одной из первых постановок «Анны Карениной» Л.Н. Толстого. И в самой первой, опередившей даже знаменитый спектакль Г. Товстоногова, постановке «Мастера и Маргариты», где ее Маргарита перевесила слабости инсценировки и стала залогом всех трех, с вынужденным интервалом, «хитов» крымской сцены.

И так - все сто с лишним ролей, до самых последних работ в двух десятках спектаклей действующего репертуара КАРДТ им. Горького. Трудно представить - и нынешние зрители, надеюсь, согласятся со мной, - кого-либо еще в роли Леа в «Позднем любовнике» или Ее в лирической комедии «Постель брать будем». Или Майи в комедии-мелодраме «Три красавицы», а уж тем более в роли Анны Козельской в только что показанном на Новой сцене «Винтаже», - там она просто «спасает» и партнера, и всю постановку, где глубину прочтения пытались подменить внешними эффектами. Хороши и ее роли, от больших - Войницкая в «Дяде Ване», Кручинина в «Без вины виноватых» - до почти эпизодических, как, например, в «Горе от ума» или «Бешеных деньгах»…

Майя в комедии-мелодарме "Три красавицы".

Несекретные секреты

 Запоминались, конечно, и ее яркая внешность, и отменная пластика, и замечательный «контакт» с партнерами. И в не меньшей степени - ее характерная «напевная» интонация с многообразием модуляций красивого голоса. А те зрители, которые посещали ее авторские программы, запоминали надолго интересную, проникновенную и своеобычную манеру чтения стихов (А.С. Пушкина или Марины Цветаевой, особо любимой Светланой Павловной) и прозы, например писем инокини Нектарии, в свете княгини Натальи Долгорукой (Шереметьевой).

 Эта «звездность», актерская выразительность проявлялась в постановках и самого А.Г. Новикова, и «приглашенных» режиссеров, и в спектаклях, созданных замечательным и, увы, рано ушедшим В.А. Аносовым, и Ю.В. Федоровым, и давним ее сценическим партнером В.Н. Навроцким, и в первой работе с В.В. Магаром. Такой уровень актерского мастерства не определяется только талантом, за этим - серьезная, хотя и видимая только по результату подготовительная работа. От роли З. Гиппиус, в те «сусловские» времена запрещенной, изъятой из библиотек, вычеркнутой из печатных воспоминаний, так что книги Зинаиды Николаевны и книги о ней приходилось добывать по знакомству, иногда трагикомично, через форточку книгохранилища, - и так до последних работ.

Кристина Овчаренко и Светлана Кучеренко в "Сезоне любви".

Светлана Павловна изучает и творчество драматурга, и критические работы, и этнокультурные и исторические особенности персонажей. А по возможности старается и уловить «гений места» - в домах, теперь уже музеях Чехова и Волошина, Цветаевых и Булгакова, и в местах, связанных с творчеством писателей и судьбой своих героинь.

Остается людям

 Необходимость дополнять природную одаренность постоянным трудом, постигая сущность роли и выстраивая ее в развитие режиссерской концепции, С.П. Кучеренко прививает своим ученикам - и в Школе-студии при театре, и сейчас, на факультете художественного творчества Крымского университета культуры, искусств и туризма. И очень многие актеры среднего и младшего поколений (не только театра им. Горького, но еще нескольких, в том числе и столичных театров) в большей или меньшей степени могут считаться ее учениками.

 Театральные актеры «живут», как правило, пока не угасают их последние зрители. Заснятые в кино и на телевидении спектакли передают обаяние и талант актеров лишь огрубленно и приблизительно, без магии прямого контакта со зрительным залом. Но что-то оживает в учениках и партнерах и еще очень много - в сердцах трех поколений зрителей.

С юбилеем вас, Светлана Павловна!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 10 июля 2019

Заголовок в газете: Свет ясный

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру