Речь не только о «географии» участников конкурса - и в предыдущие годы к россиянам присоединялись пишущие на русском языке авторы из стран, входивших некогда в Советский Союз и Варшавский договор, а также из дальнего и очень дальнего зарубежья, из-за океанов. Атлантического и Тихого.
Не только о возрасте конкурсантов речь: ограничение, выставленное в первом конкурсе, было снято уже на следующем - и ничего, кроме пользы и для читателей, и для самих авторов, это не принесло. Не говоря уже о том, что лишь некоторые члены жюри, ознакомленные с мини-анкетами конкурсантов, могли всегда понять, насколько молод или же опытен автор, а по самим текстам это далеко не всегда становилось очевидным.
Часть мира
В известной мере «оправдание» касается количества претендентов на успешное прохождение конкурса и публикацию в новом сборнике, заведомо (по условиям распространения) обреченном стать раритетным для многих и многих любителей жанра. Их стало еще больше, чем в прошлые годы, больше трех сотен - и, с учетом естественного ограничения объема сборника, проблема отбора обострилась, учитывая еще необходимость представить различные «поджанры» в емком жанре «приключения». Нельзя ведь было ограничиться только современно-житейскими приключениями, или историческими, или фантастическими, мистическими, героическими, военными или тем паче романтическими, - сколь бы ни располагал к сему «гений места», дивный и многообразный Крым. Ведь тексты, присланные на конкурс, охватывают все перечисленные «поджанры» и еще некоторое количество неназванных. И в каждом из этих подразделов есть тексты вполне достойного литературного уровня, интересные стилизации, этнографические наблюдения и достаточно убедительные исторические экскурсы, документальные свидетельства, - и проблематика, выводящая вдумчивого читателя за рамки ограниченного по условиям конкурса объема.
Понятно, что количество «соискателей», то есть произведений, присланных на конкурс, еще отнюдь не означает и тем более не гарантирует ровный и высокий литературный уровень отобранных текстов. Точно так же, как в предыдущих сборниках «Крымского приключения», чисто формально здесь присутствуют тексты разной степени профессионализма. Но с моей, то есть субъективной точки зрения, почти все они увлекательны, по-своему интересны, а значит, непременно найдут своего благодарного читателя.
А еще хотелось бы особо отметить дальнейшее врастание в менталитет авторов (а они ведь представляют своеобразный срез прогрессивной части русскоязычного пространства) осознания реальности национально-этнического многообразия современного Крыма. В доброй дюжине представленных текстов, в частности, крымские татары представлены как своеобразная, но совершенно естественная и неотъемлемая составляющая этой части мира. Так происходит, например, в одном из лучших рассказов этого конкурса, «Эчки/EÇKI» москвича Константина Найденова, или в «Крымском приключении» Светланы Качановской из Первомайского района (с. Островское), или в своеобразном, относящемся и к «современности», и к «фантастике» рассказе «Чаша» Ольги Роговой из Дзержинского Московской области.
Нельзя не обратить внимания на значительное расширение присутствия фантастики (и фэнтези, и НФ, и граничащей с мистикой) в конкурсных работах этого года. Причем наряду с «чистой» фантастикой - к лучшим в этом разделе, полагаю, можно отнести «Один день в лучшем из миров» Ксении Нели из Феодосии, кстати победителя прошлогоднего конкурса, горько-ироническое «Человечество против Кондрата» Вячеслава Демченко из Керчи или типичную антиутопию «О чем говорят мужчины-Z» Михаила Свиридова из Багерово Ленинского района с нетипичной попыткой выстроить оптимистическую модель выживания, - сильно проникновение элементов фантастики в произведения, отнесенные к иным жанрам.
Едва ли можно считать реалистическим, свободным от традиционной фантастики отнесенный к разделу «Приключения современные» хороший рассказ «Ужас Кызылташа» Ирины Джерелей из Симферополя или рассказ «Ты пахнешь морем» Юлии Ким из Москвы с его балансом между реальностью, фантастикой и игрой подсознания. Практически полностью на фантастическом, НФ-посыле построен большой рассказ «Дело жизни» Николая Остапцова из Старого Крыма, очень симпатично для каждого, кто любит Крым, задуманного. Но - к сожалению - в целом литературно неровного, перегруженного ненужными деталями и информацией, да еще и подпорченного «натянутой» концовкой.
«Чистая фантастика» проникла и в «детский» раздел, определив и «Ангела-хранителя» Наталии Цветковой из Межводного, и милого «Пушистика» Нияры Февзиевой из Водопойного (Черноморский район Крыма). Очень ощутимо проникла фантастика и в «Романтические приключения», прежде всего в неплохой рассказ с длинным названием «Алексей, значит, Защитник, или Сережка с львиной головой», подписанный псевдонимом Нелли Ким (Новокузнецк).
Разные приключения
Что касается приключений исторических, то здесь фантастики - в понимании как определяющего текст фактора - меньше; например, в симпатичном рассказе «Монеты» Александра Ломтева из Сарова Нижегородской области вполне допустимо ее (фантастику) считать лишь вариантом события, то есть художественным приемом. Зато весьма ощутимо присутствие мистики, прежде всего в литературно зрелом рассказе «Черный холм» Елены Семагиной (г. Саки) и в рассказе Ирины Бауэр (г. Донецк) «Пробуждение хана».
В целом же этот раздел - по объему меньший, чем аналогичные в предыдущих выпусках «Крымского приключения», - весьма привлекателен. На мой взгляд, помимо упомянутых, выделяется охватом материала рассказ Анатолия Матвиенко (г. Минск) «Увлечение доктора Арендта», здесь же - отменная документальная публикация «Крымские копи Бориса Пантелеймонова», представленная омичкой Ириной Махнановой; полагаю, порадует читателей и рассказ «из застойных времен» Вячеслава Килесы (г. Симферополь) «Случай из милицейской практики». Заставляет задуматься своеобразный рассказ-стилизация Елены Ахматовой «Над безднами» (г. Москва).
Раздел «Приключения военные» по объему невелик, всего три рассказа. Лучший из них - выдержанный в общей традиции «окопной прозы» емкий и горький рассказ «Сиреневые горы» Марии Стародубцевой из Кытманово Алтайского края, четко привязанный к месту и ко времени. Этого ощущения достоверности, по-моему, не хватает рассказу севастопольца Михаила Дорохова «Приказ выполнен», причем в равной степени как первой, «походной», так и второй, «десантной», частям. То же самое относится и к небольшому рассказу Николая Тё (пгт Прогресс Амурской области) - особенно если знаешь, что и как происходило, не понаслышке.
Скоро сборник «Крымское приключение - 2018» (отобраны около 40 работ) обретет печатный, книжный вид и придет к читателям, прежде всего крымских библиотек. Все они, читатели, найдут в сборнике то, что привлечет, понравится, заставит задуматься - и то, что покажется неинтересным, не заслуживающим внимания и так далее. Для любого коллективного сборника такое неизбежно: нет ни одинаковых писателей, ни тем паче одинаковых читателей. Но всё же будет для всех и нечто общее, что несет в мир сборник 2018 года. Он показывает Крым не только как место отдыха и житейских приключений, и даже не столько как верхушку над морем многоликой и загадочной истории, а как особый край, где реальность тесно переплетена с фантастикой и мистикой, но исполнена любви и добрых надежд.
Список произведений «Крымского приключения-2018» *:
«Алексей, значит, Защитник или Серёжка с львиной головой» (Инна Ким, г. Новокузнецк)
«Ангел-хранитель» (Наталия Цветкова, с. Межводное, Черноморский р-н, Крым)
«Без четверти девять» (Тимур Колесник, г. Донецк)
«Буёк и мёртвая волна» (Женя Маркер, г. Москва)
«Глубина» (Андроник Романов, г. Москва)
«Дама с тремя собачками» (Евгений Гончаров, г. Благовещенск, Амурская обл.)
«Дело жизни» (Николай Остапцов, г. Старый Крым)
«Другой маршрут» (Вера Надеждина, пгт Гаспра, Крым)
«Живая карусель» (Александр Семёнов, г. Санкт-Петербург)
«Западня» (Наталия Арская, г. Москва)
«Заповедник героев» (Станислав Янчишин, г. Кирьят-Шмон, Израиль)
«Зеркала душ» (Татьяна Маховицкая, г. Донецк)
«Зеркало» (Ольга Кунавина, пгт Яя, Кемеровская обл.)
«Каприз погоды» (Ника Батхен, г. Феодосия, Крым)
«Крымские копи Бориса Пантелеймонова» (Ирина Махнанова, г. Омск)
«Крымское приключение» (Светлана Качановская, с. Островское, Первомайский р-н, Крым)
«Монетка» (Раиса Снапковская, г. Кушва, Свердловская обл.)
«Монеты» (Александр Ломтев, г. Саров, Нижегородская обл.)
«Морские люди» (Мария Шишкова, г. Волжский, Волгоградская обл.)
«Над безднами» (Елена Ахматова г. Москва)
«Надо дружить, ребята. Всегда» (Алексей Завитаев, п. Приморский, Феодосия, Крым)
«О чём говорят мужчины-Z» (Михаил Свиридов, пгт Багерово, Ленинский р-н, Крым)
«Один день в лучшем из миров» (Ксения Нели, г. Феодосия, Крым)
«Последнее лето» (Антон Задорожный, г. Санкт-Петербург)
«Приказ выполнен» (Михаил Дорохов, г. Севастополь, Крым)
«Пробуждение хана» (Ирина Бауэр, г. Донецк)
«Пушистик» (Нияра Февзиева, с. Водопойное, Черноморский р-н, Крым)
«Саламандра» (Ольга Инина, г. Симферополь, Крым)
«Сиреневые горы» (Мария Стародубцева, с. Кытманово, Алтайский край)
«Случай из милицейской практики» (Вячеслав Килеса г. Симферополь, Крым)
«Случай на границе» (Николай Тё, пгт Прогресс, Амурская обл.)
«Сюита Эразма Дарвина» (Евгения Блинчик, г. Симферополь, Крым)
«Ты пахнешь морем» (Юлия Ким, г. Москва)
«Увлечение доктора Арендта» (Анатолий Матвиенко, г. Минск, Беларусь)
«Ужас Кызылташа» (Ирина Джерелей, г. Симферополь, Крым)
«Христос на физкультуре» (Марина Полунина, г. Балашиха, Московская обл.)
«Чаша» (Ольга Роговая, г. Дзержинский, Московская обл.)
«Чаша любви» (Ориби Каммпирр, г. Севастополь, Крым)
«Человечество против Кондрата» (Вячеслав Демченко, г. Керчь, Крым)
«Чёрный холм» (Елена Смагина, г. Саки, Крым)
«Eçki» (Константин Найдёнов, г. Москва)
*возможны незначительные изменения