Эта комедия Леонида Гайдая не была столь же богатой на афоризмы, как его «Кавказская пленница» или «Бриллиантовая рука», но за счет динамичного сюжета, удачного подбора актеров, легкой критики отдыха по-советски на юге и ненавязчивого рецепта счастья в личной жизни ее полюбили зрители, что статистически подтвердил кассовый успех. При скромном бюджете картины легендарный режиссер сорвал джек-пот: только за первый год проката «Спортлото-82» посмотрел каждый пятый житель СССР (55,2 млн. зрителей). Самому же Гайдаю от этой «кассы» досталась слава и гонорар 7094 рубля, а также 100 лотерейных билетов от дирекции всесоюзной лотереи за явную рекламу азартной игры.
- Для меня этот фильм прежде всего знаменательная веха сотрудничества с великим режиссером, - принимая наши поздравления с юбилеем картины, рассказал Михаил Кокшенов. - Я ведь у него снялся в семи картинах подряд, начиная с фильма «Не может быть!» в 75-м. А тут была у меня по-настоящему главная роль, для воплощения которой, помимо актерского мастерства, мне пришлось приложить немало и физических сил: меня и в песок закапывали, и в плавках ночью по шоссе гоняли, и еще мотородео с сумасшедшим грузином за рулем... Но такова моя профессия и я рад, что этот фильм по-прежнему смотрят зрители, что он оказался таким долгожителем.
Крымская география съемок
Завязка фильма происходит в купе поезда, где все четыре пассажира — Костя, Таня, Сан Саныч и турист-походник Миша увлеченно читают детектив Гениана Зеленого «Смертельное убийство» (авторы сценария посылают привет своему другу - писателю Юлиану Семенову). Героиня Светланы Амановой наобум зачеркивает в билете «Спортлото 6 из 49» нереальную комбинацию - от 1 до 6, да еще и в двух вариантах, и выигрывает 20 тыс. рублей! В поисках корешка лотереи, который остался в одной из четырех книг, герои путешествуют по Крыму: вход на турбазу «Орлиный приют» снимали на биостанции в Курортном возле Карадага; автокемпинг в заповедной зоне - на мысе Капчик в урочище Новый Свет, над Синей бухтой; навесной мост - в Никитской расщелине; камень, вокруг которого бродит Сан Саныч - в Долине привидений. Степа, после десанта с моторной лодки, выныривает у мыса Плака - между Алуштой и Партенитом - и видит в бинокль очертания Аю-Дага. А три стакана газировки вслед за Костей он пил на ул. Хромых в Алуште - реальные автоматы стояли недалеко от рынка.
Дом с секретом в Лучистом
Все натурные съемки, за исключением водопада рядом с Адлером, проходили на крымском полуострове. Облик Южногорска, куда по сценарию на поезде приезжают главные герои, вобрал в себя городские черты Алушты и Феодосии. Удивительно перемещение в пространстве дома тети Клавы (Нина Гребешкова), где остановились ее племянник Костя (Альгис Арлаускас) и Сан Саныч (Михаил Пуговкин) со Степой (Михаил Кокшенов).
- Там, где герои фильма подходят к забору, снимали в Феодосии, все, что происходит внутри помещений - в павильонах «Мосфильма», а двор с виноградом, курятником и душем, где поселился йог, - у нас дома в Лучистом на улице Шоссейной, - рассказывает Владимир Власенко. - Гайдай с моим дедом Лукой Андреичем легко нашли общий язык, они оба воевали, фронтовики. Выпили по сто граммов и обо всем договорились. Мало того, что у нас гостила такая замечательная компания, так деду еще и по 25 рублей платили за каждый день аренды. Они хотели успеть за пять дней, но из-за плохой погоды задержались на две недели. Во время дождя сидели тут, за моим столом - Гайдай, Гребешкова, Пуговкин, другие. И, помню, я им банку сгущенки открыл, так они меня долго благодарили, это же дефицит был тогда. Арлаускас даже в автографе написал: «Спасибо за чай со сгущенкой»… Во время съемок народу вокруг дома уйма собиралась! Даже милиционера возле забора поставили, чтобы разгонял толпу. И я как-то на обед с работы пришел, а он меня не пропускает: «Надоели вы мне уже: иди отсюда, а то наряд вызову — увезут». Только когда жена моя Таня вышла, он пропустил меня. Такой ажиотаж был, а сейчас мало кто мне верит, что все это у нас во дворе снимали. Фотоаппарата у меня тогда не было, так на память Гайдай оставил нам сценарий с автографами всей группы.
Татьяна Власенко говорит, что первый раз в кинотеатре всей семьей не столько фильм смотрели, сколько двор свой рассматривали на экране: «Вот кроссовки Володины на заборе, а вот - игрушки нашего сына Ромки».
Любовный треугольникВ роли Тани режиссер видел Ларису Удовиченко, но комиссия «Мосфильма» не поддержала его выбор, и этот шанс выпал студентке 4-го курса «щепки» Светлане Амановой - ей пришлось стать блондинкой. После еще одной звездной роли в фильме «Зимний вечер в Гаграх» (1983) практически перестала сниматься, предпочла карьеру в театре.Альгис Арлаускас - сын литовского коммуниста и дочери испанского революционера, сыгравший роль Кости, снялся еще в шести фильмах, но звезд с кинонебосклона уже не хватал. В 1992-м вместе с женой, актрисой Мариной Шиманской, отправился на родину деда в Испанию, где реализовал себя как режиссер и даже сыграл там в нескольких ТВ-сериалах.Жениха Тани мог сыграть Михаил Боярский или Евгений Герасимов (робот Вертер в «Гостье из будущего»), но в итоге на роль утвердили Дениса Кмита. 22-летний актер после успешного дебюта в кино был призван в армию и там при нелепых обстоятельствах упал со 2-го этажа, получив перелом позвоночника. Домой вернулся в инвалидной коляске.
Экстрим с бараном и пытка апельсинами
Замечательный и всеми любимый артист Михаил Пуговкин сыграл в шести картинах Леонида Гайдая, но только в «Спортлото-82» режиссер отвел ему главную роль.
- Этой роли могло и не быть, - рассказывал нам на фестивале «Кино-Ялта-2003» Михаил Иванович. - После ЧП с кипятком я просил Гайдая, чтобы он искал мне замену. Но режиссер сказал, что настроен снимать только со мной и подождет моего выздоровления. Я, конечно же, не мог долго отлеживаться, когда вся группа из-за меня не работала, и вернулся на площадку как можно скорее, и мне сначала не то что ходить - повернуться было больно.
По словам актера, на съемках ему и без этого хватало экстрима. В эпизоде с поездкой на мотоцикле ему сначала дали в руки барашка. Так мало того, что на скорости свыше 80 км/ч казалось, что коляска отцепится, так еще и баран на кочках рогами бился о шлем (животное потом заменили на плетеную бутыль).
- А в сцене с пыткой апельсинами, ни мне, ни моему партнеру Михаилу Кокшенову объедаться цитрусовыми не пришлось: у нас было всего пару штук настоящих, все остальное - бутафория! Ни я, ни Гайдай со своими связями достать тогда больше не могли, - рассказал тогда Пуговкин.
Пристрастие к чаепитию, действительно, для Пуговкина оказалось пагубным - в гостиничном номере «Черноморки» (сейчас это пансионат «Крымские зори» в Алуште) он пролил на себя кипяток, когда переливал закипевшую воду из своего походного бидончика в кружку. Ожог оказался очень серьезным, и съемки «Спортлото-82» были под угрозой срыва!
- Михаила Ивановича привозили к нам каждое утро на перевязки в Алуштинскую горбольницу, где я тогда работала медсестрой в терапевтическом отделении, - вспоминает Людмила Перченко. - Терапия была как раз напротив травматологии, и мы все из любопытства посмотреть на такого великого актера под разными предлогами забегали в перевязочную. А он говорил: «Ну, девочки, что вы здесь можете увидеть?! Давайте, когда я подлечусь, соберу вас всех на творческий вечер — встретимся и поговорим». Никто же не знал, что ему там перевязывают — только когда заглядывали...». Артист обварил кипятком паховую область — очень неприятная, по-настоящему тяжелая травма. Но держался Пуговкин героически — от госпитализации отказался, и уже к концу второй недели снимался, несмотря на жару и болевые ощущения.
Как крымский гаишник гонял по дороге голого Кокшенова
В комедию Леонида Гайдая «Спортлото-82» крымчанин Валерий Журавлев буквально въехал на мотоцикле «Урал» - в форме капитана советской милиции. Тогда он был начальником Алуштинского ГАИ. И это было не мгновение на общем плане с массовкой, а полноценный игровой эпизод с участием Михаила Кокшенова.
- Можно сказать, что в фильме я снялся случайно, - рассказывает Валерий Иванович. - Как это получилось? Я еще до этих съемок был знаком с Михаилом Ивановичем Пуговкиным, и когда он приехал в Алушту, мы вместе с супругой навестили его в гостинице «Черноморка» - сидели, общались. И в номер заглянул Леонид Иович Гайдай. Он узнал, что я начальник ГАИ, и сказал, что им как раз нужна наша помощь - у них по сценарию есть эпизод с участием инспектора: «Там всего пару фраз, дайте нам на один день толкового сотрудника и мотоцикл с коляской». Потом прошло несколько дней, ко мне в кабинет заходит ассистент режиссера - девушка такая симпатичная, и спрашивает, кого снимать будем. Я же обо всем забыл, закрутился — курортный сезон в разгаре. Отвечаю: «Понимаете, работы много сейчас». Она невозмутимо так: «Ну, раз некому, тогда вы и выручайте Гайдая. У вас есть форма переодеться (я был в белой рубашке)?» - «Есть». Вышли во двор, я сел на мотоцикл, хотя у меня была служебная машина, и мы поехали на съемку».
- И где проходили съемки?
- Это третий километр Судакского шоссе, со стороны Алушты на Судак, — не без удовольствия вспоминает свою минуту кинославы почетный сотрудник МВД СССР, полковник в отставке Журавлев, сейчас возглавляющий Республиканскую автошколу. - Там ровненький участок на подъем, и как раз гора Катюша видна. Я поздоровался с Гайдаем, и он пригласил меня в автобус, там уже Миша Кокшенов сидел. «Так, разговаривайте», - без всякой раскачки предложил режиссер, и мы начали репетировать. Гайдай в этом отношении очень щепетильным был - все отрабатывал, чтобы в кадре выходило без сучка и задоринки.
- Легко нашли общий язык с Михаилом Кокшеновым?
- Никакого напряжения не было, как будто знали друг друга всю жизнь. Вот как сели в автобусе: «О, привет, Валера!» — и пошло-поехало. Правда, так сложилось, что потом мы ни разу так и не встретились — ни в Москве, ни в Крыму. Ну, вот так минут пятнадцать мы подурковали: «Гражданин, вы почему в таком виде бегаете? - А я тренируюсь. - Из какого общества? — «Трудовые резервы». - А маска и ласты зачем? - Я - троеборец...». Потом этот же диалог повторяли уже на исходной позиции - Миша бежал по шоссе, я подъезжал к нему на мотоцикле. Проговаривали все, и я обгонял его, а он мне вслед кричит: «До города далеко?» Я отвечаю: «К утру будешь». И наконец - съемка. Снимали уже в сумерках, дорогу подсвечивали прожекторы, перед нами ехал «жигуленок», в багажнике, которого сидел оператор с камерой.
- И все так же гладко, как на репетиции, прошло?
- Нет, десять дублей было! Выяснилось, что стекло на мотоцикле блик дает - открутили. Потом я заикнулся, затем Миша текст свой перепутал. Еще в одном дубле угол автобуса видно, в другом выпивший ассистент режиссера в кадр влез. Гайдай кричал: «Вот, этот дубль и оставим! А когда в Москву вернемся, я из зарплаты вычту за расход пленки».
Приятный сюрприз поджидал Валерия Журавлева еще до премьеры фильма. В январе 82-го он летел из Москвы в Симферополь и в ожидании самолета купил в киоске аэропорта новогодний номер журнала «Советский экран». Открывает, а на развороте материал о съемках «Спортлото-82», и среди прочих фотографий — его снимок с подписью: «На роль работника милиции приглашен начальник ГАИ Алуштинского ГУВД капитан милиции В.И. Журавлев».