- “Самородок осени”, “крутой роуд-муви”, “страшная русская сказка” - пишут зрители после просмотра сериала. Пермский край благодаря “Территории” и вам лично, Ксения, заиграл новыми красками.
- Я очень рада, что люди узнали о нашей земле. Мне кажется, что 90% россиян никогда не слышали о коми-пермяках. Надеюсь, что теперь туристы потянутся на мою малую родину, в город Кудымкар. У нас богатая, аутентичная культура. Необычная кухня, аналогов которой в мире нет. Вот вы, например, когда-нибудь пробовали кашу, яичницу или пироги из хвоща полевого? А наши кудымкарские повара представляли эти блюда на международных конкурсах!
- Для России “Территория” - это интересное явление в индустрии игровых сериалов. Даже зарубежные полнометражные фолк-хорроры типа “Плетеного человека” можно по пальцам пересчитать. Поэтому интересно узнать, какую реакцию вы ждали от наших зрителей.
- Хорошо, если зрители начнут гуглить “места силы Пермского края”, проникнутся нашими легендами. Ведь у нас есть шаманы, рассказчики-знатоки коми-пермяцкой демонологии. Были бы слушатели - это интересно! Мы любим туристов и хотим, чтобы к нам приезжали не только финны (из-за схожести коми-пермяцкого и финского языков - прим. авт.), но и гости из других регионов России.
- Боюсь, что я не различаю пермяков и коми-пермяков. И, видимо, не одна я такая.
- Это очень распространенная ошибка. Для россиян все жители Пермского края - пермяки. Но регион наш огромный, и населен он разными народности. В сериале же речь идет о конкретной точке - Кудымкаре и его окрестностях. Там живут коми-пермяки - представители малой народности финно-угорской группы. Они считаются коренными жителями края. Как американские индейцы, коми-пермяки живут в некой “резервации”.
Рутгер Гарехт: Хотел полететь в космос, а стал артистом
- Вы сами коми-пермячка?
- Да. Мои бабушки и дедушки, родители - все коми-пермяки. И дома мы говорим на коми-пермяцком языке. Я хорошо понимаю язык, но говорю чуть хуже .“Ме коми роч” (говорит на коми-пермяцком - прим. авт.), то есть человек, который использует в речи русизмы.
- Википедия утверждает, что на коми-пермяцком языке во всем мире говорит чуть больше 60 тысяч человек. Интересно, как коми-пермяки оценили старания актеров Клавдии Коршуновой и Алексея Розина, говоривших на их языке?
- О, они совершили настоящий подвиг! Потому что наш язык и фонетически, и грамматически очень сложный. Конечно, коллеги говорили немного корявенько, с “американским” акцентом. Даже если некоторые коми-пермяки возмущаются, мол, москвичи коверкают наш язык, то пусть попробуют сами заговорить на иврите или чувашском языке. Это сложно! Лично мне повезло - я была единственная коми-пермячка на съемочной площадке.
- Вы снимались с Глебом Калюжным, он на четыре года младше вас. Не мешало ли это работе? Все равно есть какая-то притирка между артистами.
- Притирка - естественно. Но возраст не сказался на рабочем процессе. Я привыкла общаться с ребятами младше меня, когда училась режиссуре в Пермском институте культуры. Для меня это второе образование, и поступала я, когда мне был 21 год. А остальные ребята пришли сразу после школы. Так что опыт есть. К тому же, Глеб - замечательный парень, очень открытый. Он добрый, вежливый, всегда готов помочь, с ним легко, и это подкупает.
- Но в сериале у ваших героев - Тани и Егора Чудинова был явный конфликт.
- Ну этот конфликт изначально намекает на чувства героев. Наши Таня и Егор были неравнодушны друг к другу. У меня самой так же: если человек нравится, я начинаю его “колоть”, а потом смотрю на реакцию. В Тане очень многое от меня.
- Такая же “девочка с палкой”, колючая?
- Не скажу, что мы идентичны, но она мне очень близка. Да, она суровая, более закрытая, чем я. В студенчестве, наверное, я была такой же. Эмоциональные и ранимые люди вынуждены закрываться от мира. Они создают образ сурового человека, чтобы не подпустить к себе “чужака”. Отшучиваются, отпускают колкости, едкие замечания. Ради Тани я показала свою личную боль. Потому что в кино все должно быть по-настоящему. Так что я в какой-то степени играла саму себя. “Девочка с палкой” не пускает в свой мир, проверяет своими колючками. Если ты прошел проверку, то обретешь самого преданного и любящего человека.
- Продюсеры сериала очень постарались - роль Тани вам очень подходит. Они сделали правильный выбор.
- Я попала в сериал не случайно. Я вообще заметила, что все, что происходит со мной, не случайно. Я сама девочка из глубинки, села Пешнигорт и горжусь тем, чем богат мой народ. Да, мы более суровые и замкнутые. Но это влияние географии и климата. Даже то, как мы говорим, отличает нас, коми-пермяков, от жителей других регионов. Мы почти не открываем рот, у нас все звуки зажаты.
Лысенков: «Всё отдаю зрителям и перехожу в «сберегающий» режим»
- От холода?
- Предполагаю, что от холода. Мы экономим энергию, необходимую нам для сохранения тепла. Возьмем, к примеру, танцы. Коми-пермяки всегда танцуют с прижатыми к телу руками. Тоже - чтобы не замерзнуть.
- В сериале коми-пермяки показаны неприветливыми и даже темными людьми...
- Я не могу говорить за весь народ, это большая ответственность. Но мы очень скромные, относимся к себе с самоиронией. Быть может, немного неуклюжие, про нас говорят “коть-моть”. На первый взгляд, коми-пермяки могут показаться неприветливыми. Потому что к чужакам у нас относятся с недоверием. Многие люди ходят к знахарям, верят в лесных духов, собирают травы. Мы очень близки к природе, потому что живем среди лесов. И эта естественная среда коми-пермяков.
- Вы за науку или верите в существование сил, скрытых от глаз человека?
- Я выросла на легендах и с научной точки зрения к этому подходить не могу. Верю во все сверхъестественное. Мне кажется, что рациональное и иррациональное не противопоставлены друг другу и сливаются. Наука очень логично объясняет некоторые явления, которым мы придаем мистический смысл. Положительная и отрицательная энергия проявляются по-разному, и мы даем им имена “леший”, “кикимора”, “домовой”. Но это все энергия. Но мы, коми-пермяки, рождаемся, живем и умираем со своими легендами.
- Вам на съемках самой не страшно было? В темноте, в лесу, в болоте?
- Нет. Говорят же, что хорошая комедия не та, где все артисты смеются. С мистическим сериалом - так же. Чем проще относишься к этим явлениям, тем лучше. Мы просто подошли к “мистике” технично. То, что должно напугать зрителя, вызывало у нас смех. Темнота, лес или болото - это моя земля. Еще в детстве я проводила в лесу больше времени, чем в “цивилизации”. Все еще люблю походы и спокойно ночую в лесу.
- Где для вас “место силы” на родине?
- Люблю Кудымкар. Согласно легенде основателем городища (“Кар”, коми-пермяцкий) был богатырь (“Кудым”) по имени Ош (“Медведь”). Он поселился на горе Изьюре и стал вождем племени. С каждой возвышенностью у нас связано много преданий. Современный Кудымкар - небольшой городок, плюс-минус 30 тысяч жителей. У нас есть Коми-пермяцкий национальный драматический театр где ставят спектакли, в том числе, на родном языке. Мы шутим, что наш театр - градообразующее предприятие.
- Но ведь создатели “Территории” выбрали другие локации для съемок?
- Верно, потому “резервация” коми-пермяков - это море леса, полноводная река Иньва. У нас нет скал, ущелий и горных рек. Продюсеры искали локации с живописными видами. Так что съемки прошли в туристических местах - Усьвинских столбах, Кунгурской пещере, Каменном городе. Эти точки очень популярны среди пермяков.
- Я знаю, что съемки были длительные и непростые. Как вы приходили в себя? Ездили на море в Крым?
Наш организм привыкает ко всему, даже если живешь в регионе с холодным климатом. Не скажу, что съемки для меня были как на курорте, но и особым стрессом их назвать нельзя. Работа проделана большая и ответственная, и это главное. А по поводу Крыма - я его обожаю. Много раз была на полуострове. Люблю Севастополь, даже планировала переехать жить в этот город. В Севастополе я оставила частичку своего сердца. Но сразу после “Территории” я перебралась в Москву. Хочу реализоваться в столице как актриса. Если меня пригласят на съемки в Крым, обязательно приеду.