Рыбный промысел Крыма будут вписывать в новые реалии

Рыбный промысел Крыма будут вписывать в новые реалии
Фото: msh.rk.gov.ru

Путина в Черном и Азовском морях идет полным ходом, а цены на «живое серебро» даже не думают снижаться. Выясняем, почему рыбные места у берегов Крыма перестали радовать покупателей.

По словам министра сельского хозяйства Крыма Дениса Кратюка, после 2022 года республиканский рыбный промысел кардинально изменился.

- Керченский мост, который явился для нас основной жизненной артерией, стал в то же время целью для недружественной нам стороны, - напоминает Денис Васильевич. - Из-за этого введены жесткие критерии мореходства в этом районе. Пытаемся оптимизировать зону охраны моста, чтобы промысел можно было осуществлять. Кроме этого, в связи с возвращением исторических территорий обязательно нужно пересматривать квоты и время вылова. У Крыма есть два смежных региона - это Запорожская и Херсонская области, они тоже имеют береговую линию. Так что имеющиеся квоты на вылов и время вылова устраивали для нас на этапе, когда только Республика Крым являлась частью Российской Федерации.

Так, в этом году замечательная рыба кефаль прошла мимо крымских рыболовов.

- Получилось, что херсонские рыбаки начали намного раньше вылавливать кефаль, чем планировали мы, - говорит Денис Кратюк. - Сейчас наблюдаем следующую картину: имеющаяся квота, выданная на весь бассейн, выбрана правильно и законно на более раннем этапе. Это привело к тому, что сейчас мы возле Черноморского и Раздольненского районов фиксируем нормальное количество кефали, которую могли бы добывать, но квоты уже нет. Поэтому нужно, во-первых, четко отследить, какие объемы мы и Херсон можем выбирать. Во-вторых, сдвинуть срок так, чтобы и наши рыбаки могли как можно больше ловить рыбу любыми разрешенными способами.

Помимо этого, на ценниках и ассортименте рыбных прилавков сказываются изменения, произошедшие в Азовском море.

- Оно меняет свою соленость, - напоминает руководитель Минсельхоза. - Поэтому рыба двигается туда, где ее раньше не было, и в Азовском море появляются виды рыб, которые мы можем добывать. Скажем, черноморская кефаль. Эта рыба никогда не ходила в Азов. В принципе, мы по многим из солоноводных видов увидим миграцию в район Крымского моста и севернее. Исходя из этого, нужно понимать: раз у нас эти виды рыб начинают появляться в новом месте, нужно оптимизировать зону лова и рыбакам давать возможность эту рыбу добывать. Мы просто должны к началу следующей путины вписать рыбный промысел в новые реалии.

Не менее серьезная причина сокращения рыбодобычи - резкое снижение количества рыболовецких судов.

- Находясь в Керчи, рыбодобывающая отрасль имела на момент присоединения Крыма к России порядка 30 судов, которые были задействованы в промысле, - говорит глава рыбного предприятия Керчи Анатолий Скрипниченко. - На сегодня их осталось два. Здесь самое главное - стремление рыбодобывающих предприятий работать. Предприятия руки не опускают. Ждут, терпят и пытаются выжить в тех непростых условиях, которые мы имеем по береговой полосе в Крыму.

Проблемы рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли не обошли и крымскую барабулю.

- Если в вылове барабули на 2022 год участвовали 100 предприятий, то сегодня их осталось 20-30, - отмечает собеседник. - Это связано с закрытыми районами для выхода в море, с особенностями добычи. К примеру, в Севастополе один сезон вылов барабули проходит хорошо, а на следующий сезон ее в десятки раз меньше. Все это отражается на ценовой политике.

Весьма непросто складывается судьба такого излюбленного лакомства крымчан, как местная хамса.

- Опять же уменьшился флот, южная часть керченской зоны закрыта для вылова хамсы, - говорит Анатолий Скрипниченко. - А миграция этой рыбы идет через жизненно важную артерию - Керченский пролив. Добывать в Азовском море хамсу на сегодня некому: всего два судна, одно из них в ремонте. Прибрежный лов - туда рыба заходит или не заходит. Участки Керченского пролива, которые на сегодня можно было бы реально дать для работы рыбакам прибрежного лова, - вне доступа. Соответственно, имея традиционный продукт - хамсу, видим, как цена на него меняется. Малое количество продукта рождает спрос, возникает объективный дефицит. Он связан не с отсутствием рыбы, а с факторами, которые нужно отрегулировать.

Усугубятся ли проблемы рыбного промысла из-за возможного запрета на использование судов, возраст которых превышает 40 лет, поясняет глава Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб.

- Решение нам непонятное, и касается оно бассейнов всех территорий РФ, - говорит он. - Хорошо, что нас поддержало Росрыболовство, Минсельхоз федеральный. Вероятнее всего, оно не будет принято, но на данный момент не отменено. Даже если бы это было реально в финансовом отношении: заменить наш флот на новый, судостроительная промышленность РФ не готова построить столько судов. Как подсчитали рыбаки, к 2030 году необходимо заменить 500 траулеров. А, как известно, с 2017 по 2025 годы по программе инвестиционных квот судостроительная промышленность России смогла построить всего 47 судов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 5 ноября 2025

Заголовок в газете: Ловись, рыбка, большая и недорогая

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру