Как феодосийский турклуб «Карадаг» вносит свой вклад в развитие туризма в Крыму

Как здорово, что все мы здесь

Людям, которые затевали все это дело, далеко за семьдесят, а кого-то и в живых нет. Но дело продолжается, и феодосийский турклуб «Карадаг» вот уже шестьдесят лет ходит и водит в походы, принимает участие в экспедициях Русского географического общества и делает для развития туризма и науки не меньше, чем разные министерства и ученые. Беседуем об истории и деятельности «Карадага» с его нынешним руководителем Юрием Ильющенко и членом клуба по праву крови Ией Лысенко.  

Как здорово, что все мы здесь
Восхождение на скалу Сокол (Судак). Фото из архива Ии Лысенко

СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ

- Первое организационное собрание состоялось 2 декабря 1964 года, – начинает свой рассказ Юрий Васильевич. – Ходили люди просто в походы, а потом, пообщавшись, решили, что неплохо бы организовать клуб. На той первой встрече были Василий Васильевич Опошнянский, Анатолий Яковлевич Зарытовский, Ростислав Степанович Лихотворик, Василий Васильевич Опошнянский, Жанна Васильевна Ильина, Георгий Степанович Романенко, Анна Зосимовна и Юрий Федорович Коломийченко. Позже при клубе появились занятия по начальной туристской подготовке, инструкторские курсы, движение росло. В 1990 году наш клуб занял первое место на конкурсе СССР как лучший городской клуб страны, получив золотую медаль ВДНХ. Это достижение всесоюзного значения! Тогда в СССР проводили много конкурсов среди клубов, оценивали масштабность работы, количество участников, категорийных походов, походов выходного дня... И это все накапливало баллы, рейтинги. У нас было очень много побед на соревнованиях и конкурсах. Была (и есть!) очень сильная секция спелеологии. Нашими ребятами была открыта и исследована шахта Солдатская, самая глубокая в Советском Союзе на тот момент! В Крыму она и сейчас самая глубокая – пятьсот с лишним метров. Это было довольно-таки значимое открытие «Карадага».

Турклуб "Карадаг" у здания на Кирова, 4. Фото из архива Ии Лысенко

Участники турклуба «Карадаг» исследовали и многие другие пещеры на плато Караби: Юбилейная, Виола, пещера Грина. Всех не перечислить, там тысячи пещер, и многие еще не раскопаны и не открыты. Энтузиасты копают до сих пор. И находят!..

- Я появился в клубе позже, – продолжает Юрий Васильевич, – Узнал о том, что есть такой турклуб, и после школы решил, что неплохо бы пойти позаниматься, как раз там был набор на начальную туристскую подготовку. Шел 1987 год, собралась группа, было больше сорока человек. Занимались, ходили в походы, знакомились, дальше проходили категории. Что привлекло? Конечно, не только походы, клуб – это большая семья, это – единомышленники! И в то время, как сегодня люди изолируются в своих каменных мешках с мобильными телефонами и Интернетом и перестают общаться вживую, клуб тогда был местом реального общения, мы делились новостями, радостями, невзгодами. Собирались часто, порой каждый вечер!..

Частенько приезжали туристы из других городов, делились своим опытом. Клуб был своего рода методическим центром и помогал в обучении и организации кадров. Как вспоминают старожилы, в это место хотелось приходить. «Карадаг» тогда занимал подвал в помещении на Кирова, 4, в здании, где располагается феодосийский ЗАГС.  

- В те времена, – говорит Юрий Ильющенко, – это был заброшенный склад стеклотары, полностью заваленный битым стеклом. Наши туристы в течение месяца вытаскивали оттуда всю грязь, своими силами отремонтировали. Город отдал это помещение клубу в 1967 году, и клуб жил в этих стенах до 2004 года, почти сорок лет… А в 2004-м городское руководство Феодосии посчитало, что есть более интересное применение этому подвалу, и нас переселили в Дом Культуры.

Для «Карадага» переезд из родного подвала стал огромной потерей. И сегодня и старожилы, и уже их выросшие дети вспоминают, как уютно было на этих клубных вечерах, настоящее семейное гнездо – все праздники проводили вместе, писали для них сценарии, наряжались, своими руками делали подарки.

- Это был дом, наш дом, – подключается к разговору Ия Лысенко. – Постоянно встречались, помогали друг к другу, ремонтировали снаряжение, принимали группы из других городов, когда кому-то нужно было переночевать перед поездом или даже просто погостить в Крыму... А еще у нас была такая рубрика «Из дальних странствий возвратясь», и все, кто ходил в большие походы, возвращаясь, рассказывали о своих приключениях, показывали слайды, делились маршрутами, писали отчеты. Все было серьезно, маршруты прописывались, потом защищались в категорийных комиссиях! Я была маленькая, и я это все помню. У меня мама тогда была руководителем клуба, и я тут просто жила среди всех, тут мои друзья, мои родные люди...

Ия Лысенко. Фото Владимира Гребенникова

Сегодня Ия организовывает свои походы и объездила уже полмира, а после каждого путешествия, возвращаясь, обязательно показывает в клубе фотографии, а бывает, что и целые фильмы, которые снимает и с любовью монтирует сама. Таких, как она, дочерей полка, в «Карадаге» было немало. Тут люди знакомились, строили семьи, рожали детей, те вырастали и приводили в клуб уже своих отпрысков. Свадьбы тоже отмечали всем клубом и не только в подвале под ЗАГСом!  

Ия Лысенко и Андрей Леонов, феодосийские спелеологи. Фото из архива Ии Лысенко

- Пещеру Свадебная на Караби поэтому так и назвали, – рассказывает Юрий Васильевич, – что после открытия в ней сыграли свадьбу Сергей и Ольга Пермяковы. Пещера удобная, туда легко спуститься, и там есть зал, достаточный для общения, поэтому ее и выбрали для свадебного торжества. Ведь если пещера глубокая, как вы понимаете, спускать в нее невесту в белом платье на веревках не самый лучший вариант! А в пещере Виола сыграли свадьбу Николай и Валентина Кулик. И Новый год в пещерах отмечали: спускались, наряжали глубоко под землей елки, вот такие чудачества, такие увлечения! 

- Я помню Новый год, когда мы устроили карнавал в клубе! – подхватывает Ия. – Я уже была подростком, мне было лет 14-15, и мы переодевались, были конкурсы! У нас всегда очень много конкурсов было, мы и подарки придумывали и делали сами... Например, на 8 марта, мужчины вырезали на деревянном срезе большие медали, рисовали на них выжигателем (специальное устройство для создания узоров и изображений на разных поверхностях. – прим.ред.) ботинок с цветами и дарили женщинам. Люди сами проявляли себя и говорили о том, что вот я могу сделать то или это… И еще очень много мероприятий проходило за пределами нашего помещения. Каждые выходные мы были либо на тренировках, либо на выходах где-то в походах, тренировались на скалах, переправы натягивали. Там, где невозможно пройти просто пешком, есть варианты преодоления с помощью технических средств, в частности веревочные переправы через бревно, маятником и проч. А нас, маленьких деток, брали с собой на все тренировки и соревнования, и мы были очень самостоятельны. Допустим, родители судят соревнования, у нас огромная поляна слета, а дети предоставлены сами себе, но при этом всегда накормлены! В какой лагерь ребенок ни пришел бы, там всегда знают, чей ты, и всегда норовят всунуть тебе бутерброд, кашу со сгущенкой, конфеты… Мы всегда были сытые, даже без родителей. И когда родители возвращались уже в сумерках или в потемках и искали своего ребенка, я выбегала откуда-то вдруг, один хвостик в одну сторону, другой в другую… Ты, наверное, голодная? – Да нет, меня тут покормили, там… Мы тут заняты вообще-то… Так что, не волнуйтесь, идите дальше судите, занимайтесь слетом, у нас тут все хорошо! Мы постоянно придумывали разные игры, нам было весело, здорово, мы были свободные! При этом еще и ответственные, можно было многое доверить, например, узлы завязать…

Ия вспоминает, как однажды это она и сделала на водных соревнованиях – «помогла» родителям шнурки завязать. Тогда ей было годика три, а узлы вязать ее научили еще раньше. И вот родители должны были выйти с байдарки и переходить на другой этап, быстро прыгнуть в ботинки и бежать. А дочка им ботинки связала! Не далеко убежала родители...

- Они были очень рады, что они меня научили! – смеется Ия. – С раннего детства я помогала родителям также и в судействе: вносила разные заметки в бланки. А поскольку у меня мама была руководителем клуба, мне приходилось отвечать на звонки – я постоянно была на телефоне, мобильных тогда не было. Мама приходила домой, и я говорила ей, кто звонил, писала для нее списочек. Была ее секретарем! Наше подвальное помещение часто затапливало, и тоже было неважно, сколько тебе лет: помогали все – и взрослые, и дети…

Когда мама Ии Татьяна Лысенко уволилась, встал вопрос о новом председателе. По году проработали в этой должности Галина Пилявская и Гелена Силюченко. А потом настал черед и Юрия Васильевича Ильющенко.

- Меня, в общем-то, попросили, – говорит он. – Я в тот момент, наверное, еще был не готов морально, но ситуация требовала решения. Хорошо, давайте попробуем, ответил я, и вот уже двадцать лет пробую...

РОССИЙСКОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Пышным цветом туристическое движение развивалось в советское время. А дальше все начало меняться так стремительно, что сегодня главная задача клуба состоит в сохранении былых традиций. А это – походы, спелеология, помощь в экспедициях. Воспитанник клуба Роман Дымнич покорил Пик Ленина – семитысячник, это третья вершина Памира! Были подъемы на Эльбрус, экспедиции по изучению глубоких пещер на Кавказе. В период пандемии Ия Лысенко пересекла Тихий океан на парусной яхте «Елизавета». Это была очень мощная кругосветная экспедиция по следам первых открывателей мореплавателей посвящённая 200-летию открытия Антарктиды. Ие повезло поучаствовать в двух этапах: первый – Патагония, чилийские фьорды, второй – собственно пересечение Тихого океана.

Традиционный марафон на байдарках. Щелкино. Фото из архива Ии Лысенко

- В прошлом году открыли пещеру Джирхву, – рассказывает Ия Лысенко, – и члены Феодосийской ассоциации спелеологов приняли участие в ее исследовании. Спелеоподводники должны были нырять исследовать подводный ход, а мы туда заносили оборудование, чтобы они могли это сделать. Такие помощники называются шерпы: это те, кто носит оборудование, помогает. Чтобы пронырнуть один небольшой сифон, очень много нужно принести: баллоны, личное снаряжение. Даже если мероприятие займет сутки, то нести нужно питание, спальники, горелку, газ на всю команду! Также мы должны были помогать и в пещере Мчишта, там же в Абхазии. Она очень большая, очень давно исследуется москвичами, красноярцами и нашей феодосийской ассоциацией спелеологов. Я тоже принимала участие в этой экспедиции. Мы должны были подносить баллоны, потом делать там Виа феррату, заносили оборудование для нее (Виа феррата в альпинизме – это скальный участок, оборудованный металлическими конструкциями – прим. ред.). Мы туда и лодку подносили! А как сухопутные спелеологи лезли триста метров по узостям... И эти триста метров под землей мы шли очень долго! Это – обводненная пещера, там огромные озера, огромные водопады, где-то приходится спускаться по колодцам, под водопадами… Только в ту сторону мы шли часов шесть! Ну, а там стояли подземным лагерем несколько дней…

Празднование 60-летия клуба. Фото Владимира Гребенникова

Тут нужно отметить, что все это мероприятие спонсируется лично участниками экспедиции. Они скидываются на карабины, веревки, сами себе покупают снаряжение, проводят свои отпуска в пещерах, в горах и на реках. Но все это не только про себя и свое увлечение, это еще и вклад в общество, в науку: исследования часто проходят под эгидой Русского географического общества.

- Для каждого в этом есть какой-то свой определенный смысл, – говорит Ия. – Для большинства спелеологов это, наверное, все-таки открыть то, что еще не изведано и не открыто… Мне просто нравится какое-то такое ощущение, когда ты под землей, когда ты вот так совладаешь с собой и еще помогаешь людям. Для меня это здорово! Изначально было, конечно, и преодоление себя, но сейчас это, наверное, больше помощь и необычное времяпровождение… Могла бы я не быть туристкой? – Да я не знаю... Меня устраивает моя жизнь. То, какой я ее себе сделала: туризм, путешествие, любимая работа!..

Такие подарки делали в турклубе Карадаг своими руками. Фото из архива Ии Лысенко
Такие подарки делали в турклубе Карадаг своими руками. Фото из архива Ии Лысенко

Некоторые мои вопросы моим собеседникам кажутся странными или наивными, и это понятно: задумываюсь я, Ия и Юрий Васильевич просто живут туризмом, как дышат. Но у некоторых членов турклуба «Карадаг» бывали периоды и без походов и экспедиций – человек отходит в сторону, потом или возвращается или нет…

- Простую прогулку на свежем воздухе, – говорит Юрий Ильющенко, – осилит любой человек, способный передвигаться на двух ногах. А есть, конечно, задачи, для которых требуется хорошая физическая форма, особые знания, тренировки. Сейчас в клубе семьдесят человек, плюс много присоединившихся, которые просто ходят в походы. Старожил наш, например, Виктор Михайлович Стрижак в свои семьдесят семь лет каждый выходной проводит в наших крымских лесах и горах.

Празднование 60-летия клуба. Фото Владимира Гребенникова

Это – правда: через пару дней я сделаю вылазку с «Карадагом» в район поселка Лесное, и по дороге на гору Большой Чатал мы встретим Виктора Михайловича. Но когда мы будем еще только подниматься вверх, он уже будет спускаться и укажет нам путь. Глаза горят, ноги идут! А глаза горят еще и потому, что недавно турклуб отметил свое шестидесятилетие! Чествовали всем миром!  

- Поздравляли нас многие лично, – рассказывает Юрий Васильевич. – а кто не смог, как керченский клуб «Скала», прислал видеообращение и передал подарок. Приезжали туристы из Гурзуфского клуба, поздравляли Федерация спортивного туризма Крыма, наш феодосийский театр «Парадокс», Тамара Александровна Стеблюк… Тамара Александровна долгое время была начальником управления департамента культуры и курировала наш клуб. Может быть, в какой-то мере благодаря ей мы и сохранились так долго, и выжили в трудные времена! Были представители Музея Грина, в частности, Алла Алексеевна Ненада и Лариса Дмитриевна Ковтун, они давние друзья нашего клуба. У нас есть традиция закладывать капсулу с посланием потомкам. Каждые десять лет мы спускаемся в шахту Грина (пещера на плато Караби – прим. ред.) и закладываем новую капсулу. Некоторые тексты писала сама Лариса Дмитриевна, а в первую экспедицию, в 1986 году, она ездила с нами на плато, когда мы спускались в эту пещеру.

Капсула всегда одна, но записки в ней меняются каждые десять лет. Следующая смена произойдет в 2026 году. В Музее Грина и лично Алла Алексеевна, к сожалению, первой записки для нас не отыскали – время предновогоднее, сдача отчетов, а хранилище музея и личный архив Аллы Ненады огромны! Примерное содержание первого текста помнит еще одна сотрудница Музея Грина Лариса Дмитриевна Ковтун, она его печатала на машинке: мечтать, всегда стремиться к исполнению мечты и помнить гриновский завет «делать так называемые чудеса собственными руками» – вот что передавали последующим поколениям карадаговцы в далеком 1986 году!  

Закладка капсулы в пещеру Грина. Фото из архива Ии Лысенко

- Алла Алексеевна тоже поздравляла и вспоминала об этой традиции, – продолжает Юрий Васильевич. – Были и творческие коллективы из Дома Культуры, представители администрации с благодарственными грамотами... Я считаю, хорошо прошел наш праздник, достойно! Торжественная часть затянулась почти на три часа! Но пролетела на одном дыхании, было настолько динамично и интересно.

Третья записка (от 2006г). Фото из архива Ии Лысенко

ЗАВЕТНОЕ ЖЕЛАНИЕ

У членов турклуба все желания сбываются, но есть одна мечта, о которой хочется написать отдельно, так она важна каждому карадаговцу. Это – свое помещение. Родной подвал, увы, уже не вернуть, как и утерянные бумаги и артефакты, которые были там.  

- У нас в клубе, – вспоминает Ия Лысенко, – был музей артефактов того, что было найдено в походах. Настоящий музей минералов с разных концов страны, каких-то ископаемых, других находок, глиняные черепки, осколки кувшинов, найденных на тропах, огромное количество стендов с описаниями…

- Какие-то артефакты были подняты со дна пещер, – дополняет Юрий Васильевич, – добыты в труднодоступных местах. Черная деятельность, когда специально ломают сталактиты, недопустима, но то, что само рухнуло, редкие камни – все это мы приносили из наших походов. У нас была возможность все это выставлять, показывать в клубе, а самые ценные находки отдавали в Краеведческий музей. Юрий Федорович Коломийченко, одно время также бывший председателем «Карадага», был уникальным человеком! Архитектор, краевед, он восстанавливал Феодосию после войны и собрал коллекцию старых гравюр довоенной архитектуры, и то, что мы сегодня уже не можем увидеть вживую, многое разрушено, мы видим на его открытках и фотографиях. Огромная коллекция Юрия Федоровича имеет большую историческую, да и материальную ценность! Всю эту коллекцию он передал в Краеведческий музей, но, к сожалению, ее обезличили, как будто у нее нет автора, это грустно... Вообще почти все, что было в нашем музее, растерялось. Без собственного помещения у нас не было возможности хранить многие артефакты, а в последние годы, в 1990-е, когда мы еще могли собираться в нашем подвале, его сильно и часто затапливало. Очень много литературы, отчетов по походам потерялось, пришло в негодность, сгнило!..

Юрий Ильющенко, руководитель турклуба "Карадаг". Фото из архива Ии Лысенко

Турклуб «Карадаг» вот уже двадцать лет по вторникам и четвергам гостит в феодосийском ДК. Многие кабинеты заняты под репетиции творческих коллективов, и туристы могут собираться всего на пару часов. Развернуть в этих условиях такую же, как в былые годы, музейную деятельность сложно. Как и жить полноценной клубной жизнью.  

- Дом культуры принимает нас очень радушно! – говорит Юрий Ильющенко, – Но одно дело зайти в библиотеку почитать книжку, другое – с этой же книжкой усесться дома, как хочется, и наслаждаться прочтением. Или приготовить вкусное блюдо, отметить какие-то праздники. Другая атмосфера… В своем помещении можно разложить, хранить снаряжение, ремонтировать его, причем, не один день. Поэтому, когда нас спрашивают о нашем заветном желании, оно одно: может быть, власти города Феодосии и Республики Крым помогут нам и выделят для нас какое-то отдельное помещение?.. 

Юрий Ильющенко, руководитель турклуба "Карадаг". Фото из архива Ии Лысенко

Клуб отчаянно в нем нуждается! Об этом говорит каждый член «Карадага», с кем я завожу разговор о чаяниях или даже просто прошу вспомнить интересную историю. Молодое поколение карадаговцев даже задумалось о том, чтобы сшить собственными руками шатер, в котором и зимой, и летом можно будет собираться у огонька! Но, конечно, отдельного здания в городе, доступного каждому, кто захочет присоединиться к деятельности клуба, шатер не заменит... Клубу нужен свой дом!

- Очень важно, чтобы люди были заряжены туризмом, чтобы они стремились не только брать, но и давать, например, передавать свои знания и умения просто так по доброте душевной другим людям, которые будут точно также продолжать это дело. Важно, чтобы для этой цели нам всем было, куда прийти, – завершает свой рассказ Юрий Ильющенко.  

Традиционный ежегодный зимний Звездный поход памяти десантникам

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру