В Симферополе представили проект по возрождению центра воздухоплавания на горе. Он предполагает создание всесезонного инновационного кластера малой авиации и воздушных видов спорта, включающего аэродром, учебный центр, планерную школу, аэроклуб, интерактивный музей, научный кампус и центр образовательных и реабилитационных программ. Автором идеи выступила АНО «Просторы Клементьева».
Крымчане - прародители планерного спорта
«Едва ли не более важным мне представляется историческое значение Горы (Узун-Сырт, или Клементьева. - Прим. автора). Здесь, где возник отечественный планеризм, где больше десятилетия собирались энтузиасты парящего полета, где творчески возмужали выдающиеся деятели авиационной науки и техники, герои-летчики и создатели космических кораблей, где они раз и навсегда полюбили небо», - говорил Константин Арцеулов, укротитель сложнейшего элемента в авиации - штопора.
История горы Клементьева (старое название Узун-Сырт) рядом с поселком Коктебель началась более 100 лет назад, когда в 1923 году там прошли первые планерные испытания. Председателем оргкомитета выступил Константин Арцеулов, внук Айвазовского. На эти соревнования было выделено 3 тысячи золотом. Планеры, которые построили Арцеулов, Тихонравов, Черановский, Невдачин, Толстых, Анощенко, Люшин, Ильюшин, Пышнов, Яковлев, из Москвы переправлялись на поезде в Крым, а дальше на лошадях доставлялись на гору Узун-Сырт. Наблюдавшие со стороны люди крутили пальцем у виска: им казалось, что какие-то безумцы пытаются заниматься немыслимым делом, еще не понимая, что становятся свидетелями рождения великой отечественной авиации.
- Планерный спорт считается основой авиации, потому что на планерах учились летать, изучали воздушные потоки и многое другое, - провел исторический экскурс директор школы «Технических видов спорта», президент Федерации авиамодельного спорта Леонид Деденов. - Во всем мире прародителем планеризма считается немецкий инженер Отто Лилиенталь. Но, изучая историю, мы докопались до интереснейшего факта. Еще до этого инженера наш земляк, симферополец Николай Арендт написал книгу о воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц, практически с той же самой информацией, о которой писал Лилиенталь. Но на два года раньше. Поэтому можно сказать, что мы, крымчане, являемся прародителями планерного спорта.
С целью подготовки высококвалифицированных инструкторов в 1925 году была основана Московская планерная школа. Расчет был сделан на то, что в дальнейшем выпускники школы будут обучать полетам учеников в кружках по всему Советскому Союзу. Через 4 года было решено отправлять особо талантливых планеристов на повышение квалификации в высшую летно-планерную школу в Коктебеле. С этого времени начинается история центра планерного спорта «Коктебель».
В 1930-х годах это была самая сильная международная школа, куда приезжала даже дочь президента Турции учиться планеризму. Во время Великой Отечественной войны планеристы выполняли очень серьезные задачи. Так как планеры без моторов, они беззвучно пересекали линию фронта и доставляли продукты, вооружение.
В 1970-х годах начался новый виток развития. В Коктебель зашел Центральный аэрогидродинамический институт имени Н. Е. Жуковского, и началась изыскательская деятельность. Вплоть до 90-х годов это был мощнейший авиапарк. Но с развалом СССР все хорошее закончило свое существование.
- Сейчас центр планерного спорта «Коктебель» находится в ведении Спортивной школы технических видов спорта, - говорит Деденов. - Мы поддерживаем порядок, обеспечиваем охрану, но, как государственное учреждение, не можем потянуть реконструкцию данного объекта.
Планы Шацких
Гора Клементьева обладает колоссальным историческим, культурным, природным наследием. Но сейчас там все находится в упадке, не отвечает современным требованиям и не дает возможности развиваться ни туризму, ни спорту. Работая над проектом, гендиректор АНО «Просторы Клементьева», вице-президент наблюдательного совета группы компаний Алексей Шацких столкнулся с рядом проблем.
- Отсутствие качественной модернизированной авиаинфраструктуры, не развитая система профессиональной подготовки и переподготовки специалистов малой авиации, высокая себестоимость и недоступность для населения, малое количество сертифицированных авиационно-учебных центров по подготовке пилотов в России, - перечислил Алексей Алексеевич. - Наш проект по созданию единого центра развития малой авиации на горе Клементьева вошел в список лучших идей на форуме «Сильные идеи для нового времени». Мы подписали соглашение о партнерстве с Агентством стратегических инициатив, согласно которому в течение 10 лет крымская гора станет местом возрождения отечественной авиации.
Проект подразумевает создание современной учебно-технической инфраструктуры для подготовки пилотов, операторов БПЛА и авиационных специалистов, создание юношеской планерной школы и аэроклуба, объединяющего образовательные, спортивные и патриотические направления. Формирование научно-образовательного кластера с интеграцией реабилитационных программ для участников СВО, включая адаптацию военнослужащих. Объединение существующих федераций, ассоциаций и всех заинтересованных в развитии авиации для ведения любительской и профессиональной деятельности. Проект заручился поддержкой Главы Республики Крым, Правительства РФ. Уже сформирована рабочая группа, в состав которой вошли депутаты Госдумы, ведущие федеральные ассоциации. Сделаны инженерно-геодезические, экологические изыскания, 3D-сканирование существующих строений. В планах - создать музей под открытым небом с экспонатами, начиная от первых летательных аппаратов, заканчивая тем, что летает и находится в небе и космосе сейчас.
- Здесь будет располагаться научный комплекс, к работе подключатся федеральные и региональные университеты. Мы займемся восстановлением стартового диспетчерского пункта, созданием интерактивного музея с аэротрубой, перенесем существующий архив библиотеки, благоустроим ландшафтный парк, - поделился планами Шацких. - В авиационном учебном центре будут обучаться будущие пилоты. Возродим первую высшую летную планерную школу, чтобы, как только откроется небо, можно было перейти от теории к практике. Благо материальные, физические и политические инструменты для этого есть.
По словам гендиректора, создание единого кластера развития малой авиации нужно для повышения качества и доступности подготовки кадров для вооруженных сил и гражданской авиации, стимулирования туристического потенциала региона и создания новых рабочих мест, вовлечения молодежи в технические авиационно-спортивные дисциплины.
Свой интерес к горе Клементьева Шацкие, отец и сын, объясняют просто: они - жители Коктебеля и Алексей Алексеевич - старший на этой горе 12-летним мальчишкой учился собирать дельтапланы в ДОСААФ.
- Наш регион развивается, все говорят о стройках, и это плохо, - признались Шацкие. - Люди, приезжая в Крым, не должны жить только в бетонных «человейниках». Не хватает мест досуга, которые бы выполняли социальную, образовательную и духовную функции. Нужны событийные вещи, соревнования, зрелища. И в то же самое время нужно сохранять экологию и уникальные свойства горы.
Выросшие на горе
Заместитель министра спорта республики Шериф Османов подчеркнул важность объединения усилий представителей спорта, бизнеса, авиации, туризма и военного дела для создания необходимой инфраструктуры в этой сфере.
- У нас есть целая школа технических видов спорта, где культивируются воздушные виды спорта. Я думаю, что после создания центра наши дети с помощью наших квалифицированных тренеров, преподавателей будут показывать очень хорошие результаты, - отметил Османов.
У нашей молодежи есть прекрасные примеры среди крымских авиамоделистов. Так, звезда парапланерного спорта Глеб Сухоцкий свои первые шаги к покорению неба делал на горе Клементьева. Нынешний пятикратный чемпион России, мастер спорта международного класса, вице-чемпион мира с крымской горы на параплане улетел в Севастополь. Вадим Ельцов, отточив свое мастерство на коктебельской горе, в 2015 году совершил просто «космический» перелет из Симферополя в Керчь, установив рекорд Крыма. Пришло время вписать очередную страницу достижений в историю горы Клементьева.
Вспоминая свой путь, Глеб Сухоцкий отмечает, что летать научился за два месяца и управление парапланом не сложнее, чем водить автомобиль. Сегодня он - главный тренер сборной команды РФ по спорту сверхлегкой авиации. И вынужден признать, что наша страна находится в сложной спортивной обстановке.
- Большая проблема с подготовкой кадров, с тем, как сохранить уровень российских пилотов, спортсменов на предыдущем уровне, - говорит Глеб. - У нас самая большая страна, а летных полигонов, мест для тренировки парящего полета мало. Мы не можем участвовать в соревнованиях, выезжать на большие площадки, и нам очень нужна новая инфраструктура. Гора Клементьева - это место, где научились летать десятки тысяч людей. Я бывал во многих странах, участвовал в международных соревнованиях, но таких мест, как наша гора, нигде не встречал.
В СССР спорт был доступен каждому ребенку, после развала Союза стало больше платных секций. Вот и Глеб все детство мечтал о полетах, а реализовать мечту смог только ближе к 25 годам, когда появилась финансовая возможность.
- У нас все пилоты - это взрослые люди. Поэтому сейчас в нашу Спортивную школу технических видов спорта пытаемся привлекать молодежь, - подытожил чемпион.
Мечта вернуть на гору Клементьева парашютный спорт ожила с новой силой у мастера спорта, инструктора по вингсьют-пилотированию Игоря Хомко.
- В нашем центре профессиональный инструкторский состав и программы, позволяющие быстро овладеть парашютным спортом и самостоятельно делать прыжки либо в тандеме, что очень любят туристы, - говорит Хомко. - Вингсьют-пилотирование я развиваю в южной части России. Сейчас нам приходится ездить на материк и летать там. А очень хочется заниматься этим в Крыму, ведь это наш дополнительный магнит для привлечения туристов, особенно когда есть такая база.
Гора Клементьева оставила свой след в карьере практически каждого крымского пилота. Здесь начинал Владимир Гак, мастер спорта России, руководитель комитета моторной авиации регионального отделения ООО «Объединенная федерация спорта сверхлегкой авиации России» в Крыму. Сначала обучился парящему спорту, потом перешел в моторную авиацию. Владимир Николаевич считает, что моторная авиация дает больше свободы: куда хочу - туда лечу. Кроме того, это еще и широкие возможности.
- Это экскурсионные полеты, спортивные соревнования, лесоохрана и сельскохозяйственная авиация, - перечисляет Гак. - Это прекрасная возможность показать наш великолепный полуостров туристам не только с земли, но и с неба. Когда я в первый раз поднялся в небо, увидел свой район, где родился, мне все сверху показалось другим. А если смотреть на горы, море - это вообще красота!
Мастер спорта СССР, главный тренер сборной Республики Крым по авиационным гонкам, судья всероссийской и международной категории Людмила Зеленина отметила, что пришлось 30 лет ждать, пока в нашей стране возродят полеты высшего пилотажа на реактивных самолетах. В 2022 году была открыта РФСОО «Федерация авиационных гонок Республики Крым», команда которых достойно представляет республику в проекте «Русские авиационные гонки («МК в Крыму» рассказывал об этом в № 41 от 8.10.2025 г. - прим. ред.).
- Авиационные гонки - это скоростной полет по замкнутой воздушной трассе на предельно малой высоте, требующий величайшего мастерства, огромного опыта пилотирования, а еще смелости и мужества - отметила Людмила Яковлевна. - Это спорт высших достижений. Увидеть эту красоту можно было в Волгограде 9 мая. Мы мечтаем проводить такие зрелищные чемпионаты и в Крыму.
Краснокнижные пилоты
Но не только отсутствие инфраструктуры мешает авиационному развитию горы Клементьева. Ее слишком опекают экологи. Изначально с добрыми помыслами.
На горе Клементьева находится три летных организации. Первым появился Центр планерного спорта с взлетно-посадочной полосой. В 1980-е годы возник ангар и «взлетка» республиканского дельтапланерного клуба. В начале 2000-х организовал свою базу с кафе и гостиницей на пару номеров клуб парапланерного спорта «Бриз».
В 2009 году в северной части плато замаячила угроза застройки. Пилоты и общественность выступили с инициативой создать здесь заповедный ландшафтный парк. В тот момент статус ландшафтного парка казался единственным возможным вариантом спасения уникального уголка полуострова от застройщиков. В 2014 году ландшафтный парк стал природным и распоряжением Совмина РК вошел в перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения. Что хорошо для плато, но плохо для парапланеристов: ООПТ значительно ограничивает любую деятельность на его территории.
Спортсмены признают, это был единственный выход защитить гору, введя ее в заповедную зону. Экология свою задачу выполнила. Нужно двигаться дальше.
- Сейчас гора Клементьева находится в ведении Министерства экологии Крыма, - объяснил мастер спорта по парапланерному спорту, руководитель клуба «Бриз» Сергей Жукарин. - Она фактически превратилась из авиационного комплекса в природный. Чтобы восстановить полеты и летать там долго и законно, нужно решить два краеугольных вопроса: земля и воздух. Пока земля под экологами, парапланеристы ничего там делать не могут. Кроме того, нужно организовать в районе горы еще и воздушную зону спортивных полетов.
На всю страну осталось 7 авиационно-учебных центров. Если посмотреть карту с местами, где проводятся полеты на планерах, то можно увидеть всего несколько точек, которые постепенно стираются ластиком. Сейчас появилась возможность нарисовать одну из этих точек заново. Более того, создать первый авиационный кластер в Крыму, который будет масштабироваться и реализовываться по всей России.