Стрессоустойчивее и спокойнее
По словам Артура Мурзаханова, одиночный опыт работы девушек в отдельных заповедниках Крыма был, но свои трудовые обязанности они исполняли исключительно в окружении коллег-мужчин.
- Идея создать «заповедный спецназ» из девушек родилась у меня на Байкале, где успешно зарекомендовал себя наш мужской «заповедный спецназ», - говорит глава «Заповедного Крыма». - Просто в группе появилась хрупкая девушка, которая впоследствии стала женой моего сына, и она кое-что делала лучше нас, мужиков. На это нельзя было не обратить должного внимания.
Чтобы воплотить интересную задумку в жизнь, Артур Мурзаханов стал изучать опыт настоящих боевых подразделений и совершенно случайно отыскал факт, подтверждающий правильность своей теории.
- В Израиле есть женский батальон спецназа, где 80% военнослужащих - женщины, - поясняет ход мысли он. - На опыте службы этого батальона выяснилось, что женщины намного стрессоустойчивее и спокойнее мужчин. Поэтому и стреляют лучше. А еще они более дисциплинированные. Я заинтересовался еще больше: стал специально для участницы нашей группы подбирать методы физической подготовки, приемы рукопашного боя.
В Крыму задумка создать женскую группу для работы в заповеднике получила новые подтверждения жизнеспособности. Как выяснилось, судьба лесов во многом зависит от женщин.
- Мы стали набирать сотрудников, разместили на различных ресурсах объявления о вакансиях, - восстанавливает хронику событий собеседник. - Все мужчины, которые откликнулись, после собеседования просили предоставить возможность посоветоваться с женой. А процентов 60-70 резюме - и вовсе прислали девушки!
Захотелось быть частичкой команды
На вопрос, чем обоснован столь неожиданный выбор профессии, отвечают девушки - участницы «заповедного спецназа».
- В моем случае все просто: муж работал в заповеднике, - говорит государственный инспектор ФГБУ «Заповедный Крым» Алена Терлецкая. - Он приходил и рассказывал, сколько проделано работы, что леса не горят, животные размножаются и все идет на улучшение. Мне тоже захотелось быть частичкой команды, которая будет помогать миру животных и растений. Поэтому приехала в Крым из Мурманской области. По образованию - педагог, работала воспитателем в детском саду.
- Я из Севастополя, объявление о трудоустройстве увидела случайно, - признается государственный инспектор ФГБУ «Заповедный Крым» Светлана Коротеева. - Мне очень понравились слова, которые в нем были: «Если вы не боитесь сложных погодных условий, если вы не проводите на диване свои выходные…» Я очень люблю походы, все свободное время провожу на природе, очень люблю природу и хочу ее сохранить. Работа на свежем воздухе показалась очень привлекательной. Плюс сам заповедник: я знакома с ним. Хотелось узнать все изнутри, может, внести свою лепту.
Как отмечает Артур Мурзаханов, из плотного списка соискательниц для работы в заповеднике выбрали шесть девушек. Для них провели проверку на стойкость.
- Сначала девушки отдельный курс подготовки прошли, - рассказывает он. - С первых дней начали посещать спортивный зал, где занимаются боевым самбо. И вслед за девушками из числа спортсменов-самбистов у нас получился приток инспекторов. Приближались майские праздники, у меня начиналась командировка, и мы договорились так: если праздники с наплывом посетителей пройдете, заявим о вас. Вернулся - никто из девушек не убежал. Глаза горят, хотят работать!
На вопрос о готовности применить силу для защиты уникальной природы Крыма Алена Терлецкая и Светлана Коротеева дают положительный ответ. Но отмечают при этом, что ставку логичнее делать на диалог, а не на поединок.
- Применить силу мы готовы, - отвечает за двоих Светлана Коротеева. - Но, думаю, это не главное. Всегда можно договориться с людьми, просто поговорить, разъяснить, и они все поймут.
В свою очередь заместитель директора по экологическому просвещению и познавательному туризму ФГБУ «Заповедный Крым» Владимир Добровольский отмечает прямую зависимость законопослушности гостей от вежливости инспекторов.
- Процентов на 25 увеличилось количество разрешений, которые люди стали брать, - говорит он. - За 5 месяцев в прошлом году было оформлено порядка 90 тысяч разрешений, в этом году - порядка 120 тысяч. Это и местные жители, и льготная категория, и платные. Турпоток не возрос. Поменялась работа госинспекторов. Вместо того чтобы наказывать, они разъясняют. И люди идут тоже навстречу: оформляют разрешения.