- Тогда и Госкино, и руководство Одесской киностудии без энтузиазма отнеслись к моей заявке, - рассказывал Станислав Сергеевич. - Морская история, вроде такой пустячок - ни о чем, безыдейное кино... Денег на такое кино не дали, а в те годы и при тех бюджетах и возможностях, конечно же, эту картину было бы легче снять, не то что сегодня. В роли пассажирки я тогда хотел снимать Марину Влади. Я ее хорошо знал, потому что мы дружили с Володей Высоцким и с Мариной. Она читала эту повесть, и у нас была такая совместная идея экранизации. А в роли ее горничной Аннушки я видел Наташу Гундареву. Ее звезда только-только начинала всходить. Но не получилось. Я к этому больше не возвращался, забыл, как забываешь о многих хороших идеях. Но вот вдруг сейчас решил: «Дай сниму эту милую историю». Ну а что же? Так часто бывает, ты еще когда-то задумал какую-то картину, а потом вспоминаешь и думаешь: «А не снять ли эту любимую книжку?» Кстати, Станюкович был и остается моим любимейшим писателем, но сегодня он совершенно забыт. Я в Москве ни в одном книжном магазине не смог найти его книг. А ведь даже при советской власти его любили, знали, читали и экранизировали. Взять хотя бы всем известный фильм «Максимка» (1952)…
История «Пассажирки» разворачивается в 1882 году на клипере «Смелый» (в рассказе Станюковича - это парусник «Забияка»). Русский военный корабль отправляется в Гонконг из одного из портов на западном побережье США. До выхода в плавание российский консул попросил нашего капитана Петра Никитича взять на борт пассажирок - молодую и очень привлекательную соотечественницу Веру Сергеевну и ее служанку. На их роли Говорухин определил Анну Горшкову и Ирину Пегову. За три недели плавания в Тихом океане офицеры сплоченного экипажа корабля превращаются в непримиримых соперников, добивающихся расположения красавицы-пассажирки, недавно ставшей вдовой (ее муж - инженер Кларк - «прогорел» на спекуляциях с золотыми приисками). Вспыхивают ссоры между недавними друзьями, дело даже доходит до дуэли…

Управлять страстями и кораблем пришлось блистательному Виктору Сухорукову. По его словам, Говорухин предложил ему любую роль на выбор. После совместной работы в картине «Не хлебом единым» (2005) у режиссера неограниченный кредит доверия к актеру.
- Если актеру предлагают выбор, то это его большая победа, которая, впрочем, сопряжена и с большой ответственностью, - поделился своим мнением Виктор Иванович. - Роль капитана мне показалась интересной не потому, что он в красивой форме с погонами и отдает команды, властвует над людьми посреди океана. Нет. Я, по сути, здесь даже не играю, а обслуживаю историю. И поэтому даже не заметил, сколько звезд на погонах моего героя. Меня больше волновало то, насколько у меня прямая спина. Это ведь фильм не о российском флоте, а о чувствах и отношении к очаровательному существу экипажа - матросов и офицеров, долгое время не бывших на Родине.
Крымский Гонконг
Китайские декорации с деревянными фасадами и арками выстроили на том же берегу Балаклавской бухты, где годом раньше шумели «греки» Роберта Кромби. Несколько искусственных пальм с мелькнувшим в кадре тополем обеспечили растительную экзотику. А пеструю этническую массовку для «Пассажирки» собрали из студентов симферопольских вузов - в компанию к филологам-китайцам попали будущие врачи из Малайзии, Индии и Шри-Ланки. Всех принарядили в типичные национальные одежды - одним пришлось торговать на рынке фруктами и рыбой, другие готовили еду в большом котле, кто-то изображал рикшу, две девушки с балкона зазывали моряков к себе в гости… На волнах для дальнего плана покачивались макеты китайских джонок, а к причалу главного героя - мичмана Цветкова (его играет Алексей Коряков) - подвозят на реальных размеров сампане. Эту китайскую лодку, так же как и четыре двухколесные коляски рикши, специально к фильму создавали специалисты из группы Виктора Галлини еще работавшей тогда Ялтинской киностудии.


На портовой улице Гонконга толпу китайцев разбавляли чопорные англичане в цилиндрах, их дамы в пышных платьях и матросский интернационал. Художники по костюмам тщательно подбирали одежду, которая соответствует месту и времени - даже учитывали ширину полосок на тельняшках того времени! По команде помощников режиссера ночной Гонконг оживал: в движение приходили около ста участников массовых сцен. И в этой суматохе мичман пытается узнать короткий путь к гостинице…
Другим местом съемок в Крыму стала знаменитая усадьба графа Устинова, которую он приобрел в Массандре как раз в конце XIX века, и тогда она была известна как «Василь-Сарай». В этом же компактном двухэтажном дворце незадолго до «Пассажирки» режиссер Теймураз Эсадзе снимал сериал «Наследство». Тогда это было «родовое гнездо» предпринимателя Прохорова, а сейчас усадьба превратилась в Генеральное консульство Российской Империи. Но только в начале фильма…
Примечательно, что и сам Михаил Михайлович Устинов в свое время был генконсулом. Но не в Калифорнии, а в Канаде. Мичман Цветков выходит из дверей парадного портала на той стороне, где фонтан, и отдает матросам две сумки с почтой, которую они должны доставить на корабль. Сам же отправляется к сослуживцам в ресторан. На общем плане с пальмами - их на время съемок «посадили» кинематографисты - прогуливаются американцы, дама в ожидании сидит на скамейке, мимо дворца проезжает экипаж... При съемке этой сцены у людей все получалось относительно неплохо, но вот лошади заметно нервировали Говорухина.

- Кони и те другими стали, перестали слушаться своих хозяев. Раньше порядка было больше! - в сердцах ворчал режиссер.
Главный герой выходит из крымского кадра, и потом уже в фильме мы его видим на фоне моря с настоящими пальмами среди массовки на улицах городков Ла-Оратава и Пуэрто-де-ла-Крус северного побережья Тенерифе - одного из Канарских островов. Но на Канарах актеру Алексею Корякову долго бродить не пришлось - это буквально несколько секунд экранного времени. Интригующей новостью о пассажирке с репутацией «мраморной вдовы» мичман Цветков за бокалом шампанского делится с друзьями-офицерами снова в Крыму. Эпизод в ресторане снимали на открытой террасе второго этажа опять же массандровской усадьбы Устинова. И на этом роль архитектурного объекта в фильме Станислава Говорухина не исчерпывается.
В заключительной части картины дворец вместе с героями «перемещается» через океан в Гонконг. И это уже отель «Гринвич» - о чем свидетельствует вывеска на южном фасаде устиновского особняка. Мичман Цветков взбегает по лестнице с балюстрадой, чтобы потом увидеться с очаровательной Верой Сергеевной…
Вторая мечта режиссера
С запуском этой картины исполнилась и еще одна мечта Станислава Говорухина. Он также долго ждал случая снимать на знаменитом четырехмачтовом барке «Крузенштерн».
- Мечта сбылась, но это было не самое удобное для парусных съемок время и место, - рассказывал нам в своей эмоционально сдержанной, неторопливой манере Станислав Сергеевич. - Но у «Крузенштерна» свой график, выбирать не приходилось. Нам же еще нужно было декорировать корабль: мы поставили трубу, потому что уже двигатель был паровой, поставили мостик таким, каким он был, и прочие всякие детали, которых сегодня нет на современном судне. Мы снимали в океане возле Канарских островов и почти месяц не могли там поймать ветер в паруса. На парусном судне вся съемочная группа из 50 человек, разумеется, жить не могла - там и четверых-то разместить негде, поэтому пришлось нанимать судно сопровождения. Экспедиция вышла очень дорогой. Одно горючее только для того, чтобы корабли могли дойти до места съемок, стоит около 700 тысяч евро. А еще аренда двух кораблей. И за вход-выход в порт 5 тысяч евро. Это, кстати, что на Канарах, что в Ялте. Одинаково. Хотя условия совершенно разные. Здесь, в Крыму, учитывая эти условия - с отсутствием оборудования и всякой подготовленности, низким уровнем обслуживания, - это все должно стоить не пять тысяч, а просто пять евро. И если бы мы захотели снимать, предположим, в Ялте, нам бы это обошлось еще дороже. Здесь вообще сумасшедшие цены начинаются, какая-то глупость...
В преобразованиях барка «Крузенштерн» в клипер «Смелый» Говорухину активно помогал наш замечательный Валерий Павлотос, эксперт по парусным кораблям. Ему довелось не только на суше поработать с чертежами, а потом над созданием в павильонах «Мосфильма» декораций внутренних помещений корабля, но и отправиться в дальнее плавание. На Канарских островах съемочной группе по-настоящему пришлось хлебнуть морского лиха. Валерию Павловичу, например, за неимением испанской визы, нельзя было покидать борт российского парусника. Тенерифе он разглядывал в бинокль…
- Туристическим круизом это путешествие назвать нельзя, работы было много и в непростых условиях, - рассказывал Говорухин. - Но я же раньше много снимал на море и никогда морской болезнью не страдал. Здесь вот, у берегов Ялты, я месяц ходил под парусами трехмачтового барка «Товарищ», когда мы снимали с болгарами фильм «В поисках капитана Гранта» (1985). Еще я снимал на теплоходе - ходил тут такой, когда вас еще не было, перекрашенный, с вязью на борту, «Цесаревич». Здесь, в Ялте, каждый год сидело 10-15 съемочных групп, из Москвы в основном. И я помню, как они нас все время встречали, потому что у нас были красивые девушки на пароходе, знаменитые артисты… А еще я же снимал «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972). На Ялтинской киностудии была замечательная «Испаньола», потом из нее сделали ресторан. Много, очень много я снимал и снимался на море. И сейчас вот мелькну в «Пассажирке». Но не потому, что захотел вдруг сыграть, а просто из экономии средств картины. Группа так решила: «Станислав Сергеевич, чего мы повезем на корабль артиста из-за маленькой роли? Сыграйте вы этого консула». Вот и пришлось надеть мундир…