Самое страшное землятресение: как это было в Крыму-1927

Крым потряхивало и сотрясало часто, но именно эта природная катастрофа из зафиксированных стала самой разрушительной.

Крым - сейсмоопасная зона, особенно южный берег, землетрясения случались здесь на протяжении всей истории человечества и, надо думать, еще больше до нее. Самая древняя природная катастрофа, упоминание о которой сохранилось в источниках, случилась в 63 г. до н. э. на территории Керченского полуострова, а всего за прошедшие две с половиной тысячи лет, по мнению ученых, в Крыму произошло около 80 сильных землетрясений. Самое известное разрушительное землетрясение случилось в сентябре 1927 года.

Крым потряхивало и сотрясало часто, но именно эта природная катастрофа из зафиксированных стала самой разрушительной.

Почему же я вспомнил о нем сейчас? Рассказать о нем в начале лета - можно напугать курортников, народ у нас живо реагирует на подобные темы. Написать к годовщине события - обеспокоить местное население - и к чему это он? Тем не менее, это и наша история, и неизбежное природное явление, к которому надо быть готовым. Итак, на самом деле, в 1927 году в Крыму произошло два землетрясения. Первое - 26 июня.

История первая

Михаил Иванович Артамонов - добропорядочный 40-летний бухгалтер из Москвы, не обремененный семьей и вредными привычками, - лежал на кровати с открытыми глазами. В Ялту он приехал три дня назад и удачно, по доступной цене, снял небольшую комнату на втором этаже каменного дома с мебелью и двориком. Вид из окна был прекрасным - на море и стройные кипарисы.

С первого дня одинокий курортник начал выполнять свой план, задуманный еще задолго до приезда. План предполагал строгий режим и некоторые ограничения:

1. Завтрак, обед и ужин - строго по расписанию!

2. Ежедневные прогулки к морю и купания в оном.

3. Послеобеденный сон.

4. Никаких знакомств!

5. Регулярная отправка открыток маме!

В этот день он, хорошо пообедав, прилег было выполнять свое расписание, но уснуть ему не давали мысли о той даме, с которой познакомился вчера, прогуливаясь по набережной. И что за напасть, всего-то спросила, где тут почтамт! Конечно, он знал, ведь уже дважды отправлял домой открытки, и, как истинный джентльмен, проводил милую незнакомку. Казалось бы, ничего особенного, но… вечером никак не мог забыть ее полные неба глаза и звонкий голосок, звучавший теперь постоянно в его голове. Странно, раньше такого не случалось, и что за напасть!

Повернувшись на бок, Михаил Иванович в конце концов уснул и в сладких грезах уже гулял с прекрасной барышней по набережной Ялты, взяв ее под маленькую ручку, как вдруг... Страшный грохот донесся с улицы, словно прямо под домом завелись сразу с десяток тракторов! Одновременно с грохотом все вокруг задрожало, затряслось - казалось, эти трактора пытаются снести дом и он сопротивляется из последних сил, но вот-вот рухнет!

Михаил Иванович вскочил было с кровати, но тут же рухнул на пол, сбитый с ног неведомой силой. С ужасом глядя вниз, он видел, как двигаются половые доски, а над головой в это время грохотала железом кровля, словно по ней маршировал взвод солдат. Потолок мгновенно покрылся трещинами, огромные куски штукатурки отрывались от него и падали на пол, разбиваясь на мелкие части. Комнату моментально заволокло пылью. С трудом поднявшись, Михаил Иванович бросился к выходу. В этот момент стена дома раскололась, лучи солнца ворвались внутрь, яркими стрелами пронзили клубы пыли, и сквозь образовавшийся шириной с кулак проем курортник увидел синеющее вдалеке море...

Сила июньских толчков составила шесть баллов, а эпицентр находился в море, напротив Фороса. Как рассказывали рыбаки, в момент землетрясения море словно вскипело, а из глубины доносился страшный грохот. К счастью, жертв и сильных разрушений тогда не было, лишь кое-где образовались трещины в зданиях, да случились обвалы в горах. Тем не менее, многие отдыхающие были сильно напуганы и в срочном порядке уехали домой. Крым на время опустел. Газеты сообщали тогда, что общий ущерб от происшествия составил более миллиона рублей.

К концу лета о землетрясении почти забыли, лишь многочисленные ремонтники, все еще заделывавшие трещины в стенах домов и менявшие оконные стекла по всему южному берегу, напоминали о происшествии.

История вторая

Пришел сентябрь и начался бархатный сезон - лучшее время для отдыха в Крыму. Стояли чудные деньки: жара спала, зелень еще даже не думала желтеть, с моря дул теплый, но уже освежающий бриз, кругом цвели и благоухали розы. Яркая, шумная лениво-курортная жизнь южного берега шла своим чередом и в этот день - 11 сентября - также не предвещала ничего плохого гостям и жителям Крыма.

А какой был закат! Западная часть неба была охвачена необычным буровато-оранжевым светом, словно где-то далеко пылал огромный пожар! Отблеск от водной поверхности был таким ярким, что слепил глаза, а лошади бросались в сторону, боясь близко подходить к воде. После захода солнца началась сильная гроза, но вскоре тучи разошлись, и показалась полная луна.

Бархатный сезон в Крыму - любимое время отдыха научной и творческой интеллигенции. В это время в Ялте можно было встретить самых разных знаменитостей, на время превращавшихся в обычных курортников. Среди них оказался известный писатель Константин Федин - автор знаменитых романов «Города и годы» и «Братья». В эту чудесную ночь, надев легкий светлый костюм, он решил прогуляться по набережной.

Опершись о каменный парапет, Константин Александрович любовался ночным морем и яркими звездами, стараясь на весь год надышаться замечательным морским воздухом, приправленным ароматом вечнозеленых кипарисов. Внезапный, ошеломляющий, непонятно откуда идущий удар сбил писателя с ног! В какой-то момент Федину даже показалось, что это кто-то из старых друзей, большой и сильный, неловко пошутил, хлопнув его по спине, и, не рассчитав удар, уронил наземь.

Эта мысль прожила тысячную долю секунды и тут же была забыта, ибо новый страшный удар подбросил его, уже сидящего на земле, а потом еще и еще... Все происходило на фоне страшного гула из-под земли, грохота падающих откуда-то камней, звона бьющегося стекла, криков людей и воя собак - все слилось в единый шум, напоминающий адскую какофонию.

Густая едкая пыль заволокла все вокруг, не позволяя дышать и закрывая картину хаоса, накрывшего набережную. С трудом поднявшись, спотыкаясь и протирая глаза от пыли, Федин пытался идти, толком ничего не видя вокруг. На него то и дело натыкались люди, бегущие куда-то в панике, с лицами полными ужаса и отчаяния. Некоторые были полураздеты и босы, ноги многих были в крови...

Какая-то женщина, в разорванной ночной сорочке, с безумным взглядом на перемазанном кровью лице, схватила его мертвой хваткой за руку, пытаясь перекричать всеобщий грохот хриплым сорванным голосом: «Помогите, пожалуйста, помогите!» И это были только первые толчки самого мощного землетрясения, какое видела Ялта за свою историю.

Какой бы неожиданной ни была эта катастрофа, первые признаки землетрясения появились еще вечером. Около 20 часов самые разные животные стали вести себя беспокойно. Тревожно ржали лошади, мычали коровы, неожиданно покинули дома кошки, а скулящие в панике собаки то жались к ногам своих хозяев, то убегали со двора, перегрызая веревки и срываясь с цепей.

Со стороны моря доносился непонятный гул, а поверхность воды периодически покрывалась рябью, словно вскипала. Некоторые рыбаки, помня подобное явление во время июньского землетрясения, разворачивали ялики и, налегая на весла, спешили вернуться на берег.

В полночь, когда большинство крымчан уже спало, а курортники наслаждались ночной романтикой, на всем побережье завыли собаки. Ровно в 0 часов 14 минут раздался страшный грохот, заглушивший все остальные звуки, а земля задрожала так, что в домах падала мебель и отваливалась штукатурка, лопались стекла, вываливались оконные рамы, распахивались закрытые на замок двери и падали дымовые трубы.

За первым толчком последовал второй. Начали рушиться карнизы и балконы, валились столбы и колонны, в отдельных случаях со страшным звуком ломающихся костей лопались стены домов. Там и тут были видны вспышки рвущихся электрических проводов, и вскоре свет полностью погас на всем побережье, лишь лунный свет едва освещал улицы города, пробиваясь сквозь мрачную пылевую завесу.

Люди выскакивали из домов, наспех надев на себя первое, что попадалось под руку, а некоторые и вовсе в одном нижнем белье, и в ужасе бежали сломя голову в темноту ночи. Находились такие, кто выпрыгивал из окон в темноту ночи, ломая ноги. Со всех сторон раздавались стоны раненых, крики о помощи и просто истерические вопли. Среди народа воцарилась паника, никто не знал, что делать и куда бежать.

С момента начала землетрясения до полудня произошло 27 сильных толчков, а в последующие несколько дней, вплоть до 15 сентября, было зарегистрировано более 200 толчков. Пострадал не только южный берег, но и предгорье Крыма, центральная часть, степные районы, восточное побережье полуострова. Однако самые сильные разрушения были на отрезке от Алушты до Севастополя. В Алуште пострадала Генуэзская башня и гостиницы, в Алупке - Воронцовский дворец. В поселке Партенит были уничтожены практически все здания. В Мисхоре из 125 строений сохранились только два, во всей большой Ялте не меньше половины населения осталось без крыши над головой. Разрушения коснулись даже стен и башен древнего Херсонеса, простоявших сотни лет.

История третья

Знаменитое «Ласточкино гнездо» - можно ли было найти тогда более известный ресторан в Крыму. Ужин на обрыве, на 40-метровой высоте над морем, у камина, в самом престижном месте - что может быть лучше? Ради этого сюда приезжали курортники с самых дальних мест побережья.

В этот вечер в двух небольших залах не было свободных мест, так что несколько столов было накрыто прямо на улице, у стен замка. Богатая публика шумела, поднимала тосты и наслаждалась моментом, то и дело выходя на балкончик, чтобы полюбоваться звездным небом, лунной дорожкой и видом огней ночной Ялты.

Около одиннадцати ночи администратор, под неодобрительные возгласы, объявил, что ресторан закрывается. Часть гостей покинула заведение, но одна веселая компания никак не хотела расходиться.

- Господа, я прошу вас поторопиться, ресторан закрывается, - сообщил метрдотель

- Любезный, подите-ка сюда, - попросил солидный господин в бархатном пиджаке. - Позвольте нам еще посидеть, а вот вам и компенсация за это, - добавил он, протягивая спрятанную в руке купюру.

- Что вы, что вы, нам нельзя, не положено это, - нарочито беспокоясь, проговорил администратор. - Сейчас строго: Советская власть - не забалуешь.

-Это верно. Ну, хоть немного, а? - с надеждой попросил клиент.

- Хорошо, только до полуночи, - заговорщическим шепотом согласился администратор, заталкивая купюру в карман.

Ровно в полночь усатый официант подошел к столу и молча начал собирать посуду. Вскоре после этого гости заведения, смирившись с бесцеремонностью персонала, вышли на улицу. Постояв еще немного на балконе, любуясь ночным видом, компания нехотя пошла в сторону ожидавшего их извозчика, а мгновение спустя произошел первый мощный толчок, от которого сразу разрушилась верхняя часть круглой башни замка и упали в море стройные башенки. Камнями, падавшими сверху на балкон, были разбиты вдребезги и сброшены в море столы, стулья и часть перил. Кто знает, что могло бы случиться, не прояви тогда администратор ресторана настойчивость...

Еще больший урон был нанесен самой скале. Значительная часть ее под балконом здания откололась и упала в море. Обломки ее так и лежат там до сих пор. Долгие годы знаменитая и такая востребованная «Ласточка» была закрыта для посещений. Лишь в 1968-1971 годах были проведены реставрационные работы, и замок стал вновь принимать гостей.

На следующий день после катастрофы все вокзалы Крыма были переполнены. Составов не хватало, а за билеты предлагали любые деньги. При этом уезжали не только курортники, но и местное население. Те же, кому ехать было некуда, боялись зайти в свои полуразрушенные дома. «Люди, обуреваемые животным страхом, выселились из домов и до самых холодов жили на улице. Если нужно было принести что-нибудь из квартиры, то пробирались туда как воры, прислушиваясь к каждому шороху. На пустыре… вырос целый фанерный город, который в шутку мы прозвали «Рио-де-Фанейро». Люди боялись, что Крым провалится», - писал один из жителей Алушты.

Все на помощь Крыму!

Землетрясение 12 сентября 1927 года вызвало настоящую катастрофу: огромные разрушения и многочисленные обвалы, 16 погибших и более 800 раненых. По самым скромным подсчетам, стихия нанесла экономике полуострова ущерб в сумме до 35 млн рублей. Сразу после катастрофы государством был брошен клич: «Помоги восстановлению Крыма!» Специальный выпуск газеты «Красный Крым» писал тогда: «Все на помощь Крыму! Землетрясение, начавшееся в ночь на 12 сентября, произвело огромные разрушения. Эти разрушения особенно велики на Южном берегу Крыма. В Ялте нет ни одного здания, которое бы в той или иной мере не пострадало».

Первый нарком здравоохранения РСФСР Николай Семашко обратился к гражданам всей страны: «Сочувствие, которое питают трудящиеся СССР к Крыму в связи с постигшим его несчастьем, носит особый характер. Крым - наша жемчужина, местность сказочных природных красот... Как же не прийти на помощь этому благородному краю в дни его несчастья? Крым должен быть восстановлен как можно скорее!»

Были организованы сборы средств и вещей для пострадавших, учреждена «Всекрымская вещевая лотерея на усиление фонда по ликвидации последствий землетрясения в Крыму». Обществом Красного Креста была выпущена серия открыток, доход от продажи которых шел в помощь крымчанам. На открытках специально размещали виды последствий события, чтобы усилить впечатление и добиться таким образом максимальных продаж. На обратной стороне открытки было написано: «Все на помощь пострадавшему Крыму».

В 1928 году Комитет по борьбе с последствиями Крымского землетрясения при Наркомздраве РСФСР издал литературный альманах «Писатели - Крыму». В сборник, доход от продажи которого также шел в помощь восстановлению полуострова, вошли произведения таких авторов, как Б. Пастернак, А. Толстой, С. Сергеев-Ценский, М. Горький, А. Серафимович, К. Тренев, А. Грин.

Послесловие

Прошли десятилетия, и память о тех страшных днях стерлась из памяти крымчан. Молодое поколение и вовсе не знает о катастрофе. Лишь огромные, словно вывороченные из земли камни вдоль трассы в некоторых местах южнобережного шоссе напоминают о трагедии. Те же, кто хотя бы раз прочитал хронику событий сентябрьских дней 1927 года в Крыму, наверняка уже не забудет об этом трагическом эпизоде из истории нашего полуострова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 14 февраля 2024

Заголовок в газете: САМОЕ СТРАШНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру