Археологи пытаются найти ответы на вопросы, связанные с историей уникального храма возле Судака

Тайна Килиса-Кая

Совместная экспедиция Института археологии Крыма РАН и ООО «Крым Археология» под руководством Владимира Лаврова и Дарьи Иожицы осенью завершила очередной этап раскопок возле храма Килиса-Кая, недалеко от Судака.

Тайна Килиса-Кая

Вот уже 7 лет это место постоянно изучается, и работы приносят исследователям все больше сюрпризов. Но важно также сохранить объект для науки и туризма. Беседуем об этом уникальном для Крыма храме с Вадимом Владиславовичем Майко, директором Института археологии Крыма РАН.

- Объем работ там небольшой, - начинает свой рассказ Вадим Владиславович, - но работать достаточно сложно. Даже в том плане, что до сих пор не решен вопрос о том, кто должен об этом памятнике заботиться, с кем необходимо заключить охранный договор? И соответственно, эта организация могла бы выделять какие-то деньги на проведение археологических исследований. К сожалению, это дорогостоящее удовольствие. А так удается работать пока понемногу, небольшими объемами. А объект этот - удивительный! Чтобы стены сохранились на высоту 4,5 метра! Чтобы северная апсида сохранялась до конхи, до внутреннего перекрытия свода! По уровню сохранности этот храм уникален. Уникален он и по своей конструкции - таких храмов у нас неизвестно еще ни одного!

Заказ Трапезунда

Самая главная загадка, почему в таком месте был сооружен такой величественный храм? Внутри средневекового города Судака подобного нет, а тут вдруг возник - на горе, достаточно далеко от населенных пунктов! Почему в таком месте? Почему именно такой? Почему в такое время? На все эти вопросы археологи постепенно отвечают - каждый год раскопок, пусть и небольших по объему, открывает завесу тайны.

- Первый вопрос, - говорит Вадим Владиславович, - почему вдруг в этом месте, до сих пор не решен, но у нас есть точки, от которых мы можем отталкиваться. Исходя из археологического материала, совершенно понятно, что храм строится примерно в третьей четверти XIII века и никак не раньше. Материалов раньше нет. О более позднем периоде времени материалы есть, и они свидетельствуют о том, что храм успешно функционировал вплоть до турецкого нашествия на Крым в 1475 году. Мы можем понять, какая в это время была политическая ситуация. На полуострове стабильность в связи с окончательным формированием крымского улуса Золотой Орды. Это тоже одна из удивительных загадок и тайн, почему вдруг христианский храм был построен и действовал в период работы золотоордынской администрации? Орда контролирует эту территорию, но все-таки почему правители Орды позволили построить такой огромнейший христианский храм? Мы предполагаем, это связано с тем, что во время начала строительства храма верхушка Золотой Орды состояла в основном из язычников и веротерпимость в крымском улусе Золотой Орды допускала возведение христианских святынь (и храм у Килиса-Кая не единственный для своего времени).

Важно также помнить, что у Орды был выбор, какую религию принимать, и вопрос о принятии монголами христианства тоже стоял. Однако для того, чтобы построить большой христианский храм, мало было иметь лояльную правящую администрацию. Необходимо было наличие богатых христиан в городе или на территории. Историки считают, что это мог быть только государственный заказ. Какого же государства?

- Только византийский! - уверен Вадим Майко. - В 1204 году Византийское государство разрушено походом крестоносцев, взят Константинополь, и империя раскалывается на несколько частей. И только спустя шестьдесят лет Византия сумела немного восстановить былую мощь, территорию и славу. Одним из этих компонентов восстановления стало строительство большого храма в Трапезунде, на территории Трапезундской империи, которая претендовала на первенство во всей Византийской, объединенной империи. Поэтому там строятся именно такие храмы. И такой же храм был построен у нас в Крыму! Наш храм у Килиса-Кая! Он состоит из трех апсид, большой по конструкции, крестово-купольный - центральный неф и два боковых. Этот храмовый комплекс очень похож на трапезундский, хотя пока все еще непонятно почему... Государственный заказ Трапезунда, построенный на территории Золотой Орды… Как византийский государственный заказ был реализован на территории крымского улуса Золотой Орды? Для меня интереснейший научный вопрос!

Кресты в тайнике

Еще одна из загадок храма - его местоположение. По сегодняшним меркам рядом находится Судак, но и в средние века Сугдея/Солдайя располагалась близко. Логично было бы построить храм ближе к городу, на пересечении торговых путей, но его возводят на крутом склоне в лесу... На территории, где нет поселений и активной жизни.

- Эта территория археологами обследовалась достаточно хорошо, - продолжает Вадим Владиславович. - Известно поселение примерно времени возникновения храма, возможно немного более позднее - первой половины XIV века. Но поселение находится примерно в километре от этого храма. И возникает вопрос, почему вдруг для этого поселения? Оно христианское, но почему храм для него нужно было строить за километр, а не внутри поселения? Это нелогично! То есть, если этот храм был связан с этим поселением, он бы, конечно, находился ближе к нему! Раз храм расположен так далеко, то вряд ли он связан с этим поселением. Никаких других поселений этого времени, по крайней мере в радиусе пяти километров, не известно. Появляется предположение, что, скорее всего, это был какой-то монастырский центр. Но почему монастырь именно тут, а не в каком-то другом месте? Но тут уже, может быть, кроется и разгадка. Как раз во второй половине XIII века, опять-таки при Золотой Орде, возникает большое количество христианских не только храмов, но и монастырей. И все горы, которые образовывали какие-то видимые точки со стороны дорог, являются такими своеобразными культовыми комплексами. Мы знаем несколько таких комплексов. Один из них - это гора Перчем, которая находится недалеко от Судака, в сторону Нового Света. Там возникают монастыри, и на сегодняшний день известно, по крайней мере, о четырех христианских монастырях. На горе Святого Георгия, где раскопан храм Килиса-Кая, их пока вырисовывается три. Один храм был раскопан еще в довоенное время - в 1928 году. Просто эти раскопки не были опубликованы и были успешно забыты, почти на сто лет! Совсем недавно их удалось найти в архиве Института материальной культуры в Петербурге и опубликовать. Вторым храмом является как раз этот храм Килиса-Кая. А третий монастырь известен нам только по археологическим разведкам, проводившимся еще в конце XX века, в 1999 году, но он не раскапывался. Вырисовывается такой своеобразный монастырский комплекс. Может быть, как центр этого монастырского комплекса наш храм Килиса-Кая и строится... Мы, правда, пока не знаем до конца, как он выглядел. Можем ориентироваться на трапезундские образцы, но восстановить его в том виде, каким он был, мы обоснованно не сможем, и вряд ли имеет смысл это делать. Тогда это уже будет не реконструкция, не реставрация, а строительство нового храма. Для большинства обывателей, для туристического бизнеса это, конечно, лучший вариант, поскольку они увидят полностью восстановленный, построенный византийский храм. Но для ученых этот вариант неприемлем, потому что у нас нет аргументов для того, чтобы реконструкцию доказать.

Но даже если этот храм просто законсервировать на том уровне, на котором он сохранился, уверен Вадим Майко, это будет выдающийся музейный объект с удивительной историей, которая, вполне возможно, произошла в реальности. Во время одной из экспедиций исследователи обнаружили большое количество вещей производства московской Руси!

- Эти вещи для Крыма уникальны! - рассказывает Вадим Владиславович. - При всей веротерпимости в крымском улусе Золотой Орды, со второй половины XIII и примерно до середины XV века, предположить торговые, экономические контакты с Московским царством невозможно. Таких контактов не было примерно до середины XV века - до образования Крымского ханства. Никакие письменные источники об этом тоже не сообщают - ни русские летописи, ни, к примеру, армянские документы. Но, тем не менее, вещи московского производства при раскопках этого храма есть! И если бы это были единичные вещи, но это целый набор вещей! Это - кресты-энколпионы (использовались одновременно как небольшой резервуар для хранения мощей святых или освященных предметов - прим. авт.). Это кресты достаточно значимые. Один из них был найден в тайнике в храме возле алтарной части с правой стороны. Это был специально сделанный тайник, в который кто-то, уходя из храма, положил два бронзовых - достаточно интересных и крупных - энколпиона. Один из них московского производства. Это нательные кресты, тоже московского производства. Помимо этого, возле храма мы нашли христианские раритеты, например такую уникальную вещь, как матрицы для изготовления кожаных монашеских поясов! Они хорошо известны специалистам, там изображены двенадцать христианских праздников. Мы обнаружили три такие формочки… Помимо всего этого, мы нашли уникальный свинцовый крест, на котором прочерчена надпись «Спаси и сохрани». Нет никаких абсолютно сомнений, что все эти вещи производились либо в самой Москве, либо в крупных городах Московской Руси! До конца не могу понять, откуда они там, но это славянские буквы и это славянские кресты, и, согласно керамике и монетам, которые с этими находками найдены, это третья четверть XV века. Буквально накануне вторжения турок на полуостров.

Афанасий Никитин мимоходом…

Оговоримся, что никаких русских поселений в этом месте до появления храма не было. Самое западное такое сельбище, по раннему предположению ученых, могло быть на Тепсене под Коктебелем, но Николай Степанович Барсамов, руководитель первых раскопок там, ошибся, приняв хазарскую керамику за русскую. А вот под Судаком русских поселений даже и не предполагалось никогда, и находки у храма на Килиса-Кая не меняют эту парадигму.

- Это только версия, - предполагает Вадим Майко, - но, на мой взгляд, единственным историческим объяснением всего этого может быть путешествие Афанасия Никитина! Специалистам до конца неясны цели и задачи этого путешествия, об этом историки спорят до сих пор, но то, что Афанасий Никитин, возвращаясь в Тверь, шел через Крым и какое-то время находился в Каффе, это факт. И происходило это как раз накануне турецкого захвата полуострова в 1475 году! Расстояние от Каффы до Килиса-Кая не такое уж и большое - день пути на конях. Афанасий Никитин какое-то время находился в Каффе и в составе своего посольства, в котором были монахи, осматривал окрестности. К 1475 году храм у Килиса-Кая, вероятнее всего, являлся ценным и крупным монастырем, хорошо известным в окрестностях. Он мог быть виден издалека, с моря. Не исключено, что Афанасий Никитин или кто-то из его посольства захотел и мог посетить храм и оставить эти вещи там как дары. Красивая версия, романтическая реконструкция! Но это нужно доказывать! Сейчас копают некрополь - может быть, там будет найдено что-то еще… Уже обнаружены золотоордынские монеты, которые датируются тем временем, и, самое главное, на развалинах есть татаро-генуэзские монеты, которые чеканились в Каффе, а они датируются третьей четвертью XV века!

Пока работы понемногу продолжаются, удивительный храм рассыпается - ему нужна консервация. Он стоит на крутом склоне балки и потихонечку ползет вниз. Эта проблема существовала и в древности, она никуда не исчезла до сих пор. Специалисты подсыпали объект, конечно, но этого мало!

- Там были проделаны огромнейшие работы! - говорит Вадим Владиславович. - Работал большой коллектив единомышленников и энтузиастов, и жители Судака в том числе, и в Совете министров этот вопрос рассматривался... Есть депутат судакского городского совета Юрий Владимирович Безроднев, который эту работу возглавляет. Благодаря его энтузиазму, его энергии, его финансам удалось установить над памятником такую своеобразную крышу: прекрасный навес, красиво сделанный. Это целый проект был, который защищает памятник от атмосферных осадков, от дождя и снега. Да, к сожалению, он не может защитить его от грунтовых вод. После сильных дождей, после таяния снега, смывающаяся с горы земля, самой горы Килиса-Кая, так или иначе попадает на территорию храма, и, естественно, приходится каждый раз убирать эту землю… Конечно, в таком виде памятник долго функционировать не сможет, и в любом случае перед нами будет стоять вопрос: сохранится он дальше или нет?..

Ситуация такова, что ученые бьют тревогу: стоило ли вообще раскапывать объект, если без консервации мы потеряем его? Памятник сложный, для его сохранности требуется специальный проект и порядка 10-12 миллионов рублей. Как проводить консервацию, крымские специалисты понимают, владеют всеми современными методиками. И уже только после этого следующим этапом может стать реставрация и облагораживание территории в качестве туристической.

- Владимир Андреевич Константинов там был - лично ходил, смотрел, чем помочь и как. Сергей Валерьевич Аксенов хорошо знает о храме, видел его на фотографиях. Власти в курсе наших проблем, но пока, к сожалению, не могут найти деньги на консервацию. Прежде всего, не могут решать вопрос, потому что не решен вопрос административной собственности: нет организации, которые взяла бы на себя ответственность за это здание, понимаете? Насильно заставить кого-то взять на баланс это здание нельзя… Предполагалось много различных вариантов. Мы думали, что этот памятник может быть введен в музей заповедника Судакской крепости, но здесь возникает множество проблем разного свойства… Много раз мы предлагали решить этот вопрос с епархией. Были предположения о том, чтобы представители Крымской епархии заключили договор с нашим департаментом по охране культурного наследия и чтобы этот памятник вошел в состав объектов епархии, чтобы Крымская епархия отвечала за него, и тогда можно было бы уже организовать проведение его консервационных и реставрационных работ. У нас есть такие примеры, когда в ведении епархии находятся археологические объекты. Например, на территории Судакской крепости Храм двенадцати апостолов, храм Святой Параскевы. Иногда по большим церковным праздникам возле них организовывали церковные службы, но епархия отвечала за их сохранность. Здесь вполне возможен такой же вариант... Сейчас речь идет о том, чтобы сохранить и законсервировать этот храм, а потом уже, когда ситуация стабилизируется, потом уже можно будет думать о дальнейшей его судьбе, о дальнейших проектах последующей реставрации! Если храм будет сохранен, по крайней мере, это уже будет огромнейший плюс, это будет уже значить то, что наша работа по раскопкам была проведена не зря! - завершает свой рассказ Вадим Майко.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 10 января 2024

Заголовок в газете: ТАЙНА КИЛИСА-КАЯ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру