Крымский художник-керамист воссоздает предметы быта древних народов

Назад в прошлое

Александр Черемисов из Симферополя создает удивительные изделия из глины. В его коллекции воссозданные предметы быта разных народов Крыма: керамические блюда, выполненные по мотивам скифских, киммерийских, славянских мастеров, авторские разработки ритуальных предметов, глиняные свистульки, которые не просто выдают абстрактную мелодию, а характерный звук (к примеру, филин «ухает», словно живой). Александр много лет изучал историю керамики полуострова, осваивал старинные технологии гончарства.

Назад в прошлое
Фото: VK.COM/CLUB179058121

Мастер по художественной керамике, руководитель любительского объединения «Крымская историческая керамика» отделения культуры и народных ремесел ГБУКРК «Центр народного творчества РК, учредитель КРОО «Гильдия художников и мастеров земли Киммерийской» Александр Черемисов познакомился с миром гончарного мастерства 20 лет назад, с тех пор не представляет свою жизнь без глины.

            – Я хотел устроить сюрприз жене – отпраздновать день рождения в первобытном обществе, – вспоминает керамист. – Заказал у знакомого ремесленника глиняную посуду. Он год обжигал кувшин, в итоге сюрприз не получился. Тогда я сам решил попробовать обжечь изделие. Начал со свистков. И глина меня покорила, считаю ее самым удивительным материалом. Я нигде не учился. Просто брал и делал. Когда меня спрашивают, как получить хороший звук в свистке, я успокаиваю: после тысячного у всех получается.

 

Изделия с недостатками

            Александр отмечает, что современные гончары обжигают в основном в муфельной печи и лишь немногие используют дровяную обжиговую печь. Чтобы понять разницу, представьте ручную и машинную стирку: муфельная печь – это машинка, где нужно только выбрать температуру, режим, включить и техника все сама сделает. А дровяная требует постоянного контроля: нужно следить за температурой, за огнем, обжигом. Внимания к себе требует глина: даже в очень хорошо высохшей глине очень много воды и, если вода не испарится, керамика разлетится. В результате месячная работа насмарку.

Фото: Гильдии художников и мастеров земли Киммерийской

            А вот древний обжиг керамики проходил следующим образом: в костер укладывали горшки, когда они раскалялись докрасна, их посыпали пеплом, без доступа кислорода они чернели. Сегодня эту технологию сохранили, только вместо костра обжигают в дровяной печи и посыпают опилками.

            Мастер предпочитает создавать свои творения в дровяной печи.

            – Так изделия получаются гораздо интересней. Языки пламени по-разному нагревают керамику: где-то она будет чуть желтее, чернее или краснее. Мне нравится, когда керамика неидеальной формы, это придает индивидуальность и непримитивность. Мой друг продавал горшок со скидкой, потому что местами остались отпечатки пальцев. Один покупатель посчитал это не изъяном, а фишкой. С тех пор горшки с продавленным пальцем – его фирменный почерк. Что казалось браком, стало изюминкой, – улыбается Черемисов.   

            При этом признается, что некоторые свои работы сейчас переделал бы. С опытом начинаешь видеть недостатки. Но это как с детьми. Ребенок может быть непослушным, но вы все равно будете его любить, потому что он ваш. Так и с изделием: они уже сделаны и живут своей жизнью.

Фото: Гильдии художников и мастеров земли Киммерийской

            – Из-за больного сустава я не могу гончарить, трудно давить пальцами, а это основное действие для выравнивания изделия, – говорит Александр. – Поэтому все мои горшки сделаны вручную. Впрочем, крымские тавры и скифы тоже не использовали гончарный круг.

 

Домашняя мастерская

            В прошлой жизни Александр Черемисов работал в Запорожском государственном университете, Крымском филиале Института археологии на должности остеолога и реставратора, преподавал в Крымском университете культуры, туризма и искусств. В летнее время водил экскурсии и походы маршрутами горного полуострова. Свое пристрастие к ремесленничеству объясняет генетикой. Отец был бондарем, делал бочки и нюансами работы делился с сыном. Теперь уже он передает свои знания младшему поколению.

Фото: Гильдии художников и мастеров земли Киммерийской

            – Я занимаюсь с детьми и взрослыми в Центре народного творчества, но я никогда не понимал понятия мастер-класса. Покажите, как вы лепите. А что показывать? Надо брать и лепить.

            Домашнюю мастерскую Александр соорудил у себя на чердаке. Поставил советскую электрическую духовку, которую использует для технологии молочения (это когда черепок после утильного обжига погружают в молоко, а затем запекают при температуре около 300 градусов). Охру добывает в песчаном карьере, глину делает сам. Признается, что делать глину – та еще головная боль, но она дорогая, а ее надо много.

            – Сначала глину надо высушить, потом залить водой в ведре и сразу размешать, раздавливая комочки, – делится мастер рецептом приготовления своего излюбленного материала. – Затем процеживаю через фатин, можно через капроновые колготки.  

            Соблюдая стиль древних мастеров, Александр позволяет себе немного поиграть с формами, изображениями. В его коллекции целая серия декоративных тарелок разных эпох, начиная от палеолита и заканчивая Средневековьем.

            – Кстати, скифы тарелками не пользовались, – знакомит с историей мастер. – Кочевое племя передвигалось в кибитках по избитой дороге, что сулило посуде недолговечную жизнь. Они придумали свой вариант одноразовой посуды. Хозяйка копала глину, лепила горшок и закидывала на ночь в потухший костер. Наутро доставала новую посуду. Кухонные принадлежности примитивные, но зато обрамление, рисунки замысловатые.

            Изображения животных у скифов выполнялись в особой манере, получившей название «скифский звериный стиль». Предпочтение отдавалось кошачьим видам, травоядным копытным и мифологическим существам: грифонам, зверям с крыльями, хищникам с оленьими рогами и т.д. Хищники часто изображались свернутыми в кольцо, а копытные – с подогнутыми ногами. Чрезвычайно популярной была сцена терзания, когда хищники или грифон когтями, зубами или клювом разрывают оленя или коня.

Фото: Гильдии художников и мастеров земли Киммерийской

 

Бесценная коллекция

            Не менее интересны в творческой копилке крымского керамиста различные панно, светильники, окарины (разновидность сосудистой флейты), свистульки в скифском и старославянских стилях.

             На вопрос, сколько стоит изделие, Александр задумывается.

            – Сложно оценить свою работу. Я давно перестал закладывать затраты, потому что они не продаются. Это чисто выставочные изделия. Хотя свистульки окупают дорогу на фестивали.

            А вот на распространенный вопрос, какая работа самая любимая, знаток исторической керамики, отвечает: последняя. И добавляет, что все свои изделия любит, и опять проводит аналогию с детьми: младшему достается чуть больше внимания.

            – Есть несколько любимых работ, которые я не продам, но могу попробовать воссоздать подобное, – поясняет Александр. – Мне проще подарить, чем назначить цену. С друзьями нашли выход: просто обмениваемся изделиями. Так у меня появилась коллекция ложек из разных городов, куклы-мотанки, картины, предметы одежды (бандана из батика, домотканый пояс, рубашка).

            Александр признается, что, будучи абсолютно творческим человеком, лишен предпринимательской жилки. Да, ремесленничеством можно зарабатывать, но тогда придется поставить крест на творчестве. Если ты целый день сидишь и клепаешь свистульки на продажу, то не останется сил для работы над чем-то креативным, для души. Поэтому он реже стал появляться на ярмарках, но с удовольствием выполняет заказы на фестивали.

            Раньше крымский художник-керамист часто ездил по фестивалям Украины, России, его имя известно многим мастерам глиняной игрушки. Кстати, он обладатель внушительной коллекции глиняных игрушек. Когда-то предлагал сделать музей глины и керамики, но, не получив поддержку в республиканском Минкульте, перегорел и сам. Оставил игрушки себе вместе с коллекцией дореволюционной черепицы.

            – Это моя любимая коллекция, я ее называю «следы истории», – глаза мастера вспыхивают. – Такое название я дал не случайно. Я нашел дореволюционный кирпич с отпечатками лапок кошки. Видимо, она пробежала по нему, пока он сох. У меня есть кирпич со следами вороны, отпечаток виноградной улитки. На Судакской крепости меня порадовал найденный кусок кирпича со следами куницы. Из Верхней Голубинки привез отпечаток копыта козы. И это лишь малая часть коллекции.

Фото: ethnocrimea.ru
 

            А нам кажется, что это настоящий клад и, возможно, идея создания такого уникального музея еще найдет отклик у ценителей искусства и истории.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 27 сентября 2023

Заголовок в газете: Назад в прошлое

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру