В Балаклаве отметили 60-летие подводной лодки С-49

"Ромео" продолжит службу в музее

В самом первой приближении по своему возрасту подводная лодка «С-49» могла бы сравниться только со спасательным судном «Коммуна», отметившим недавно 106-ю годовщину со дня введения в эксплуатацию. У большинства субмарин век куда короче.

"Ромео" продолжит службу в музее

Уж очень суров режим эксплуатации подводных кораблей, высока вероятность нештатных ситуаций вплоть до трагедий. Да и морально передовая военная техника стремительно стареет, уступая место новым разработкам. Но этой лодке, несомненно, повезло. И ее история продолжается.

День рождения корабля - это день первого подъема на его борту флага Военно-морского флота. День рождения подводной лодки «С-49» - 23 ноября 1961 года. А потому сегодня резонно вспомнить о ней более подробно.

Ракетное усиление

Подводная лодка «С-49» с заводским номером 364 была заложена на заводе «Красное Сормово» (Судостроительный завод №112) в Горьком 29.03.1961 г. и через четыре месяца спущена на воду. Вступила в строй 31 декабря 1961 г., а 16 января 1962 г. принята в состав 153-й бригады ПЛ Черноморского флота. Под южным солнцем лодка грелась полгода и 2 августа 1962 г. завершила переход на Северный флот, где была зачислена в состав 96-й БПЛ 4-й ЭПЛ (г. Полярный). Ровно через семь лет лодка вернулась на Черноморский флот.

К тому времени конструкторы СПМБМ «Малахит» готовы были предложить для военно-морского флота два проекта противолодочных комплексов «Водопад» и «Ветер». Головным разработчиком комплексов выступило ОКБ «Новатор» Министерства авиационной промышленности (все же речь шла о ракетах). Но, прежде чем строить под эти системы специальные лодки, решили модернизировать имеющиеся корабли 633 проекта (по классификации НАТО - «Ромео») и провести на них всеобъемлющие испытания. Выбор пал на «С-49» и «С-11». В сентябре 1970 года «С-49» поставили на Севморзавод им. Орджоникидзе. Над проектом работали лучшие умы страны. Весь накопленный опят подобных разработок в проект вложило ОКБ-9 и генеральный конструктор Л.В. Люльев. Главный конструктор торпеды В.А. Левин трудился в НПО «Уран». Бортовую аппаратуру разрабатывали в НИИ-25. 

Заманчиво было использовать принципиально новое оружие на всех имеющихся уже подводных лодках с торпедными аппаратами калибра 533 мм. Но чудес не бывает. Такие жесткие габаритные требования катастрофически сказывались на тактико-технических характеристиках ракеты. Начался поиск компромисса. Для существующих торпедных аппаратов создавался комплекс «Водопад», как с ядерным зарядом боевой части, так и с малогабаритной 400-мм торпедой УМГТ-1. Ракета выстреливалась из-под воды, корректировалась своей бортовой системой, в заданной точке торпеда сбрасывалась на парашюте. Головка самонаведения позволяла торпеде искать и поражать подводную лодку на глубине до 500 метров и на дальности до 8 км при скорости 41 узел. Комплекс «Водопад» предполагал дальность стрельбы до 37 км. Хорошо! Но можно лучше? Конструкторы ответили на вопрос утвердительно. 

Комплекс «Ветер» имел твердотопливную ракету, способную стартовать с большей глубины и отнести торпеду на вдвое большее расстояние. Длина ракеты 11 метров, диаметр корпуса около 650 мм. Для ее использования нужны торпедные аппараты калибра 650 мм. Компромисса не оказалось. Выбор «малая ракета для всех лодок» или «хорошая ракета для новых» сделан был в пользу хорошей ракеты. На лодки 633 проекта установили по два носовых контейнера с торпедными аппаратами калибра 650 мм. Назвали их пусковыми установками ракет-торпед. С прочным корпусом лодки ПУ соединялись только кабелем, по которому делалась предстартовая проверка ракеты и ввод в ее бортовую систему управления необходимых данных о цели. Первый отсек лодки освободили от стеллажей с торпедами и установили всю контрольно-измерительную аппаратуру. Переоборудование лодки под проект 633РВ заняло много времени, но 25 декабря 1972 года на Феодосийском полигоне впервые в СССР был произведен подводный пуск ракеты-торпеды с глубины 50 метров. Испытания комплекса «Водопад» продолжались два года и включали 24 пуска с глубин до 150 метров. Совершенство не имеет предела. В 1975 году на лодке «С-49» уже стояла аппаратура для стрельбы с глубины 240 метров, с помощью которой было совершено 22 успешных пуска ракет. В течение десяти лет «С-49» участвовала в серийных испытаниях различных ракет-торпед. 

В 1977 году лодка была в составе 477-го дивизиона ПЛ в Феодосии и приняла участие в серии испытательных пусков изделия КС-122РТ (крылатые ракеты большой дальности морского базирования). Первые ракеты могли нести боевую часть (в том числе и ядерную) весом более 200 кг. Командовал лодкой тогда капитан 2 ранга Н.Н. Синичкин. После планового ремонта лодка продолжала участвовать в испытаниях вплоть до 1991 года. И только в 1995 году лодку исключили из состава ВМФ и переоборудовали в плавучую зарядовую станцию. ПЗС-50 позволяла экономить моторесурс боевым подлодкам при заряде аккумуляторных батарей. Дизеля зарядовой станции брали всю нагрузку по заряду батарей на себя. 

Вячеслав Касимов. Владимир Ахлестин, Алексей Завгородний, Алексей Лушников, Валентин Данилов.

Последний переход

Разработка лодок 633 проекта началось в 1955 году в ЦКБ-112. Одновременно работали над двумя вариантами. В конкурсе предэскизной проработки победил «улучшенный» проект. Технический проект утвержден в августе 1956 года. Лодка имела подводное водоизмещение 1810 тонн, длину 77 метров, ширину 6,7 м. Скорость хода лодки в надводном положении 15 узлов, в подводном - 13. Рабочая глубина погружения 270 метров, предельная - 300. В базовой модели было шесть носовых торпедных аппаратов и два кормовых (еще шесть торпед на стеллажах в первом отсеке). Экипаж 52 человека, автономность - 60 суток. По натовской классификации лодка называлась «Ромео». Всего было построено более 80 лодок этого проекта, в том числе в Китае и КНДР. Были они на вооружении Алжира и Египта. 

На протяжении нескольких лет ветераны-подводники выступали с инициативой о передаче одной из списанных подводных лодок Черноморского флота в качестве музейного экспоната для Балаклавы. В самые высокие инстанции писали письма и председатель Совета ветеранов-подводников Виталий Манторов, и почетный председатель совета Алексей Лушников. Они были услышаны, письма прочитаны, возражений не высказывалось, но решение принималось постепенно. И вот решение принято. В 2021 году лодка прошла ремонт и конвертование в Севастополе. Ее активно готовили, уже как экспонат музея. Последний морской переход лодка совершила с помощью двух буксиров 12 ноября 2021 года из Южной бухты Севастополя в Балаклаву, где и была установлена в сухой док музейного объекта 825. Но еще задолго до прихода лодки в Балаклаву ее характерный силуэт с носовыми контейнерами стал визитной карточкой музея, появился на буклетах и баннерах, на многочисленной сувенирной продукции. 

Виталий Манторов.

В день рождения корабля в Балаклаву приехали активисты Совета ветеранов-подводников Севастополя. Большинству из офицеров и мичманов эта лодка хорошо знакома. Кто начинал службу на ней, кто-то ходил в моря на аналогичных лодках этого проекта. Станислав Гришко после успешного поступления в «Голландию» был направлен на эту лодку в качестве кандидата в курсанты (была и такая практика в подготовке советских морских офицеров). Анатолий Романов в свое время после Ленинградских классов политсостава в возрасте 33 лет был назначен заместителем командира лодки «С-350», головной в серии кораблей 633-го проекта. 

Станислав Гришко.

Еще года два назад у «С-49», как музейного объекта, была серьезная конкурентка - ПЛ «Б-435», «Запорожье». Лодка проекта 641 (по натовской классификации «Фокстрот») спущена на воду в мае 1970 года в Ленинграде на Новоадмиралтейском заводе. Водоизмещение 2471 тонна, длина 91 метр, ширина 7,5 метров, осадка 5 метров. Она значительно крупнее «С-49» и по габаритам с большим трудом могла вписаться в сухой док балаклавского подземного завода. Высота лодки с убранными выдвижными устройствами около 7 метров над ватерлинией. Параметры дока: длина 102 метра, ширина 10 метров, глубина 8 метров, высота арки канала 18 метров. На счету лодки «С-49» 14 дальних походов и солидный послужной список. Среди ее командиров во времена СССР были В.Н. Косенко, С.А. Потешкин, В.Н. Федоров. В годы ВМФ РФ ею командовали С.Г. Табачный, А.Ю. Егоров, И.Г. Дмитриев. В 1997 году при разделе ЧФ лодка была передана Украине и до 2013 года проходила непрекращающиеся вялотекущие ремонты. В 2014 году лодка осталась в Севастополе, но в состав ЧФ принята не была по причине моральной старости систем и оборудования. Уже через год предлагались первые проекты переоборудования лодки в музей. В том числе и у причала в Балаклаве. Но по каким-то причинам дело с мертвой точки так и не сдвинулось. У лодки «Б-435» еще есть шанс избежать разделки «на иголки» и стать музеем. Но это уже другая история. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 1 декабря 2021

Заголовок в газете: "Ромео" продолжит службу в музее

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру