Мошенники, реализующие дистанционные схемы обмана, чаще всего привлекают в них не взрослых, а детей, подростков и лиц, не достигших 20-летнего возраста. Об этом рассказала оперуполномоченная по особо важным делам отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД по Республике Крым, майор полиции Алина Торбина.
Это происходит потому, что дети и молодые люди не могут сами зарабатывать и испытывают потребность в деньгах.
- Им предлагают деньги, они соглашаются, - констатирует печальный факт Алина Торбина. - Нужно ставить лимиты, ставить запреты на выдачу кредитов. Объяснять детям с раннего возраста, что нельзя фотографировать банковские карты, паспорт родителей. Плюс подростки и молодежь соглашаются на легкий заработок как курьеры по передаче денежных средств. Это происходит в известной схеме, которой уже 11 лет: «Ваш близкий человек попал в ДТП».
Как отмечает руководитель Народного фронта в Крыму Алла Вертинская, мошенники нащупывают слабые места с учетом актуальных событий, происходящих в молодежной среде.
- Например, была выпускная кампания, когда дети сдавали ЕГЭ, - говорит она. - Когда ребята у нас волновались, у них выманивали личные данные. Якобы для того, чтобы подтвердить, что они уже зарегистрированы, точно включены в программу. Следующий этап, когда абитуриенты поступали. На них также пытались воздействовать разными способами. Например, мошенники связывались с ними по телефону или через мессенджеры и предлагали преференции. Было два варианта: зайти на сайт, который был клоном настоящего сайта, где абитуриенты какие-то для себя преференции искали. Сообщали коды и попадали в руки к мошенникам. Второй вариант - присылали активную ссылку. Переходя по ней, устройство повреждается вредоносной программой. Даже не нужно ничего сообщать. У мошенников уже доступ.
Говоря о способах выбора жертв мошенниками в молодежной среде, Алина Торбина призывает к цифровой гигиене.
- Каждый из нас халатен. Мы очень легко и быстро размещаем о себе информацию в Интернете и думаем, что, если мы закрыли профиль, а потом его открыли, потом закрыли, то цифрового следа не остается. А он длится очень много лет. А мошенники мало того, что технические возможности имеют, так еще и социальной инженерией пользуются. Пока они разговаривают с подростком или переписываются с ним, могут все о нем узнать. Ребенок регистрируется в компьютерной игре - там тоже некая анкета заполняется. Поэтому прежде всего нужно думать, как ты соблюдаешь цифровую гигиену, а потом уже винить мошенников, - резюмирует Алина Торбина.
По словам заведующего отделом организации воспитательной работы, отдыха и оздоровления детей управления организации воспитательной работы, отдыха и оздоровления детей, профилактики экстремистской и террористической деятельности, правонарушений несовершеннолетних, безнадзорности и военно-патриотического воспитания Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Геннадия Швейделя, работа с детьми относительно видов мошенничества должна быть системной.
- Она должна проходить и в учебный период, и летом, - говорит он. - С 1 сентября начнется учебный год. Многие родители начнут активно заходить в Элжур. Ребята, которые, например, перешли из школы в школу, начнут оставлять информационный след, рассказывать, что происходит, куда переехали. Чем больше мы сами выдаем информации и оставляем цифровой след, тем более незащищенным становится ребенок. Общаясь по телефону, он оставляет голосовую информацию. Технические возможности мошенников приводят к тому, что они моделируют голос, видео и этим ловят незащищенных родителей.
В свою очередь начальник Центра мониторинга сети Интернет АНО «Дом молодежи» Станислав Хроменков напоминает о слабых местах у ребят разных возрастных групп.
- Подростки сидят в многопользовательских играх. Там есть свои риски и угрозы, которых стоит избегать. Чуть старше: 14, 16, 17 лет - это участие в неформальных молодежных объединениях. Везде есть риски. Родителям нужно понимать, что и этот возрастной период пройдет. Но ребенку нужно помочь его преодолеть. Чтобы удерживать с ним контакт, надо общаться на интересные ему темы, - комментирует Станислав Хроменков.
Что касается раскрытия финансовых сетевых преступлений, совершенных с привлечением несовершеннолетних, то оно осложнено удаленностью мошенников.
- В 99 % случаев звонящие находятся в ближайшем зарубежье, - говорит Алина Торбина. - Мы практически знаем, где они находятся, знаем наименование кампании - она у них легальная. Проблематика очень хорошо разобрана в фильме, который можно найти в Интернете, если набрать в поисковике: «Мошенники. Днепропетровск».