Недетская история отданного детям уголка крымского Южнобережья

Парки, расположенные на территории Международного детского центра «Артек», сейчас малодоступны для обычного туриста, однако это не лишает их статуса одного из чудес полуострова. «МК в Крыму» вспоминает прошлое этого уникального уголка крымской природы.

Недетская история отданного детям уголка крымского Южнобережья

Утешения для сердца и родственники Буратино

Среди артековских парков самыми старыми по возрасту признаны парки лагерей «Морского» и «Горного» (или, как их еще называют, парки Нижний и Верхний). Эти парки были заложены в начале XIX столетия. Между ними не существует четко выраженных границ. Схожи они и по набору древесно-кустарниковых насаждений. В них насчитывается до тысячи видов деревьев и кустарников. Среди них есть и очень редкие экземпляры.

Начало парковому строительству в урочище Артек (в переводе с греческого «ортеки» означает «перепелка») положил первый его владелец - польский граф, поэт-демократ Густав Олизар. В 1824 году он приобрел участок в четыре десятины у партенитского татарина за 2 рубля серебром и основал здесь свое имение «Кардиатрикон» («сердечное утешение»). Не напрасно Олизар так назвал свое убежище, ведь в Крым он приехал из Санкт-Петербурга после неудачного сватовства к Марии Николаевне Раевской. Олизаром были заложены первые участки будущего парка. Вблизи особняков дачного типа высаживали лавр благородный и земляничник мелкоплодный.

В юго-западной части Верхнего парка построена изящная беседка. Некогда каждое лето она блистала великолепием обвивших ее роз. Отсюда в 1824 и 1837 годах окрестными пейзажами любовались известные гости владельцев Артека: А. С. Грибоедов, А. Мицкевич, В. А. Жуковский и его подопечный - наследник-цесаревич, будущий император Александр II.

В 1832 году имение Олизара приобрел князь Александр Михайлович Потемкин (наследник светлейшего князя Потемкина-Таврического). Два летних олизаровских дома снесли и на их месте построили капитальные особняки, которые сохранились по сей день (напротив корпуса дружины «Алмазная»). Супруга А. М. Потемкина Татьяна Борисовна (урожденная Голицына) страстно увлекалась красотой экзотических растений. И в скором времени парк украсили средиземноморская пихта, различные формы буксуса, лавровишня, фотиния пильчатая, кедры атласский, ливанский и гималайский, кипарисы лузитанский, Говена и Линдлея, олеандр, сосны итальянская, Культера, Жеффрея и Сабинова, секвойи гигантская и тиссовидная, магнолия; живописными группами высаживались кедр болотный, сосны итальянская и крымская, индийская сирень. Неподалеку от моря появилась маслиновая роща.

В те времена специалисты-садовники уделяли большое внимание малым архитектурным формам - в парках сооружались питьевые фонтаны (один из них постройки 1851 года сохранился до сих пор, он находится возле художественной мастерской в лагере «Горном»), бассейны, фонтаны, аллеи окантовывались бордюрами из крупной морской гальки и посыпались морским песком. Для полива парковых насаждений на территории урочища построили 15 закрытых бассейнов, которые наполнялись водой из горных источников. Многие из них остаются действующими по сей день. 

В 1872 году урочище Артек приобрел московский купец И. А. Первушин. Один из его сыновей принялся самозабвенно благоустраивать и без того великолепный парк. В 1887 году к 50-летию со дня гибели А. С. Пушкина Первушин-младший инициировал работы по строительству тропы Артек - Партенит («Пушкинская тропа»).

Красивы парковые аллеи (особенно центральная, ведущая вдоль прибрежной части от монумента «Дружбы» к костровой площади и дальше к дому-музею отца-основателя «Артека» З. П. Соловьева), прекрасны и романтичны рощи итальянских сосен, одна из которых является самой большой в Крыму. Пинии могут похвастаться наличием прославившихся родственников - от них произошли Пиноккио и Буратино…

В предвоенные годы в парке лагеря «Горного» построили изящный павильон игротеки, ажурные беседки, детский гараж для педальных автомобилей и велосипедов, площадки для игр и аттракционов, карусель, волейбольные площадки и теннисный корт.

Одна из аллей парка, идущая от корпуса «Изумрудный», носит имя американской школьницы Саманты Смит, побывавшей в Артеке в 1983 году. На аллее установлена стела в память о ней.

Место развлечений и место покаяния

С парком лагеря «Горного» соседствует небольшой (всего 7 гектаров) парк Гартвиса-Винеpа. О дате закладки парка ученые спорят, однако известно, что произошло это не раньше 1825 года и не позднее 1830-го. Начало парковому строительству положил садовод, плодовод, винодел... Только не подумайте, что их было трое. Садовод, плодовод, винодел - перечень специальностей Николая Андреевича Гартвиса, который к тому же имел еще одну ипостась - с 1827 по 1860 гг. он занимал должность директора Императорского Никитского ботанического сада. 

Итак, Гартвис приобрел участок земли, где, руководствуясь самыми передовыми методиками и применяя самые передовые методы, начал разрабатывать парк. Используя местный источник, он провел дренажные водопроводы. Высадил более 100 видов деревьев и кустарников из разных стран мира (при внедрении интродуцентов дикоросы не истреблялись - их кажущееся столь естественным сожительство на одной территории на самом деле уникально). Многие растения удачно пережили акклиматизацию и позднее распространились по всему Южнобережью. Кстати, доставляемые в Крым из-за границы растения Гартвис перво-наперво высаживал здесь, в этом парке, а лишь потом, некоторое время понаблюдав в природной «лаборатории» за особенностями периода акклиматизации экзотов, разрешал «прописать» их в Императорском саду.

В парке можно встретить железное дерево, пробковый дуб, болотный кипарис, камфорное дерево, самшит вечнозеленый и балеарский, магнолию Суланжа. Кстати, именно здесь произрастают самые крупные на Южном берегу экземпляры самшита.

В 1860 году имение Гартвиса приобрел Борис Иванович Винеp (в некоторых источниках Виннеp), генерал-майор в отставке, владелец нескольких пороховых заводов в Санкт-Петербурге. Дочь Винеpа умерла, не достигнув совершеннолетия, и похоронена на территории парка.

Неподалеку находится фамильный склеп Гартвисов (по одной из версий здесь же был захоронен и Винеp). Интересен тот факт, что прежде, чем стать склепом, помещение служило погребом, в котором хранились различные овощи, или даже выполняло роль винного подвала. Над погребом было подобие танцевальной площадки. После смерти Гартвиса место развлечений стало местом покаяния - здесь соорудили часовню. 

15 имений и крепость, разрушенная турками

Казалось бы, еще совсем недавно, в конце XIX - начале ХХ веков в урочище Черкес-Дере находилось целых пятнадцать имений. Хозяевами некоторых из них были люди с довольно громкими фамилиями: грузинская княгиня Кавкасидзева, модный врач Наумов, российский государственный деятель, московский промышленник Гучков.

Сегодня на территории парка лагеря «Кипарисный», представляющего собой довольно крутой склон от скалистых утесов холма Балготур к морю, произрастает около 180 видов деревьев и кустарников. Самый главный из них - кипарис вечнозеленый пирамидальный, давший название лагерю. Этот красавец осваивал крымское побережье дважды. Сначала вместе с греками-колонистами в I тысячелетии до н. э. Второй раз - по величайшему хотению светлейшего князя Г. А Потемкина - правитель Новороссии решил начать в Крыму «насаждение рая дерев», и у него всё получилось. Однако уже после Великой Отечественной войны в Крыму была начата кампания расправы с кипарисами. Десятки тысяч этих деревьев были безжалостно вырублены. К счастью, сотрудники «Артека» особого усердия во время этой кампании не проявляли, благодаря чему кипарисы в артековских парках уцелели… 

С запада парковый массив замыкается Генуэзской скалой. Участок под сенью скалы признан самым красивым местом парка. Здесь некогда возвышалась величественная крепость, разрушенная в I веке до н.э. - I веке н.э. По приказу византийского императора Юстиниана крепость пытались возродить в V веке, однако в 1475 году она вновь, на этот раз навсегда, была разрушена турками.

В 1472 году в Гурзуфе пять дней находился русский путешественник Афанасий Никитин, посетивший Генуэзскую крепость. Он на корабле возвращался из Индии и остановился в Гурзуфской бухте, о чем написал в «Хождении за три моря».

Если следовать аллеями парка дальше, можно увидеть проложенный в толще Генуэзской скалы туннель. Идея его постройки принадлежала гурзуфской мещанке П. Д. Тикуновой, которая имела собственный ресторан «Венеция» на одной из скал Адаларов. В 1913 году по ее приказу турецкая артель каменотесов начала прокладку туннеля, от которого к ресторану должен был протянуться подвесной мост. Увы, но планам этим не суждено было сбыться…

Крымское Монте-Карло и расстрелянные пионеры из Дулево

Парк Суук-Су лагеря «Лазурный» раскинулся на южных склонах Лысого бугра. Его разнообразная флора насчитывает около 320 сортов деревьев и кустарников.

Первым владельцем урочища Хазары был отставной полковник российской армии А. Абдурахманчик. От него земли перешли в собственность отставного поручика российской армии, отпрыска рода крымских ханов А. И. Султан-Крым-Гирея. В небольшом его доме осенью 1820 года побывал А. С. Пушкин. И Абдурахманчик, и Султан-Крым-Гирей - на принадлежащих им землях выращивали фруктовые деревья и виноградные лозы.

Постепенно имения сменили владельцев, раздробились. А в начале ХХ века здесь возник курорт Суук-Су. Ольга Михайловна Соловьева сначала при поддержке мужа - инженера-путейца, действительного статского советника Владимира Ильича Березина, а затем, овдовев, в одиночку делала всё возможное, чтобы превратить территорию принадлежащего ей роскошного курорта в зеленую сокровищницу. Чтобы «придать парку аристократизма», мадам Соловьева наняла опытного садовода Э. Ю. Либа, который долгое время проработал в имениях генерала М. Н. Раевского в Партените и Карасане.

Центральной архитектурной точкой парка является дворец Суук-Су. В нем некогда располагалось прославленное казино. Крымское Монте-Карло, так называли это место современники мадам миллионерши. После Октябрьской революции вилла использовалась в качестве Дома отдыха, а затем была передана правительством Всесоюзному пионерскому лагерю «Артек». В период немецкой оккупации дворец, построенный по проекту ялтинского архитектора Н. П. Краснова, был разграблен и в декабре 1941 года сожжен. В пятидесятых бывшее казино мадам миллионерши разобрали до фундамента, а несколькими годами позже возвели на этом месте новый дворец. Проект разрабатывал московский архитектор С. Каневский. Внутренняя планировка стала совершенно иной, а вот внешние очертания здания, согласно замыслу архитектора, должны напоминать посетителям знаменитого детского курорта о том, старом дворце Суук-Су, где сотню лет назад кипел недетский азарт. 

Часть парка, прилегающая к основному архитектурному сооружению, решена в приемах итальянских террасных садов. Именно в этом месте особенно бросается в глаза гармоничность эклектики, характерной для парка лагеря «Лазурный». Здесь изобилуют обрамленные буйной растительностью подпорные стенки, гроты, ступенчатые переходы, балюстрады.

Парковую зону пересекают три парковые магистрали с многочисленными ответвлениями. Дороги, дорожки и лестничные переходы, ведущие от южной дворцовой площадки к берегу моря, переплетаются в восточной зоне парка у дворца Суук-Су. В средней части аллеи Национальностей имеется мостик через речку Суук-Су с коваными перилами. Кстати, аллея Национальностей была оформлена весной 1940 года, тогда же на постаментах установили одиннадцать скульптур пионеров в национальных костюмах (скульптуры эти лагерю подарили рабочие Дулевской фарфоровой фабрики к его пятнадцатилетию). Во время войны фашисты расстреляли «идеологических противников».

В послевоенные годы на Пушкинской площадке Суук-Су скульптор Безруков создал городок русских сказок. В это же время были отремонтированы оранжерея и парковые коммуникации.

Чрезвычайно красива узкая лестница из 68 ступенек, выполненная в итальянском стиле. По этой лестнице можно подняться от синей дачи до приемного корпуса.

Царские вина, Первушино и «Прибрежный»

Парк комплекса детских лагерей «Прибрежный» находится в урочище Камака. В начале XIX века эти земли приобрел некто д’Ашер. Он основал здесь свое имение с обширными виноградниками. В середине XIX века урочище досталось потомкам известных купцов Строгановых, с той поры имение получило название Строгановка. В 1888 году владельцем Строгановки стал московский купец Иван Андреевич Первушин, который несколькими годами ранее приобрел урочище «Артек». Он расширил виноградные плантации и занялся промышленным виноделием, за что был удостоен титула «Поставщик вин к столу Их Величеств». В «Артеке» по сей день сохранился небольшой поселок Первушино. 

Обширные виноградные плантации занимали урочище Камака до 1960 года. После передачи этой территории Всесоюзному пионерскому лагерю «Артек» коллектив парковых работников, возглавляемый Н. П. Гариковым, приступили к закладке нового парка.

Современное «лицо» парк приобретал на протяжении нескольких сезонов. В Камакском парке превалирует ландшафтный стиль, в который изящно вплетены элементы регулярной планировки. Из-за сложности рельефа местности строителям пришлось проложить здесь множество аллей, аллеек, переходных дорожек и тропинок, подпорных стен и лестничных переходов.

48 кедров в память о дружбе и царской смекалке

Один из самых молодых парков, парк «Дружбы», был заложен в 1973 году, в дни проведения Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Берлине. Представители из 48 стран, отдыхавшие в «Артеке», посадили 48 кедров, которые стали живым напоминанием о том фестивале.

Кстати, кедры, что растут в «Артеке», самые настоящие, гималайские, обладающие мощной раскидистой кроной и мягкой, но упругой хвоей. Акцент на этом, казалось бы, отнюдь не сенсационном факте сделан для того, кто еще не разобрался в «кедровом казусе», спровоцированном Петром Великим. Все дело в том, что Петр Алексеевич обучался кораблестроению в Голландии, где твердо усвоил - для обшивки днища корабля следует применять кедровую доску. Потому, возвратившись на родину, царь стал искать на сибирских просторах «свой кедр». На эту роль подошла сосна сибирская, которую Петр приказал именовать кедром сибирским. Так семена сосны сибирской стали «кедровыми» орехами. А династия Романовых немало заработала на торговле «сибирским кедром» на европейских рынках.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 1 декабря 2021

Заголовок в газете: Парад парков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру