В Крыму появилось много автошкол, которые спешат с выдачей прав начинающим водителям

Недоучки на дорогах

По словам президента Крымской республиканской ассоциации автошкол Тимура Алиева, на полуострове растет количество автошкол, которые работают не на качество, а на получение прибыли. Их главная и отличительная приманка - заманчивая цена обучения. Но в данном случае дешевле не значит лучше. Как показывает практика, сэкономить начинающим водителям не удается.

Недоучки на дорогах

​ - К недобросовестным автошколам я причисляю те, которые не выполняют лицензионные требования и не следуют официальной программе обучения, что предусматривает 138 часов теории и 56 часов вождения, - говорит Тимур Энверович. - Им главное заработать, а не выпустить подготовленных к экзамену водителей. Сегодня в МРЭО больше 4 тысяч людей стоят в очереди на пересдачу. А это только Симферополь, Симферопольский район и Бахчисарай. В день инспектор ГИБДД может принять около 100 человек. Остальные ждут своей очереди, теряя драгоценное время и навыки. Мы видим потребность в увеличении числа инспекторов.

Главным отличием сомнительной автошколы будет заниженная цена. В среднем - 15-20 тыс. руб. при рыночной - от 30 тыс. руб. Эта цена выверенная и объективная. Потому что помимо образовательной работы, есть хозяйственная деятельность предприятия: аренда, имущество, налоги, бухгалтерия, зарплаты инструкторов, которых должно быть столько, чтобы ученик не был обделен вниманием и практикой вождения. 

С 1 апреля утвержден новый регламент сдачи экзамена в ГИБДД, что тоже добавило проблем. Если раньше экзамен сдавался в два этапа - автодром и город - и на каждом ученик имел право на 5 штрафных баллов (всего 10), то сейчас их объединили и оставили начинающему водителю шанс только на 5 штрафных попыток.

​- Экзамен длится от 30 минут до часа, и сдавать стало сложнее, - отмечает директор Ассоциации автошкол РК Исмет Якубов. - Но ​ прежде, чем вводить эти правила, нужно было изменить образовательную программу. В частности, добавить минимум на 30% больше часов по вождению. Более того, сейчас отменили автодром и все упражнения (параллельную парковку, въезд в гараж задним ходом, эстакаду и т.д.), ученик должен выполнить их в реальных условиях на дороге. Мы выступаем против отмены автодрома, потому что он помогает отработать первоначальные навыки вождения.

Из других новшеств: место инструктора на переднем сиденье теперь занимает инспектор. И перед ним стоит непростая задача: нужно отслеживать действия ученика, контролировать ситуацию на дороге, быть бдительным, чтобы в нужный момент нажать на дублирующие педали и при этом письменно фиксировать оценки, замечания. Может ли он за всем уследить и не подвергнуть ничью жизнь опасности?

​- Совершенно непонятно, кто будет отвечать, если случится ДТП с летальным исходом: кандидат в водители, собственник автомобиля или инспектор? - задается вопросом Исмет Кудусович. - И поверьте, инспектору тоже страшно. Вот и получается, что на экзамене сидят два нервных, испуганных человека.

Совместно с Гильдией автошкол России, Ассоциацией автошкол Москвы были подготовлены письма в высшие инстанции с замечаниями и предложениями, которые могут быть полезны законодателям. Так сказать, с практической стороны процесса.

Сегодня удается найти взаимопонимание с Министерством образования РК, ГИБДД, которые быстро реагируют на нарушения в работе автошкол. Недавно Ассоциация обратилась в прокуратуру республики с просьбой промониторить автошколы на предмет образовательных программ, материально-технической базы. Недобросовестных игроков на рынке обучения вождению нужно отстранять, чтобы на наших дорогах было безопасно. 

​Выбирая автошколу, специалисты советуют обратить внимание на наличие обязательных разрешающих документов: лицензия Министерства образования, науки и молодежи РК, заключение ГИБДД. Всё это должно быть на сайте учебного заведения, как и программа, преподавательский состав. Никто не отменял сарафанное радио, отзывы. У инструктора стаж вождения должен быть не менее 3 лет, среднее специальное или высшее специальное образование. Если образование не по профилю, переподготовка на мастера производственного обучения, преподавателя. Список проверенных и ответственно подходящих к работе автошкол можно найти на сайте Крымской республиканской ассоциации.

- Обучение водителей - это, прежде всего, образовательный процесс, и в нем должны участвовать непосредственно педагоги, - уверен Тимур Алиев. - А во многих автошколах инструктора - бывшие таксисты. Да и сами школы держатся на плаву только в том случае, если удалось собрать учеников. Так не должно быть. Мы выступаем за качественные, заслуживающие доверие автошколы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 1 декабря 2021

Заголовок в газете: Недоучки на дорогах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру