"Вода Крыма" подключает новые источники водоснабжения и исключает аварийные утечки

Скважины и роботы

Затяжной засушливый период резко изменил систему водоснабжения Крыма, в которой и без того были сложности после блокировки Северо-Крымского канала. В критических условиях оказались Симферополь и еще 39 населенных пунктов Симферопольского и Бахчисарайского районов, подача воды в которые всегда зависела от водохранилищ естественного стока. О том, какие меры предпринимаются для выхода из кризисной ситуации, «МК в Крыму» рассказывает генеральный директор ГУП РК «Вода Крыма» Владимир Баженов.

Столичное направление

- Еще летом 2019 года мы стали изучать ситуацию и определили комплекс мер, поскольку перспектива пересыхания Аянского, Партизанского и Симферопольского водохранилищ была очевидной, - говорит Владимир Викторович. - В первую очередь обратились к Вилинскому водозабору. Он имел суточный дебит в 32 тыс. кубометров. Распределение шло так: 4 тыс. - на Бахчисарай, около 10 - на Севастополь, всё остальное - на попутные объекты. Первой принятой мерой стало переключение Бахчисарая на собственные скважины. Для того, чтобы городу хватало своей воды, был проведен приличный объем работ. И теперь Бахчисарай от Вилинского водозабора отключен. Раз в два дня мы подаем туда 900 кубов, поскольку два населенных пункта в этом направлении находятся на горе.

- Как эти меры отразились на водоснабжении Севастополя и какую пользу получил Симферополь?

- По Севастополю всё осталось без изменений. А Симферополь получил альтернативный источник воды: мы выполнили комплекс работ и по старому водоводу, который не работал с 2014 года, погнали воду в обратную сторону. С 12 июня 2020 года по сегодняшний день мы подаем порядка 25 тыс. кубометров в сутки на Симферополь и еще в 39 прилегающих к нему населенных пунктов.

- Что еще было предпринято для обеспечения водой проблемного региона?

- В 5 км от насосной станции Жаворонки находится Ивановский водозабор, который был заряжен гнать воду на Евпаторию. Когда-то, очень давно, он был единственным водозабором для Симферополя, Севастополя и Евпатории. Мы расконсервировали ряд скважин на сельском водозаборе, и это дало 7,5 тыс. кубометров, которые попутно идут на Евпаторию. А на эту величину освободили мощности Ивановского водозабора в сторону Симферополя. Плюс дооборудовали еще пять скважин предыдущего периода, ждавших, когда мы из них начнем брать воду, и таким образом погнали на Симферополь 34,5 тыс. кубометров в сутки. Итог получился следующий: с 30 июня 2020 года мы могли отправлять на Симферополь 50-55 тыс. кубов по старой существующей схеме: Жаворонки - Веселое - Маршала Жукова. Понимая, что водохранилища уйдут до нуля, а на притоки надежды нет, совместно с Минэкологии мы нашли еще четыре скважины, расположенные вдоль нашей трубы. Они были промыты, прочищены, для них прошла закупка оборудования - насосов и станций управления. Эти четыре скважины дали еще 10,5 тыс. кубов в сутки со стороны Бахчисарая на Жаворонки. Суммарно мы подаем на Симферополь и прилегающие 39 населенных пунктов 65,7 тыс. кубов в сутки с Западного направления. Остальной объем - до 115 тыс. подбираем из трех водохранилищ. Их доля уже меньше 50 тыс. в сутки и продолжает сокращаться с каждым днем. Кроме того, Росгеологией за федеральный счет по нашему заказу пробурено пять скважин на вновь появляющемся водозаборе Вилино-2 и по три скважины на новых водозаборах Ивановка-2, Чеботарка-2. Суммарно это должно нам дать больше 15 тыс. кубов в сутки на Жаворонки.

- Насколько новые скважины помогут в стабилизации водоснабжения?

- Просто залпом дать воду мы не можем: каждая скважина становится на прокачку - целая технология. После прокачки берем показатели на бактерии, смотрим, что с химией, что с радиологией. И только если вода из скважины артезианской соответствует понятию «вода питьевая», я лично даю добро на подачу этой воды в город, поскольку питьевая вода, приходящая в Симферополь, должна быть реально питьевой, а не суррогатом. Поэтому где-то с середины февраля мы получим достаточно приличный объем воды, что позволит практически прекратить забор воды из Партизанского водохранилища. Будем подбирать раз в два дня 10 тыс. кубов, чтобы очистные сооружения работали. Это нам позволит сохранить действующий режим подачи: три часа утром, три - вечером без ужесточения графика и с качественной водой. Так мы продержимся до 1-5 апреля.

Проектный режим

- Возникает резонный вопрос: что будет дальше указанного срока?

- А к этому моменту наши коллеги - Минстрой - должны закончить обустройство Бештерек-Зуйского водозабора. Это уже Восточное направление: село Донское и строго на север, строительство водовода от Бештерек-Зуйского водозабора до нашей насосной станции Белое. Там будет больше 11 тыс. кубов в сутки. И здесь важнее даже не сам объем воды, а то, что придет вода с востока, а не с запада, как вся остальная. Для балансировки по гидравлике это очень важно. Вода, пришедшая с востока, сразу пойдет на потребителей и снимет нагрузку по гидравлике с основных сетей города. Плюс к этому Росгеология ведет поиск воды там, где уже разработан горизонт. Будет Ивановка-3, Вилино-3, Чеботарка-3... Если там хотя бы частично всё подтвердится, то с учетом того, что Бештерек-Зуйский водозабор будет до 20-25 тыс. кубов увеличиваться, по окончании всех этих работ можно однозначно заявить: после подключения последней скважины к сетям города, Симферополь и прилегающие населенные пункты в воде из водохранилищ нуждаться не будут.

- Как в дальнейшем сложится судьба наших водохранилищ?

- После выполнения полного комплекса запланированных мер мы будем поднимать из трех водохранилищ от 5 до 10 тыс. кубов, чтобы работали очистные сооружения. Полностью остановить процесс нельзя. Система должна работать, иначе ее придется восстанавливать. Понятно, что, когда пойдут дожди, мы все скважины остановим и начнут работать водохранилища. Сейчас вода с Вилинского направления движется по сложной схеме: Вилино - Жаворонки, Жаворонки - Веселое, Веселое - Маршала Жукова, Маршала Жукова - Приятное Свидание, Приятное Свидание - 7 горбольница, 7 горбольница - Балаклавская, а уже оттуда - на Марьино. Вода проделывает путь под 200 км, везде ее качают насосы. А если Аянское водохранилище заполнится, я просто открою задвижку, и она бесплатно, под собственной тяжестью, прилетит к потребителям. Так же выглядит ситуация на других водохранилищах. Но есть существенный момент: теперь все водохранилища будут работать в проектном режиме. Мы будем балансировать в вопросах водоподачи, потому что у нас появился резерв в виде альтернативных источников.

Порывы и прорывы

- Как такие нагрузки сказываются на городских сетях?

- Когда мы входили в режим, в день было 7-8 порывов, потом по 10-12... Но поскольку ежедневно мы вынужденно совершаем четыре гидравлических удара по сетям города: два раза открываем, два раза закрываем - конечно, наши водоводы более чем «устали». Их состояние и так оставляло желать лучшего. Но сейчас они находятся в экстремальном режиме. И на утро сегодняшнего дня у меня было 25 переходящих повреждений. Каждое повреждение начинается с того, что место раскапываем. Наш экскаватор рвет скалу, рвет асфальт. Отработал он месяц-два и на ремонт. Сегодня я издал приказ и с Джанкойского, Белогорского, Бахчисарайского, Сакского, Евпаторийского и Алуштинского филиалов забрал шесть аварийных бригад. И они до выходных будут оказывать помощь Симферополю и району - устранять порывы. Чуть просядем по филиалам - потом будем помогать им. Нужно серьезно увеличивать мощности наши по аварийным бригадам. Поскольку от чрезвычайной ситуации «порыв и устранение» мы переходим к такому образу жизни.

А у нас - телеглаз

- В столь жестких условиях обостряется проблема незаконного использования воды: как выявляются врезки и что ждет «нелегалов»?

- Штрафы за несанкционированное водопользование, а еще больше - за несанкционированный сброс воды в канализацию, - значительные. У нас сразу люди «попадают» на сотни тысяч рублей. А если труба 200-300 мм, то сразу на миллионы! Тут самое главное, чтобы темпы выявления превосходили темпы врезания. Только в Симферополе 1264 км водопроводных сетей.

- Какой выход был найден?

- Глава республики Сергей Аксенов выделил деньги из бюджета, и мы купили две машины с мощнейшими телескопическими инспекциями. Это уникальное оборудование - самое современное, которое только было на момент размещения нашего заказа. Теперь мы можем находить аварии на любом виде материалов и на любой глубине залегания. У нас есть робот-телеглаз, который может проникать в любую трубу и продвигаться по канализации. Естественно, наши люди прошли соответствующее обучение.

- Замечательная техника уже в деле?

- Машины уже вышли на маршруты. Работаем, учимся. Задача стоит такая: до мая - начала поливного сезона - пройти всю группу промышленных потребителей. Там, конечно, меньше нарушений, но все равно мы их находим. На мойках находим, но уже не так часто, как раньше. В общем, отрабатываем промзоны: улицы Глинки, Кубанскую, ГРЭС и т.д. Это направление для одной машины, а вторая, более мощная, которая ищет утечки, двинулась по основным водоводам. И мы уже находим серьезные утечки, которые никакой другой аппаратурой не найти. Одна из больших утечек найдена в Приятном Свидании. В ближайшее время устраним, нужно подобрать еще несколько порывов, чтобы сразу для всех работ остановить воду.

- А куда направится вторая машина после отработки промзоны?

- Дальше - интересней: с мая по июль планируем подробно пройти частный сектор - как раз полив начнется. А с началом курортного сезона, с июля, обе машины поедут по берегу моря...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 3 февраля 2021

Заголовок в газете: Скважины и роботы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру