Объемные, будто слоновьи бока, склоны мыса большую часть года покрыты пожухлой жесткой травой с редкими сиреневыми островками - скелетиками кермека. Ржавые холмы, бежевые скалы - и бескрайнее небоморе. Лишь в мае, зеленея и расцветая, оживает строгий минималистичный пейзаж. Холмистая степь покрывается невероятным желтым буйством сурепки, вырастающей по пояс. Серебристый ковыль непослушной челкой колышется на ветру. В сочной траве наивно синеют цветки цикория...
Мыс Сирен
И только Еникальский маяк, напоминающий высветленный солнцем бивень, неизменно белеет над холмами. Его огонек - почти столь же давний, как присутствие человека в этих местах. Первые упоминания о «путеводном фонаре» относятся еще к античным временам. Современный же вид маяк приобрел в 1953 году. И манит загадочная башня с винтовой лестницей, манит, пробуждая романтические грезы о далеких берегах и экзотических странах.
Но и здесь, где страж пролива навеки обречен нести свою неусыпную службу, есть что посмотреть. Ведь эти места - мечта любителей первозданной природы и уединенного отдыха.
Если выйти из керченского автобуса №18 на остановке «Школа» и пройти по побережью от поселка Жуковка в сторону маяка, можно попасть в не тронутые цивилизацией миниатюрные бухты. Берег сплошь усеян ракушками, медитативно шуршащими под ногами в такт перешептыванию волн. В основном эти раковины - опустевшие «домики» кардиума. Камни, превращенные выветриванием в причудливые фигуры из сказок, застыли в пене прибоя. И каждому видится свой сюжет, свои образы в этих скалах. Например, мыс Голубинка, южный выступ одной из бухт, археолог Поль Дюбрюкс называл «мыс Сирен» из-за схожести его с этими мифологическими существами. В принципе местность настолько дикая, что неудивительно, если к здешним берегам спокойно подплывают и настоящие русалки.
НЕ ПРОЕЗЖАЙТЕ МИМО: ТОП-10 ПЛЯЖЕЙ КЕРЧЕНСКОГО ПОЛУОСТРОВА
Все мысы и изъеденные соленым ветром скалы состоят из мшанковых рифов, сформировавшихся в неогене. «Скелет» возвышенности состоит из тех же мшанок, спрессованных тысячелетиями в известный нам известняк или ракушечник. Между каменными «костями» залегают пласты зелено-серых слабослоистых глин. На мелководье можно встреть волнистый голубоватый гребень - будто доисторический ящер решил погреть спину, вынырнув с песчаного дна. Это - залежи кила - голубой глины. Она обладает целебными свойствами, особенно широко и эффективно применяется в косметологии. В бухте Голубиной прозрачные волны играют глянцевыми разноцветными камешками. Красные, желтые, ржавые овальные «голыши» - это охра (гидрат окиси железа), «мелки» художников палеолита. Ни одно изображение охоты не обходилось без этого минерала, красный оттенок которого отлично подходил для изображения крови. С ними соседствуют маленькие черные осколочки - и не камешки вовсе, а остатки окаменелых костей древних животных. Здесь же леденцово поблескивают на солнце пластины слюды - чем выше подымаешься от моря по глинистому склону, тем чаще они встречаются. В старину этим материалом успешно «стеклили» окна.
Следы человека
А обживать эти берега люди начали с глубокой древности. Первые поселения возникли здесь еще в бронзовом веке. Сейчас «обжитость» весьма условная - если не считать поселка Подмаячное, прячущегося в отдалении за холмами, на берегу располагается парочка пансионатов, один из которых («Прибой») с недавних пор заброшен. Он представляет собой идеальный объект для любителей заброшек - безопасен из-за хорошей сохранности, с крыши открывается чарующий вид на море. На территории покой оберегают сказочные персонажи с облупившейся кожей-краской - Морской царь в компании внучек-русалок, крокодил Гена за ручку с Чебурашкой. Местность очень колоритная, «сталкерская». Это подтверждают комментарии к серии фотографий «Прибоя», выставленных в ВК, в один голос утверждающих: «Припять!»
Второй же пансионат - «Свет Маяка» - этим летом преобразился, навел марафет, оброс цветами в вазонах и с успехом принимает отдыхающих. Что интересно, эти самые отдыхающие занимают совсем немного места на пляже - строго перед пансионатом. Остальные километры песчаного побережья - практически пустынны.
РЕАЛЬНЫЙ КАЗАНТИП: КАК СЕГОДНЯ ОТДЫХАЕТСЯ В ЩЁЛКИНО
Но следы человеческого присутствия все равно заметны - выкинутые на берег штормами или забытые беспечными туристами - катится по пляжу перекати-поле из пакетов, залегают в песке неполезные ископаемые пластиковых бутылок, тускло поблескивает жесть пивных банок…
Этот печальный факт побудил керченскую неравнодушную общественность (в лице лито «Депо Пегаса») регулярно наведываться сюда и проводить экологические акции. В прошлом году молодые литераторы приезжали трижды, и, надо сказать, этим летом пляж выглядит значительно чище. Правда, море неустанно выплевывает инородные тела, так что про поддержание чистоты не стоит забывать, чтобы сохранять природу в ее первозданности.
Мыс Фонарь
Ведь она прекрасна! Пейзаж завораживает - дымка стирает границу меж синевой неба и моря, черными зонтиками сутулятся бакланы на растянутой паутине рыбацких сетей, распростертыми крыльями ловят ветер хитроглазые чайки… Медленно, незаметно сползают в теплую воду сероватые пласты глины. Кстати, бытует мнение, что именно здесь, недалеко от берега, и находится вход в царство Аида. Можно скептически заметить, что мест с подобной славой в Крыму множество. Но в защиту здешних, «маячных» адских врат следует возразить - именно тут рыбаки нередко замечали странные водовороты, закручивающиеся в спирали волны… А некоторые пловцы даже ощутили это явление на себе. Причем не все из них вернулись на сушу - как ни трагично, но процент утонувших особенно велик на Маяке.
Как бы то ни было, какие бы древние злые духи ни носились над волнами, а цивилизация не стоит на месте. Возле мыса Фонарь самая узкая часть пролива. Здесь расстояние от крымского берега до косы Чушка на Тамани едва превышает 4 км. Согласно легенде, еще древние греки собирались соединить берега Крыма и Кавказа. А в конце ХIХ века российские инженеры-мостовики даже разработали несколько вариантов мостов и плотин. Именно тут с античных времен осуществлялась переправа на противоположный берег. Именно тут во времена Великой Отечественной войны в 1944 году был сооружен мост, разрушенный льдами, сковавшими пролив. Именно тут в 1950-х годах была сооружена переправа.
КУРОРТНЫЙ СЕЗОН В КРЫМУ-2019: ВСЁ ОБ ОТДЫХЕ В КЕРЧИ
Но, вероятно, короткий путь оказался не самым дешевым. И Крымский мост было решено строить в южной части пролива, у крепости «Керчь», где природа облегчает задачи строителей.
Но на Маяке, близ долины Борзовка, все-таки появился мост - правда энергетический. Металлические «эйфелевы башни», построившись парами, степенно уходят вглубь полуострова, неся электричество с материка. Во времена строительства энергомост охранялся не хуже военного объекта. Даже пройти там было невозможно, не говоря о том, чтобы купаться. Но страсти улеглись, и местность вновь обрела свое курортное значение. Традиционно эти края назывались «Долиной бардов» - ведь еще с советских времен каждое лето здесь собирались любители авторской песни, разбивали палаточный городок, а вечерами пели у костра свои творения. Сейчас почти ничего не изменилось - всё так же выглядывают из зарослей кустарника палатки, а в сумерках перекатываются в тишине гитарные аккорды.
Время, конечно, вносит свои коррективы. Что-то развивается, что-то рушится, уходит в небытие, прямо на наших глазах творится история. Но одно неизменно - солнце раз за разом встает над Крымом, зарождаясь за горизонтом у мыса Фонарь.