Возвращение "Меркурия": когда Севастополь увидит бриг под парусами

200 лет спустя

Уже десятки лет в Севастополе обсуждается идея строительства копии легендарного брига. Есть несколько вариантов проекта в зависимости от того, что нужно получить в итоге. Точная копия корабля невелика по размерам (длина - почти 30 метров, ширина – почти 10 метров) и может быть приспособлена исключительно для участия в парадах.

200 лет спустя
фото: crimea.mk.ru

Но парусное и весельное вооружение не гарантирует движение брига в нужном направлении с заданной скоростью. При соответствующей отделке ценными породами дерева модель-копию можно использовать для прогулок вип-персон вдоль береговой черты. Как учебное судно бриг в таком варианте не будет востребован. А вот строительство модели, как реплики вполне может себя оправдать. В этом случае корпус и такелаж изготавливается в соответствии с требованием российского регистра. Стальной корпус выше ватерлинии облицовывается деревом, стальные мачты и реи красятся в нужные цвета. С таким рангоутом модель брига внешне будет неотличима от подлинника и вполне может сниматься в морских батальных сценах времён XIX века. А наличие мощного дизеля и привода на гребной винт обеспечат безопасность плавания и маневренность во время съёмок фильмов. И в праздничных парадах такая модель будет участвовать, и туристов выгуливать не только в бухте, но и в открытом море.

Один из легендарных «киношников» Крыма, постановщик декораций Ялтинской киностудии Валерий Павлотос мечтал о строительстве копии брига. И сценарии фильмов уже были написаны специально под этот проект. Валерий родился в Севастополе на городском холме, а потому и мечтал снять фильм в Севастопольской бухте о подвиге брига «Меркурий». Он несколько раз приезжал на Севастопольское телевидение для популяризации своего проекта, выступал в прямых эфирах программы Владимир Илларионова. И однажды даже нашелся реальный меценат, готовый вложить свои деньги в строительство корабля. Но, экономическая и политическая обстановка менялась с колейдоскопической быстротой, и меценат от идеи отказался. А вскоре и Валерий Павлатос покинул этот мир.

Историки, краеведы, судостроители, яхтостроители, реконструкторы продолжали ходить по высоким кабинетам, отправляя десятки писем с целью доказать полезность и даже необходимость строительства копии «Меркурия». Среди них и выпускник Севастопольского приборостроительного института факультета корабельной энергетики и кораблестроения, в прошлом конструктор атомных подлодок, создатель крейсерских яхт, ныне - военный журналист, писатель, поэт, художник-маринист, краевед и исследователь Андрей Лубянов. Он говорит: «для Севастополя значение подвига брига «Меркурий» трудно преувеличить. И очень важно, что бы копию корабля построили севастопольские судостроители, потомки тех корабелов, которые строили и сам бриг». Именно здесь в Севастополе на одной из верфей».

Совещание специалистов яхтостроения с опытом с 1990 года проработало все варианты копии брига «Меркурий». И почти единогласно пришло к выводу о том, что из крымского дуба реплику строить нельзя, она должна быть стальной. Сам бриг прослужил 37 лет до списания в связи с ветхостью. Стальная копия без проблем проходит и 50, и 70 лет. Для выполнения всех возложенных на него функций новый корабль должен иметь самую современную техническую начинку – от машины до навигационных приборов. И только внешне он будет неотличим от «Меркурия».

Среди версий, предлагаемых энтузиастами музейного дела, была и версия брига-музея. То есть, корабль стоит у причала, а экскурсанты поднимаются на его борт, как в зал музея, осматривают его интерьер и выставленные в каютах экспонаты. Но слишком узкая направленность объекта не соответствует его большой стоимости. Новый бриг сам по себе является интереснейшим экспонатом огромного музея под открытым небом, под названием «Город Севастополь».

Андрей Лубянов напоминает, что копия брига очень многоплановая:

- Когда мы нагрузим верхнюю палубу 24-фунтовыми карронадами (их 18 штук), двумя длинноствольными 3-фунтовыми пушками, шлюпками, якорными устройствами и другим снаряжение, то места на палубе для праздно гуляющей толпы не останется. Это же не круизный лайнер с прогулочными палубами, а боевой корабль, на котором расположение каждой мелочи оправдано и точно выверено. Но посещение туристами такой палубы даст полное впечатление о русском кораблестроении начала XIX века, об условиях службы на таких кораблях, об управлении парусами, о боевых расчетах.

Валерий Павлотос, фото: М. Львовски

читайте также: ЦЕНА "МЕРКУРИЯ": КТО И ЗА СКОЛЬКО МОЖЕТ ПОСТРОИТЬ БРИГ

узнайте: ДОЖДЁТСЯ ЛИ "МЕРКУРИЙ" СВОЕГО ЧАСА КИНОСЛАВЫ

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 17 июля 2019

Заголовок в газете: Возвращение "Меркурия"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру