Морская беда
Без парусов - не обязательно алых - картину по мотивам произведений Александра Грина (сценарий с изрядной долей авторского вымысла вобрал в себя также фрагменты романов «Золотая цепь», «Бегущая по волнам» и нескольких рассказов - прим. авт.) представить невозможно. Режиссер и не представлял, поэтому позаботился, чтобы в съемках принимали участие два настоящих парусника. Болгарская трехмачтовая 51-метровая яхта «Калиакра» бороздила морские просторы у берегов Крыма как корабль капитана Геза «Бегущая по волнам». А украинская двухмачтовая шхуна «Новая» (порт приписки - Николаев) выступила в роли «Морской звезды» капитана Дюка.
Болгары прошли «гриновские» маршруты без приключений, если к таковым не причислять благородный поступок матроса «Калиакры», когда на борту яхты снимали эпизод с участием прирученной вороны. В море у нее вдруг проклюнулся свободолюбивый инстинкт. Неожиданно для всех птица вспорхнула в небо, но продержалась там совсем чуть-чуть - крылья отвыкли от полета - и камнем в воду. От незапланированной потери группу как раз и спас болгарский матрос. Он мигом сориентировался, нырнул с борта и успел подхватить тонущую ворону.
Ну а о «Морской звезде» на побережье слагали легенды еще во время съемок.
- Из-за тех передряг, в которые постоянно попадала «Морская звезда», мы ее между собой стали называть «Морская беда», - рассказывал на съемочной площадке Валерий Юрьевич. - То и дело приходилось организовывать мероприятия, не предусмотренные сценарием. Сначала в ясную погоду этот парусник «сел» на камни, и мы вынуждены были призвать на помощь портовые буксиры. К счастью, стащили «Морскую звезду» без пробоин. Потом корабль капитана Дюка и вовсе хлопнул яхту каких-то новых русских на причале в Балаклаве. Все случилось при швартовке. Внезапно подул сильный ветер - такое в Балаклавской бухте бывает часто, и наш капитан чуть-чуть не вписался. Рядом, на беду, оказалась яхточка ценой около 400 тысяч долларов. А «беда» у нас немаленькая - 50 м от носа до кормы. Это надо было видеть: яхта пластмассовая, под натиском «Морской звезды» сжалась, раздался треск и высоко вверх словно выстрелом унесло металлический креп - мы подумали: все - хана! Но ничего - она потом распрямилась назад, только кусок борта мы ей пробили. При этом вся Балаклава кричала нам: «Добей ее! Добей!»
Для истории: страшную картину шторма Валерий Пендраковский снимал на суше - в бассейне для комбинированных съемок. Вместе с водой режиссер запустил туда и полутораметровые макеты «Бегущей по волнам» и «Морской звезды». Это уникальное сооружение на Поликуре появилось в 1997 году, когда англичане приезжали снимать к нам начало своей телеэпопеи о приключениях британского морского офицера Горацио Хорнблоуэра. В нашей истории постановкой комбинированных съемок руководил сам Всеволод Якубович - легенда «Мосфильма».
Поиск исполнителей
К финалу съемочного периода Валерий Пендраковский об актерском составе говорил с убежденностью, что ни в ком не ошибся и не зря потратил время на его подбор. Диану Морозову - исполнительницу роли Дэзи / Фрези Грант - режиссер искал дольше всех.
- Так получилось, что с самого начала, задолго до начала съемок, я видел фотопробу Дианы, но отнесся к ней несерьезно. Она мне очень понравилась, но показалась старше, чем надо. И вместо того, чтобы просто переделать грим, я стал искать другую Фрези-Дэзи.
Целый год искал ей замену: серьезно рассматривались варианты как минимум десяти актрис, в том числе очень известных - по этическим соображениям не будем называть их фамилии. Никого не утвердил и зашел в тупик. Только тогда снова вернулся к этой девочке, переделал ей фотопробу и сказал себе: «Господи, а что я собственно искал. Она уже была!» Мне нужно было прекрасное лицо, и я его нашел, - открыл секрет Валерий Юрьевич.
По части претендентов на роль Грэма у режиссера таких терзаний не было. Андрея Бирина он нашел в театральном училище, и с первой же пробы проблема главного героя была закрыта:
- Андрей, во-первых, нигде еще не снимался, что очень важно для меня. Во-вторых, у него внешность интеллигентного, даже аристократичного человека - это большая редкость в наших актерах. И потом, Андрей из тех актеров, на кого можно просто смотреть. Он может ничего не делать, а нам будет интересно за ним наблюдать.
Так же легко и непринужденно мундир капитана Геза примерил актер с голливудским опытом Михаил Горевой. А вот с кандидатами в капитаны «Морской звезды» Пендраковскому пришлось раскладывать настоящий пасьянс.
- Я искал разные варианты капитана Дюка, - вспоминает режиссер. - Вначале у меня был разговор с Богданом Ступкой. Но, к сожалению, по срокам он был занят на картине Павла Чухрая «Водитель для Веры» и просто физически не мог разорваться. Совсем другой капитан был бы в исполнении Донатаса Баниониса - более меланхоличный, более усталый, человек совсем с другой внешностью и иным темпераментом. Представлял я себе и такого капитана-хитрована - это Лев Борисов (роль Антибиотика в сериале «Бандитский Петербург» по популярности перекрыла все прошлые работы - прим. авт.). Но в итоге выбор остановился на Алексее Петренко. Его Дюк - матерый морской волк, грубоватый, резкий.
Речной волк
За 40 лет кинематографической карьеры (на экране артист впервые появился в 1965 году - прим. авт.) артисту Алексею Петренко в кадре чего только не приходилось делать - летал, прыгал, сражался, стрелял, нырял в прорубь, скакал на лошадях и верблюдах… Казалось бы, все экстремальные испытания прошел и ничем его уже удивить нельзя. Но в Крыму выяснилось, что Алексей Васильевич никогда еще не снимался под водой. Так 66-летний Петренко на съемках «Бегущей по волнам» прошел курс молодого дайвера. По сценарию, капитан Дюк не раз и не два погружался в морскую пучину в поисках золотой цепи.
- Раньше я и не подозревал, что можно играть под водой, - делился впечатлениями на съемочной площадке Алексей Васильевич. Правда, разговор происходил не на берегу моря, а в горах среди пещер Чуфут-Кале. - Здесь у нас настоящая подводная жизнь - даже диалоги есть. Иногда обходились знаками, а иногда вовсю артикулировали. Я нырял без страховки на глубину 3-4 метра и достаточно надолго. Такого в моей практике еще не было. Что получилось - не знаю, но те, кто уже видел отснятый материал, говорят, что очень красиво.
Алексей Васильевич рассказал, что роль капитана Дюка напомнила ему о его романтической матросской юности - до выхода на театральные подмостки Харькова, Запорожья, Донецка, а потом Ленинграда и Москвы он рассекал волны Днепра на сухогрузе:
- Как вязать узлы, меня учить не надо - в юности я был матросом, правда на речном судне. До сих пор помню нашего капитана и то, как он меня наказал. Я заснул на ночной вахте, и меня ссадили на берег в первом же порту. Это был Киев. Мне пришлось самому добираться до Чернигова, и там я слезно просил капитана взять меня обратно в команду. И он в конце концов меня оставил… Об этом сейчас приятно вспоминать, когда такая роль. Это мой персонаж - человек отчаянный, но добропорядочный. Хулиганит в рамках приличия, не пьяница, но человек выпивающий. Настоящий такой мариман. Все мне нравится, кроме одного - нет моей песни. Я как-то спросил у режиссера: «Валерий Юрьевич, а можно, чтобы была песня капитана, как в фильме «Дети капитана Гранта»... Нет, тут принцип другой - будут «зонги» (баллады - ред.), которые исполняют певцы, что-то наподобие клипов. Актеры не поют, а жаль…