"Мастер и Маргарита": как Бортко 20 лет назад снимал крымские эпизоды

Секреты съемочной площадки

20 лет назад Владимир Бортко снимал крымские эпизоды своей экранизации романа Михаила Булгакова. Большую часть ершалаимской истории режиссер снимал в Крыму, а вместе с ней и финал чудесного перемещения директора театра варьете Степана Лиходеева из московской «нехорошей квартиры» к черноморскому побережью Ялты.

Секреты съемочной площадки

Первый опыт работы с булгаковским материалом для Владимира Бортко оказался весьма успешным. Картина «Собачье сердце» (1988) вместе с восторгом зрителей и реверансами критиков принесла ему еще Госпремию СССР и Гран-при кинофестиваля в Перудже. К экранизации главного романа Михаила Булгакова режиссер приступил со второй попытки. Проект 2000 года был свернут, даже не начавшись. И уже тогда многие усматривали в этом мистическую подоплеку. Ведь до Бортко о киноверсии «Мастера и Маргариты» мечтали и другие мэтры - Владимир Наумов, Игорь Таланкин, Элем Климов и Эльдар Рязанов, но всем что-то помешало. Юрию Каре, первому из отечественных режиссеров, удалось в 1994-м довести работу до конца, но ее премьеру зрители увидели только через 17 лет! А сейчас все смотрят и обсуждают фильм Михаила Локшина. Его «Мастер и Маргарита» еще не сошел с больших экранов… А мы на этом фоне вспомним крымские съемки Бортко.

Естественные декорации Крыма

- Именно в Крыму нам пришлось распинать Иешуа, - рассказывал уже в конце экспедиции режиссер фильма Владимир Бортко. - Исполнителю этой роли Сергею Безрукову слегка не повезло - были прохладные дни, ему пришлось раздетым висеть на кресте, а его еще обливали водой. Но такова судьба актеров - должны быть готовы к любым испытаниям. Голгофа у нас была на Сахарной голове - так называется гора рядом с Генуэзской крепостью в Судаке. Пригодились нам и ее стены. Там мы снимали выходы из дворца Ирода, а сам дворец - в Болгарии, на софийской киностудии «Боянов», где остались американские декорации после съемок новой версии фильма «Спартак». Также подошли нам и фонтаны Ливадийского дворца, весьма похожие на те, что у Ирода.

Кроме того, в стены Генуэзской крепости компьютерщики «вписали» древний Иерусалим. Специально для решения этой проблемы в Израиль посылали группу с оператором, чтобы снять там музейный макет Иерусалима, - он выполнен с учетом мельчайших деталей и занимает площадь 50 кв. м. Также в Крыму режиссер подыскал место смерти для Иуды. За Гефсиманский сад вполне сошел Массандровский парк. Там ночью Иуду, которого сыграл Дмитрий Нагиев, и прирезали. Актер, по словам очевидцев, выглядел в этой роли очень убедительно. Он специально на сутки прилетал из Москвы, чтобы «умереть» в Ялте. Крымский рельеф воссоздаст на экране даже картину того света.

- Замечательные скалистые обрывы ялтинского карьера, - пояснял Владимир Владимирович. - У нас есть эпизод, где сидит Понтий Пилат (эту роль исполнил Кирилл Лавров - прим. авт.) и смотрит на луну уже через две тысячи лет. Там, где Мастера и Маргариту оставляет Воланд. Ну, и классический эпизод из романа, где действие происходит как раз в Ялте, мы, естественно, снимали у вас - на Южном берегу Крыма. Степа Лиходеев силой Воланда перемещается из московской квартиры и попадает на мол, видит море и спрашивает у случайного человека: «Умоляю, скажите, какой это город?» Это мы снимали недалеко от маяка, в порту.

Во время крымской экспедиции Александр Панкратов-Черный, как и другие кинозвезды - Кирилл Лавров, Сергей Безруков и Дмитрий Нагиев, - базировались в скромном ялтинском Доме творчества «Актер». Режиссер жил отдельно от съемочной группы - в «Ореанде».

Поиск Мастера и Маргариты

По признанию режиссера, который отличается точечным попаданием при подборе актеров для своих фильмов, наибольшие сложности у него возникли с кандидатами на роли Мастера и Маргариты. После того, как Владимир Машков предпочел голливудские контракты скромному российскому гонорару, вакансия Мастера оставалась долгое время свободной. И этот вопрос решился достаточно неожиданно в пользу Александра Галибина. Он сейчас театральный режиссер и давно отошел от активной актерской карьеры. Зрители его помнят по фильму «Трактир на Пятницкой». Столь же неожиданным оказался выбор Маргариты. Среди именитых претенденток были Ингеборга Дапкунайте и Виктория Толстоганова.

-         Пробовались практически все молодые актрисы, которых я знаю, - рассказывает Владимир Владимирович. - Никто не подходил. И только когда я увидел фотографию Анны Ковальчук, мне показалось, что это лицо того времени - 30-х годов - и она подходит на эту роль. Я знал, что она уже где-то снималась, но на экране я ее никогда не видел (Анна известна как старший следователь из сериала «Тайны следствия» - прим. авт.).

Воплотить образ Воланда режиссер приглашал Олега Янковского, но тот от такой чести решительно отказался. А вот другой Олег - Басилашвили, отбросив все суеверия, согласился.

Уже на съемках Анну Ковальчук заставили испытывать очень острые ощущения. Над ночным городом она летает на метле. Специальных курсов ей заканчивать не понадобилось, а вот некоторые акробатические этюды пришлось прорепетировать.

-         Маргарита летает на веревках, - рассказывает режиссер. - Для этого мы специально построили огромный павильон, в котором всё - потолок, пол и стены - выкрашено в зеленый цвет. С ума сойти можно, когда туда попадаешь…

Спецэффекты и чертовщина

За чудеса Воланда отвечали мастера визуальных эффектов, и среди них Петр Горшенин с товарищами, работавшими над «Ночным дозором». Им же пришлось еще оживлять на экране летающего борова Николая Ивановича и кота Бегемота. За такую операцию американцы запросили 3 млн $.

- И нам пришлось с ними раскланяться, - констатирует режиссер. - Наши ребята взялись за такое дело из расчета наших более скромных средств. Образ Бегемота очень сложный. Их у нас три совершенно разных: есть настоящий кот, который ходит и прыгает, еще на общих планах в специально сшитом костюме у нас лилипут - человек ростом 110 см, на средних и крупных планах - это электронная разговаривающая маска, которая управляется компьютером. В итоге получился такой синтетический образ.

Кстати, тот самый лилипут, который бегает на общих планах, в реальной жизни был помощником Владимира Жириновского в Государственной Думе РФ. Он занимался делам инвалидов.

Телевизионный проект Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» состоит из 10 серий по 48 минут. Как заметил режиссер, он экранизировал книгу, поэтому и снимал практически все от первой до последней страницы. Съемочная группа, помимо Крыма, работала в Болгарии, немного в Москве (Александровский сад, дом Пашкова, Чистые пруды), но в основном в павильонах и на улицах Санкт-Петербурга. Именно там снимали Москву 30-х годов. Столицу России, по словам режиссера, сильно испортил «евроремонт». Вот поэтому и трамвай с Патриарших прудов поедет по питерским путям, и голова Берлиоза, вылепленная с актера Адабашьяна, покатится по Тургеневской площади в Северной столице. Только лишь дядюшка Берлиоза - Максимилиан Андреевич Поплавский (в этой роли - Роман Карцев) приехал именно в Москву на Киевский вокзал. Всего на съемки ушло девять месяцев. И чертовщина - тьфу-тьфу - Бортко не слишком донимала. Разве что по ходу съемок Анна Ковальчук неожиданно развелась с мужем; Олег Басилашвили на полтора месяца лишился голоса перед озвучанием; и в самом начале Александр Калягин из-за инфаркта вынужден был отказаться от роли Берлиоза…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 14 февраля 2024

Заголовок в газете: КРЫМСКИЕ СЕКРЕТЫ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру