По ее словам, обучение в главном вузе Крыма будет происходить в сотрудничестве с работодателями, что позволит не только повысить конкурентоспособность выпускников и специалистов средней и высшей ступени образования, но и даст им возможность быстрее адаптироваться на первом рабочем месте.
- В условиях быстро меняющегося мира наша страна в целом в эксперименте по модернизации системы высшего образования, - напоминает Наталья Кармазина. - Мы активно занялись пересмотром основных образовательных программ, чтобы посмотреть на них глазами нашего абитуриента и работодателя, тех партнеров, которые потом получают в итоге наших выпускников. Мы видим, что необходим ряд модернизаций. Чтобы программа была интересной, прежде всего, она должна быть содержательной.
Модели образовательных программ и подходы к ним будут меняться, исходя из главных запросов современного мира.
- Есть запрос на цифровые навыки, на мягкие (универсальные - ред.) навыки и на то, чтобы научить учиться на протяжении всей жизни, - отмечает собеседница. - Чтобы абитуриентов сразу не погружать в сложные термины, мы просто обозначаем, что они будут учить, у кого будут учить, где смогут работать. Для этого каждая программа меняется с точки зрения медиасопровождения. Мы записываем видео от работодателей, от ключевых фигур в реализации данной программы.
Поскольку изменение учебных программ затрагивает интересы всех участников учебного процесса, КФУ изучил их ожидания.
- Мы провели конкурентный анализ силами профессорско-преподавательского состава, -говорит Наталья Кармазина. - Взяли программы, которые предлагают вузы - наши конкуренты, проанализировали профстандарты и профзапросы от рынка труда, от работодателей. Естественно, спросили и самих студентов, абитуриентов.
Чтобы модель высшего образования уже сейчас могла гибко реагировать на запрос, в образовательную программу вводятся квалификации.
- Пока мы четыре года готовим бакалавра, два года - магистранта, но запрос у рынка труда меняется, - говорит специалист. - И сегодня реагировать на него возможно благодаря тому, что мы надстраиваем несколько квалификаций в самой образовательной программе. Даем возможность пройти профессиональное обучение и получить рабочую профессию буквально на первом курсе и удовлетворить запрос рынка труда. Пример - сфера туризма и гостеприимства. Мы знаем, что всегда есть запрос на линейный персонал. Поэтому ребята могут получить рабочую профессию и уже после первого-второго курса работать в течение лета.
- По каким направлениям подготовки в Крыму отмечается дефицит специалистов?
- Прежде всего нам не хватает педагогов, и здесь мы понимаем, что есть некоторый нюанс. В Симферополе мы только открыли педобразование. До этого были классические направления подготовки, из которых всегда мы выпускали педагогов. Педнаправления подготовки у нас есть в Ялте, Евпатории и Армянске. А в Симферополе мы набрали бакалавров и магистрантов только первый год. Так сложилось, что программы классических направлений за последние годы больше стали ориентированы не на образование, а на исследовательскую деятельность, на прикладной характер. Математики, физики не идут в учителя, они работают в профильной сфере.
Чтобы восполнить дефицит учителей в школах, КФУ смотрит на опыт коллег, которые добавляют психолого-педагогический модуль в классические направления.
- Сейчас наша задача вставить в сами образовательные программы не менее 24, а лучше 30 зачетных единиц, - поясняет Наталья Кармазина. - Десятая часть программы должна быть ориентирована на психолого-педагогическую подготовку. И должна быть педагогическая практика - есть большой запрос на вожатых.
При этом за последние два года вузы заключили около 400 соглашений с предприятиями промышленного сектора, средствами размещения, учреждениями здравоохранения, с организациями образования, для которых готовят кадры.
Благодаря этому около 65% выпускников в Крыму идут работать по специальности после окончания вуза. Работа в этом направлении в Крыму продолжается, подытожила Наталья Кармазина.