Что мешает Крыму вернуть былую славу главной киноплощадки страны

Обратная сторона экрана

Уникальная природа и богатая история способны обеспечить Крыму статус главной кинематографической площадки страны. Выясняем, почему этого не произошло за 10 лет пребывания в составе России.

Обратная сторона экрана
Юрий Стоянов на съемках новых «Алых парусов» в Ялте.

Как утверждает заместитель министра культуры Крыма Андрей Терещенко, возвращать кинематограф в Крым не нужно, поскольку он с полуострова никогда не уходил.

- «Возвращение» для крымского кинематографа - провокационное слово, - говорит замминистра. - Не уходил он из Крыма. И последние десять лет - этому доказательство. Как и в прошлые десятилетия, мы всеми правдами и порой даже неправдами старались сохранить традиции крымского многонационального, многовекторного кинематографа. Проводили фестивали и продолжаем их проводить. Они ни разу у нас не ушли в забытье. На полуострове всегда снималось много фильмов.

Как рабочее определяет состояние кино в Крыму генеральный продюсер АНО «Центр развития киноиндустрии им. Кира Булычева» Дмитрий Белосохов.

- Мы и раньше снимали в Крыму, - говорит Дмитрий Белосохов. - После паузы вернулись в 2015 году, и как раз в этот момент работало параллельно с нами девять команд! Только в районе Балаклавы и Севастополя мы друг с другом сталкивались, все девять съемочных групп, которые снимали разные фильмы. На сегодняшний момент, конечно, съемок стало поменьше. Одна картина в год где-то снимается большая. В прошлом году закончила снимать Светлана Сергеевна Дружинина продолжение «Гардемаринов». Потом господин Жигунов тут снимал летом свою картину. Мы постоянно в Крыму находимся, снимаем.

По убеждению Дмитрия Белосохова, «киношные» перспективы Крыма нужно увеличивать.

- Потому что очень сложно привозить в Крым большие траки, большое количество людей, - поясняет он. - Я вообще мечтаю взять паспорт, приехать в Крым и просто собрать команду или поговорить с другим продюсером, который будет представлять услуги на полуострове - вплоть до режиссера и автора сценария. Или ты приезжаешь со своим сценарием и все остальное здесь находишь. Потому что Крым сам по себе - уникальная площадка. У нас в стране нет такого другого места, где сразу будет все на расстоянии 300 километров.

Достойным для повторения в Крыму примером президент АНО «Центр развития киноиндустрии им. Кира Булычева» Эльбор Чернов считает опыт Калининграда.

- На Питерском экономическом форуме состоялась дискуссия по поводу кинорегионов, - отмечает он. - И Калининград преуспел очень сильно. У них порядка 40 фильмов снимается. Плюс сериалы. У них море свое, свои леса. Но они визуально беднее по природным ландшафтам. А по архитектуре, если по Крыму поездить, тоже все можно собрать. Но Калининград как кинорегион даже с Москвой уже соревнуется.

Поскольку для достижения столь высокого результата в Крыму потребуются большие деньги и долгие годы, на сегодняшний день изюминкой полуострова, по мнению известного представителя киноиндустрии, могут стать места съемок кинофильмов.

- В Крыму до сих пор проходят экскурсии по местам съемок советских фильмов, - отмечает Эльбор Чернов. - Но нужно создавать новые объекты притяжения посредством кинематографа. Это будет колоссальный вклад в туристическую индустрию. В Крыму это самое ценное. Воссоздать такое ни на каком «Ленфильме» или «Мосфильме» не получится. Только компьютерная графика.

Что касается непосредственно съемочного процесса на полуострове, то, с точки зрения профессионалов, он осложняется весьма прозаическими проблемами. Творчество, к большому сожалению, вынуждено противостоять бытовым провалам.

- В первую очередь, инфраструктура: начиная от бытовых условий съемочных групп и заканчивая персоналом, - перечисляет болевые точки полуострова Дмитрий Белосохов. - В Крыму есть природные и исторические объекты, есть люди, заинтересованные в возрождении кинематографа, но нужно, чтобы не просто московские продюсеры приехали, поснимали и уехали, а чтобы команда крымская снимала, помогала. Была сопричастна к процессу.

Еще одна проблема для съемочных групп связана, по словам Дмитрия Белосохова, с легализацией денег в российской киноиндустрии и отсутствием возможности покрывать интересы посредников.

- Государство взялось за кино четко и в больших объемах: деньги на съемки приходят государственные, - напоминает он. - Это раньше мы сюда приезжали с чемоданами. Сейчас таких возможностей нет. Мы приезжаем с грантовыми официальными деньгами. 90% - это госденьги. И если развивать кинематограф на полуострове, к этому нужно быть готовым. Но если вы сейчас хотите снимать в каком-либо дворце, то пройдете цепочку из трех посредников со своей комиссией. Никогда не узнаете, сколько стоит дворец в аренду для съемок. Если паркинг стоит 100 рублей, то с вас возьмут 500, потому что там еще четыре человека. И это проблема для нас как для продюсеров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 24 января 2024

Заголовок в газете: ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЭКРАНА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру