В Симферополе ко Дню Светлой Пасхи открыли выставку "Российских храмов благовест святой"

Ко дню празднования Светлой Пасхи библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя приурочила выставку-экспозицию «Российских храмов благовест святой», в названия рубрик которой вошли поэтические строки русских поэтов, подчеркивающие значимость этого светлого праздника, дарящего веру и надежду на лучшее будущее.

В Симферополе ко Дню Светлой Пасхи открыли выставку "Российских храмов благовест святой"

«Святись, святись, Великий день, разлей свой благовест широко, и всю Россию им одень!» – восторженно писал в стихотворении «День православного Востока» Федор Тютчев об одном из самых радостных и почитаемых в православном мире весенних праздников – Светлом Христовом Воскресении, или Светлой Пасхе. Этот наполняющий душу светом и теплом праздник на протяжении многих столетий вобрал в себя самые ценные для славянской души понятия – мир и согласие, добро и щедрость души, любовь и прощение.

«Христос Воскрес! Опять с зарею рдеет долгой ночи тень, опять зажегся над землею для новой жизни новый день» (И. Бунин), «Издревле благовест над Русскою землею пророка голосом о небе нам вещал; Так солнца луч весеннею порою к расцвету путь природе освещал» (К. Бальмонт), «В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны» (А. Пушкин), «Повсюду благовест гудит, из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес!» (А. Майков).

«Основы православной культуры Крыма», «Праздников праздник», «18 пасхальных историй», статьи «Крымских известий», журналов «Полуостров сокровищ», «Крымский журнал», «Свой», другие издания рассказывают об истории, обычаях и традициях празднования Светлой Пасхи, в том числе на гостеприимной крымской земле. «С приездом Двора Крым выходил из своей зимней спячки…» – эти строчки книги «В тени царской короны» под авторством Фрейлины Веры Клейнмихель и графини Екатерины Клейнмихель стали цитатой раздела выставки, посвященного весенним приездам представителей Дома Романовых в «дорогую по воспоминаниям Ливадию».

Под напев молитв пасхальных и под звон колоколов

К нам летит весна из дальних, из полуденных краев.

(К. Фофанов)

«Светлое Христово Воскресение в Царской семье», «Романовы и Крым» Н. Калинина и М. Земляниченко, «Царская Ливадия в калейдоскопе ушедшего времени» Л. Прокоповой, «Русская Ривьера» А. Мальгина, «Дворцовая церковь в Ливадии: история Крестовоздвиженского храма» М. Земляниченко и другие краеведческие издания повествуют о том, как с приходом весны Императорская семья Николая II «спешила от сырости и холода Царского Села к цветущим садам Крыма». К слову, в пасхальные дни 1910 года состоялась церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца, приуроченная к 23 апреля – дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны. По словам краеведов, после завершения церемонии «духовенство с пением молитвы «Христос Воскрес» обошло начатые постройки, новую дорогу, территорию парка..., окропляя их святой водой».

«Мы здесь жили очень спокойно, отговели на страстной и очень скромно встретили Пасху» – писал Николай II матери о радостном периоде празднования Пасхи в Ливадии весной 1912 года. А последний приезд Царской семьи в «благодатный Крым» состоялся весной 1914 года, за неделю до Светлого Христова Воскресенья. Краеведы отмечают, что весной 1912 и 1914 гг. под личным руководством императрицы Александры Федоровны в Ялте проводились весенние благотворительные праздники цветов.

Представленная на выставке репродукция картины «Светлое Христово Воскресение» из альбома «Малоизвестные и занятные факты в истории Симферополя» крымского художника Леонида Герасимова подтверждает тот факт, что для каждого из нас визуальный образ Пасхи индивидуален. Для кого-то Пасха – это обязательное пасхальное богослужение и освящение пасхальной снеди, для кого-то – встреча за круглым столом с белой крахмальной скатертью в родительском доме, а для кого-то – просто радостный весенний день и нежная зелень листвы. Не случайно «День светлых чудес» – Светлую Пасху, воспевали Александр Пушкин, Аполлон Майков, Иван Бунин, Константин Бальмонт, Федор Тютчев и другие русские поэты разных эпох и творческих направлений. Пасхальная тематика присутствует и во многих произведениях русской классической прозы: «В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения…» (Н. Гоголь, «Светлое воскресение»), «Тут подошла и Пасха с ее прекрасной, радостной, великой ночью» (А. Куприн, «По-семейному»), «Пасха красная! Красен и день, и звон» (И. Шмелев, «Лето Господне»), «На другой день была Пасха... Гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, волнуя весенний воздух» (А. Чехов, «Архиерей») и др.

Украшением выставки-экспозиции стали макеты Успенского собора Московского Кремля и Московского Собора Василия Блаженного и, конечно же, обязательный «пасхальный атрибут» – пасхальные яйца, «писанки», о которых Иван Шмелев в «Пасхе» писал: «Я рассматриваю подаренные мне яички… – все волшебное».

На землю сходит светлый праздник Пасхи,

Волшебнее любой волшебной сказки,

Чудеснее любых земных чудес…

(А. Усачев, «К Пасхе»)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру