Как песня геофизика "Атланты" стала официальным гимном "Эрмитажа"

Его песня «Атланты» стала официальным гимном Эрмитажа, а самого ее создателя считают одним из основоположников жанра авторской песни в России.

 Ученый-геофизик, поэт Александр Городницкий в день своего 87-летия – в пятницу, 20 марта, в 13:40 – станет гостем Татьяны Устиновой в программе «Мой герой» на канале «ТВ Центр».

Его песня «Атланты» стала официальным гимном Эрмитажа, а самого ее создателя считают одним из основоположников жанра авторской песни в России.

Александр Моисеевич с гордостью причисляет себя к ленинградцам, хотя сейчас этот город и носит другое название. Ему на долю выпало испытание пережить блокаду. И до сих пор ярко и четко в памяти всплывают моменты войны, а иногда и фрагменты из довоенного Ленинграда.

– Недалеко от нас жил академик Иван Петрович Павлов, – делится воспоминаниями с Татьяной Устиновой гость программы. – И когда он умер в 1936 году, около Николаевского моста взорвали часовню. Она лежала большими кусками, и я спросил у папы: «А когда ее склеят?». Но ее уже не «склеили»…

Его мама была учительницей, папа – инженером-полиграфистом. В самом начале войны отца отправили в Омск – выпускать военно-морские карты. Сына же с мамой отослали в эвакуацию под… Новгород, где уже шли тяжелые бои. И лишь из-под Малой Вишеры, под бомбежками, последним эшелоном им удалось вернуться в город на Неве. А в июле 1941-го уже началась блокада. И только значительно позже Александру удалось выбраться по льду Ладожского озера на большую землю.

Вернуться обратно в разрушенный город получилось в 1945 году. С тех пор у всех ленинградцев есть два дня Победы: один – 9 мая, а второй – 27 января, в день снятия блокады.

– Один телеканал провел опрос на тему «Нужно ли было защищать Ленинград?». И 51%, в основном молодежь, ответили: «Нет. Лучше было бы спасти население», – с горечью рассказывает Городницкий в программе. – Но они не знали, что был дан приказ уничтожать всех. И даже не брать в плен. И мы, старики, виноваты, что не объяснили людям этого! Об этом трудно вспоминать. Но представления о войне у следующего поколения совершенно меняются.

Почему Александр Моисеевич не может сказать, что музыкальное образование «не стоит выеденного яйца»? Какой инструмент пытается сейчас освоить? Что подтолкнуло его к литературной работе? Отвечая на последний вопрос, Городницкий заметил:

– У меня все не как у людей. В 14 лет Володя Михайловский – сейчас известный маринист – уговорил меня пойти в кружок рисования в ленинградский Дворец пионеров. Но когда мы пришли, кружок был закрыт. Зато был открыт другой. Я просунул голову и услышал, как мальчики и девочки моего возраста очень красиво читают стихи. Мне понравилось. Чтобы туда приняли, надо было написать один рассказ или два стихотворения. Я побежал домой и написал стихотворения. Одно из них – «Умирающий гладиатор» – подозрительно смахивало на лермонтовское. А второе почему-то было про геологов. И меня взяли.

То, что сам когда-нибудь станет геологом, он даже не задумывался, –хотел поступить на истфак. Но на момент окончания школы с золотой медалью в 1951 году кампания по борьбе с космополитизмом в стране еще не кончилась, а «дело врачей» витало в воздухе. И с пресловутым «пятым пунктом» к институту, носящему гордое имя Жданова, Александру Моисеевичу, по его словам, бесполезно было даже подходить. Почему он не стал поступать в военно-морское училище? Как оказался в Ленинградском горном институте? Что окончательно повлияло на выбор вуза, и какое необычное испытание при поступлении пришлось выдержать? В программе Городницкий вспоминает об этом со смехом:

– С золотой медалью туда брали без экзаменов. Но почему-то надо было сдавать прыжок с 3-метровой вышки в воду. Плавать я абсолютно не умел. Я был в ужасе, но решил, что соберу все силы и спрыгну – не дадут же в советской стране погибнуть человеку! Когда скомандовали «Городницкий!», я, лиловый от страха и холода, влез на эту вышку, но когда посмотрел вниз, то понял, что никогда этого не сделаю. Повернулся, чтобы с позором уйти, но доска спружинила, я упал, и мне засчитали прыжок. Так я стал геологом. Я выбирал не специальность, а образ жизни.

Как появилась на свет первая песня? За что автора однажды чуть не убили бывшие заключенные? Из-за чего вместо урана герою выпуска пришлось искать никель? После чего гость программы отправился на поиски Атлантиды? Кого считает своими учителями Гордницкий-поэт и Гордницкий-ученый? Ответы на эти и многие другие вопросы ищите в новом выпуске программы «Мой герой». Своим мнением о мэтре со зрителями поделятся Олег Митяев, Вероника Долина, Татьяна Визбор, Михаил Богданов. А еще зрителей ждут стихи и песни в исполнении автора.

читайте также

Стюардесса Тамара из "Экипажа": как сложилась судьба актрисы

"Всадник без головы": почему Гойко Митич остался за кадром

Кин-дза-дза: открыты секреты пепелаца и панк-стиля на планете Плюк

Загадка дыры: как пенсионеры раскопали подземную пирамиду

Загадка дыры: как пенсионеры раскопали подземную пирамиду

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру