Режиссёр Погодин: "Сирийская соната" - это сказка для взрослых

На съемочной площадке в Крыму Олег Погодин рассказал о своей новой кинокартине

07.02.2020 в 19:32, просмотров: 1579

Режиссер популярных фильмов «Родина ждет», «Непобедимый», «Дом», «Крик совы» на съемочной площадке в Крыму рассказал о своем новом проекте, бескомпромиссно высказался о новых достижениях Голливуда и честно поделился впечатлениями от увиденного на полуострове.

Режиссёр Погодин:
На съёмочной площадке "Сирийской сонаты" в Судаке.

Справка МК

Олег Погодин родился 03.07.1965 в Сальске Ростовской области. После школы поступил во ВГИК - на сценарно-киноведческий факультет (отделение киноведения, мастерская Армена Медведева), которой с успехом в 1993-м окончил. Еще до вручения диплома проявил себя в создании видеоклипов для звезд отечественной эстрады (в том числе для Александра Маршала, Николая Носкова, Валерии). Работал и по специальности - публиковал критические статьи и обзоры в различных изданиях РФ, в том числе в профильном журнале «Искусство кино». К большим самостоятельным работам в кино и на ТВ пришел через опыт съемок сериала «Котовасия» (1997) и фильма «Триумф» (2000). Особой популярностью у поклонников отечественных боевиков до сих пор пользуется его мини-сериал «Родина ждет» (2003) с Валерием Николаевым, Дмитрием Дюжевым, Владимиром Турчинским и Павлом Деревянко в главных ролях. И его последующие картины, где он выступил в качестве и автора сценария, и режиссера, не подвели ожиданий зрителей: «Непобедимый» (2008), «Дом» (2011), «Крик совы» (2013).

- Олег Георгиевич, для того, чтобы разыграть свою «Сирийскую сонату», местом основной экспедиции вы выбрали Крым. Чем это обусловлено?

- Возможные съемочные площадки мы начали мониторить с Крыма. В окрестностях Судака нашли места, довольно-таки похожие на те, в которых происходит действие фильма, - на Сирию. Мы показали снимки нашему консультанту - сирийцу, и он подтвердил: очень похоже, иногда один в один. Это первое. Второе, нам нужен был просто отель, потому что основное действие происходит в отеле. Мы посмотрели несколько вариантов, и нам понравилась «Солдайя», руководство которой пошло навстречу... В итоге отель на несколько недель стал для нас и местом проживания, и съемочной площадкой.

- Такие условия не сказались на трудовой дисциплине?

- Нет, кино такая штука - не расслабишься.

- В большинстве своих фильмов вы выступали и автором сценария. Чем эта тема вас зацепила?

- Здесь изначально был другой сценарист. Он написал историю, от которой мы уже довольно так далеко отошли, а оставили только костяк - собственно говоря, захват симфонического оркестра террористической группой. Остальное всё уже придумано мной и другим сценаристом, то есть смысл мы вытаскивали просто со дна, так сказать, того, что было написано до этого. Поэтому я здесь не сценарист, а сосценарист - наверное, так можно сказать. К сожалению, по своим сценариям я за последние годы ничего не снял.

- На что опирались в развитии этой истории?

- Ну, в моей жизни такого, слава Богу, не происходило, и очень хочу надеяться - и не произойдет, даст Бог. А в жизни тех людей, которых я знаю, это всё было. Я знаю такую журналистку, с которой что-то подобное произошло. Вообще, я так вам скажу: от реальности отталкиваясь, можно уплыть далеко в сторону... Это мы и делаем, от реальности уплываем в сторону такого условного мира. Я бы даже сказал - это сказка для взрослых, а не реалистический фильм, в котором мы пытаемся копировать реальность, подражать ей. Искусство всегда подражает реальности, но иногда оно хочет, оттолкнувшись от реальности, преодолеть поле гравитации и сделать что-то совершенно иное. Жанровое кино - оно всё об этом. Если ты делаешь высокий жанр, то ты должен как бы оттолкнуться от реальности и взлететь. И если ты не взлетаешь, то значит, ты не сделал то, что ты хотел. Но реальность тянет, конечно, мы всё время спорим, что достоверно в кадре, что не будет достоверно, а хочется быть чуть более свободным. Если б мы снимали Чехова или экранизировали прозу Маканина, это было бы одно, я бы тогда держался реалистической системы координат, но здесь мы делаем сказку, приключенческий фильм... Но саспенса будет больше, не экшна - больше сцен ожидания, напряжения. Хотя и экшн будет тоже, но экшн здесь не главное. Я вообще с годами перестал любить экшн. Потому что с экшном произошла странная штука, он стал существовать как бы сам по себе, отдельно от истории, американцы в этом очень сильно преуспели, потому что там бюджеты растут, кассовые сборы растут, если им надо 40 машин разбить в кадре, они разбивают, не задумываясь о том, вообще нужно ли это делать по истории или не нужно, потому что зритель тоже за долгие годы приучился к этим инъекциям глупости, таким зрелищным... Кино не запоминается: посмотрел и забыл, потому что снимаются же не фильмы, снимаются кадры! Каждый кадр как на выставке павлинов. Один павлин кричит громче другого, что он красивее другого... Я посмотрел этих «Мстителей», с которыми все носятся как дурень с писаной торбой. Это же чудовищно просто, это ж не фильм, это гадость просто - в одном кадре один трюк, в другом трюк круче, чем в том кадре, в третьем кадре три трюка и движение камеры круче, чем в предыдущих двух, и так всё кино! В результате этого выходишь и ничего не помнишь, какой из кадров главный? Кино же это отбор, вообще искусство, помимо всего прочего, еще и отбор. Я больше не вижу отбора, поэтому я не хочу, чтобы мне давали безумные бюджеты. Я не хочу, чтобы мы шли путем подражания другим культурным ментальностям, которые сами по себе, собственно говоря, прекрасные, но не приживаются здесь. Я готов смотреть через забор на то, как хорошо живет сосед, но завидовать соседу я не собираюсь. Мы смотрим через забор на то, что делает Голливуд, и истекаем слюнями - это глупо, это пошло, это просто мелко, это недостойно нашей культуры. Надо уважать соседа, но не надо покупать костюм для того, чтобы этого соседа перещеголять. Если у меня есть хороший костюм, надо ему порадоваться и носить то, что у тебя есть... У нас есть то, что есть. У нашего фильма бюджет не безумный, поэтому я всю ставку сделал на внутреннюю историю, на актеров, которые, судя по всему, справятся с этой задачей: то, что я вижу сейчас, мне очень нравится.

В жёстком графике съемок Олег Георгиевич находил время и для журналистов.

- Для режиссера Погодина это уже не первая крымская киноэкспедиция...

- Да, фильм «Дом» снят осенью 2010 года под Симферополем. Я вообще никогда не снимаю под боком - в Москве не снято ни одного фильма до конца. У меня экспедиционными фильмами были «Родина ждет», «Дом», «Непобедимый»... Сначала это был «Человек востока», мы вначале съездили в Аргентину и несколько месяцев прожили, подготовили его, потом он не состоялся там по ряду причин. Мы вернулись и сняли эту же историю, переписанную, уже на Мальте, и в прокат она вышла под названием «Непобедимый» с Владимиром Епифанцевым в главной роди. «Крик совы» снимался в Санкт-Петербурге и в его окрестностях. Еще две другие картины, которые не состоялись, должны были сниматься тоже не в Москве. У меня карма такая, если в Москве начну снимать, буду считать, что это уже пенсия.

читайте также: Куценко, Лавроненко и Север сыграли "Сирийскую сонату" в Крыму

- Когда для себя открыли Крым?

- Первый раз в Крыму я побывал, когда был студентом. В Ялте жил мой товарищ, он уже закончил ВГИК тогда - вот к нему я и ездил. Это был, наверное, год 1989-й или 1990-й, потом я был в 1991-м и, по-моему, в 1995-м. А потом уже экспедиция в 2010-м и вот сейчас... Как Крым менялся за это время? Крым - прекрасен, всё, что Бог создал, - прекрасно. И всё, что человек натворил внутри деяний Бога, редко бывает столь же хорошо, как его деяния... Сегодня мы говорим, что Крым наш. Но то отношение к нему, которое я увидел, создает впечатление, что он ничей. И при Украине он был ничей, бесхозный, несчастный. Я поездил сейчас, посмотрел... Так загажен, а до уборки просто руки не доходят... Вне политики жить нельзя, но моя жизненная установка такая: у меня бабка украинкой была, вторая бабка была полькой, папа русский... не буду всех перечислять, и я жил в одном пространстве всегда. Единое пространство, в котором я родился и жил, оно у меня в моем сознании неделимое. У меня украинцы так же прекрасны, как и русские, белорусы, так же хороши, как и казахи, казахи изумительные и замечательные, как и грузины, грузины невероятные и замечательные, как и армяне... Мне хорошо со всеми, я не ищу врага. Поэтому ехать в Крым или не ехать, я даже не задумывался. Мне плевать, что там будут думать и буду я выездной куда-то или невыездной. В Америку я не собираюсь, в Европу я и так съезжу... Я живу просто, люблю людей, люблю искусство, люблю музыку, книги, литературу, вино хорошее. Я живу в удовольствие, а не во имя... Во имя живут только дураки. Спасибо Господу, что я здесь, Крым - прекрасное место!

"Кино-Крым" в руках режиссера.

"Сирийская соната"

В центре сюжета «Сирийской сонаты» история двух людей. Он - дирижер знаменитого симфонического оркестра, выступающего с концертом на российской военной базе. Она - журналистка, приехавшая сделать репортаж с места событий. С первых минут знакомства между ними вспыхивают чувства, но их первый романтический вечер в чужой стране становится единственным и полностью меняет их жизнь. Гостиницу захватывают террористы. За главными героями начинается настоящая охота. Единственной надеждой на спасение становится бывший муж журналистки. Только вот у не так давно расставшихся супругов - жесткий и неразрешимый конфликт. Теперь судьба героев оказывается в руках того, кто всегда мечтал отомстить… В фильме кинокомпании «Русский Север» (продюсеры Таня Стацман и Елена Север) снимаются Константин Лавроненко, Гоша Куценко, Елена Север, Владимир Ильин, Максим Коновалов, Ангелина Стречина, Николай Шрайбер, Антон Богданов, Виктория Маслова.