Евпатория на киноэкране: от царя до Мурки

В курортной здравнице с переменным успехом снимают кино уже сто лет

15.01.2017 в 21:56, просмотров: 7328

Впервые кинематографистов в Крыму увидели в 1908 году. Тогда французская кинофирма "Пате" при участии Иосифа Ермольева (создателя фильма "Отец Сергий") снимала видовые фильмы. А уже через три года после этого знаменательного события Александр Ханжонков снимал в Ялте исторический фильм "Оборона Севастополя", который осенью 1911 года был показан в Ливадии царю Николаю II и его семье. А Евпаторию впервые на экране увидели в начале 1915 года.

Евпатория на киноэкране: от царя до Мурки

Поводом для съемок  послужил  «Съезд по улучшению отечественных лечебных местностей», который проходил в Санкт-Петербурге. Съезд был очень представительным, не был забыт ни один город или местность, имевшие курортный, лечебный и туристический интересы.  По результатам съезда Ялте и Евпатории был присвоен статус Всероссийского курорта. Евпаторийские городские и уездные власти готовили для съезда доклады, а также о Евпатории был снят фильм. Позже его использовал в своих лекциях петербургский доктор А.М. Брамсон, много сделавший для популяризации Евпатории как курорта. Расходы на съемки фильма тогда составили 1000 рублей. К сожалению, судьба этого фильма неизвестна… До наших дней сохранился фильм 1916 года, который был снят 16 мая. В этот день Евпаторию посетила царская семья, которую с большим воодушевлением встречал весь город. Они посетили караимскую кенассу, православный храм, военный госпиталь, дачу Дувана…

После революции были созданы документальные фильмы «Сольпром» (1928) и «Мамайские каменоломни» (1928), рассказывающие о соледобыче из местных озер и добыче местного строительного камня – ракушечника. Годом раньше в Евпатории и окрестностях снимался фильм «Евреи на земле», об освоении заброшенных крымских земель еврейскими коммунами, подобными современным кибуцам в Израиле. Режиссер фильма Абрам Роом был и соавтором сценария вместе с литератором Виктором Шкловским и поэтом Владимиром Маяковским. Ассистент режиссера Лиля Брик находила время для романтических встреч с поэтом, отдыхавшим в Евпатории.

Художественный потенциал

Пришло время, и кинематографисты «открыли» Евпаторию, как перспективное место для съемок художественных фильмов, особенно исторического плана. В Евпатории сохранилось много дореволюционных зданий и памятников давних лет, привлекали морские пляжи и степные пейзажи, яркое солнце и теплый климат. Но снимались ли довоенные советские фильмы в Евпатории, узнать не удалось. По воспоминаниям одной из старейших жительниц города Л.А. Минаковой, в 1920-х годах она ребенком проходила с матерью через средневековые ворота, и была напугана, увидев сидевших в нишах грозных сторожей в пышных нарядах с алебардами. И мать ей сказала, что это снимают кино. Что это был за фильм, снимали до войны еще что-то, узнать не удалось.

Поэтому летопись художественных кинофильмов, снимавшихся в Евпатории, начинается уже в послевоенные годы. Мы вспомним только самые значительные из них, по праву вошедшие в золотой фонд советского кино и не забытые сегодня.

«Мы с Вами где-то встречались» -  один из первых фильмов, сцены которого снимались в Евпатории. Режиссеры Николай Досталь (старший) и Андрей Тутышкин, в главных ролях – Людмила Целиковская и Аркадий Райкин. Это веселая сатирическая комедия, построенная в основном на интермедиях в исполнении известного эстрадного артиста-сатирика. Съемки на вокзале Евпатории проходили в 1953 году. Здесь герой Райкина отстал от поезда и с этого начались его приключения. Интересно, что после войны еще многие поезда ходили на паровозной тяге. Фильм прошел по экранам с большим успехом и до сих пор его можно увидеть по телевидению. Участие в кино принесло Аркадию Райкину еще большую известность и популярность. Вероятно, находясь в Евпатории, он обещал приехать в город для выступлений со своим театром. Много лет евпаторийцы ждали его приезда, но этого так и не случилось. Однажды с концертом побывал его сын Константин Райкин, тоже обладавший большим талантом эстрадного артиста. Но он решил выбрать другой путь, и уже много лет – актер и руководитель театра «Сатирикон» в Москве…

В 1957 году вышел первый фильм «Сестры» Григория Рошаля, снятый по первой части трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам». В этой картине снималась целая россыпь известных советских актеров того времени: Руфина Нифонтова, Николай Гриценко, Вадим Медведев... По воспоминаниям старожилов, съемки проводились на пляже за городом, и даже в городском театре. Но определить места съемок, просматривая фильм, сегодня уже затруднительно.

Следующей экранизацией романа «Хождения по мукам» был 13-серийный фильм в 1977-м, и его создатели считали, что телеверсия более подходит для этого творения, чем сокращенная киноверсия. Сюжетные сцены, относящиеся к Евпатории перед войной 1914 года, также были представлены в расширенном варианте. Режиссер Василий Ордынскийк участию в съемках целое созвездие популярных актеров: Юрий Соломин, Михаил Ножкин, Михаил Козаков, Николай Еременко, Лев Дуров, Сергей Никоненко… Впервые дебютировала в кино Ирина Алферова в роли Даши.

Автору случилось наблюдать съемку эпизода с ее участием на стадионе «Авангард». Был сооружен павильон, изображавший часть палубы парохода. Актриса двигалась справа налево и изображала удивление, как будто кого-то встретила. Ассистенты с тазиками, наполненными водой, сидели на корточках перед «палубой» и направляли блики на лицо Алферовой. Это была сцена встречи на волжском пароходе Даши и Телегина. Но партнер актрисы Юрий Соломин отсутствовал, и снимали «половину» без него. Впоследствии оказалось, что эти евпаторийские кадры в фильм не вошли, а сцену пересняли уже на Волге.

Городская классика

«До свидания, мальчики» - фильм в 1964 году снят по одноименной повести писателя Бориса Балтера (1919-1974), рассказывающей о жизни трех друзей в предвоенной Евпатории. Она во многом автобиографична: Балтер вырос в Евпатории, окончил здесь школу. Режиссер Михаил Калик, соавтор Балтера как сценарист, глубоко прочувствовал и достоверно отразил приметы и дух того времени. К участию в фильме он привлек замечательных советских артистов многих поколений. Молодые актеры Евгений Стеблов, Михаил Кононов, Виктория Федорова, успешно начинавшие свой путь в кино, тоже оказались на высоте. Будущий режиссер Николай Досталь, сын режиссера Николая Владимировича Досталя (снимавшего здесь фильм  с А. Райкиным), дебютировал как актер. Картина шла с большим успехом на советских экранах…

Но судьба фильма оказалась такой же трудной, как и у самих Балтера и Калика. Их творчество подвергли несправедливой и жестокой критике, Калик в 1971 году даже уехал в Израиль. Борис Балтер умер, далеко не реализовав свой творческий потенциал. Фильм был под запретом, и только в конце 1980-х зрители увидели его в полной авторской редакции. Тем не менее, и книга, и фильм стали в Евпатории культовыми, и наверное, на все времена.

В конце «советской перестройки» Михаил Калик снял по своему сценарию фильм «И возвращается ветер» (1991). В этой автобиографической драме документальные и игровые кадры сочетаются с отрывками прежних фильмов Калика. Как и прежде у него снимались великолепные актеры: Алла Балтер, Борислав Брондуков, Эммануил Виторган, Станислав Говорухин, Олег Ефремов…

В сентябре 2011 года в Евпаторию приехали Евгений Стеблов и Николай Досталь с творческим вечером. Они провели экскурсию по местам съемок фильма «До свидания, мальчики» и приняли участие в торжественном открытии закладного камня будущего памятника Борису Балтеру.

Вместе с Владимиром Высоцким в фильме «Плохой хороший человек» (1972) – о  съемках мы подробно рассказывали в одном из осенних номеров «МК в Крыму» - снимались  Олег Даль, Людмила Максакова, Анатолий Папанов, Анатолий Азо… Режиссер Иосиф Хейфиц называл этот фильм своим «самым любимым». Но он почему-то не понравился советским кино-чиновникам, и сравнительно мало был в прокате. А между тем получилась одна из лучших экранизаций произведений Чехова, в данном случае повести «Дуэль».

Съемки проходили за городом на берегу моря, где были построены сооружения, изображавшие «кавказский курорт». Другая часть съемочной работы велась в старой части Евпатории, что привлекало много зрителей. Фильм и сегодня с успехом идет на телевизионных экранах. 

Фильм киевской студии им. Довженко «Марина» (1974) снимал режиссер Борис Ивченко по мотивам произведений писателя Бориса Лавренева. В основу сценария Александра Сацкого был положен одноименный рассказ, действие которого происходит в Евпатории.  В нем повествуется о военном времени 1916 года в России, о романтической любви подпоручика Извольского (Владимир Конкин) и рыбачки Марины (Ирина Шевчук). Участвовали и другие любимцы публики - Константин Степанков, Борислав Брондуков…

Фильм получился красочный и привлек зрителей. Но кинокритики осталась им недовольны: «В фильме романтические краски наложены гуще, чем у писателя, но без лавреневской простодушной упоенности, отчего вся эта красочность кажется холодной и искусственной. <…> Фильм по своей природе какой-то вяло уживчивый, впускающий на свою площадь что придется» («Советский экран» № 24, декабрь 1975 года).

Вероятно, сказалось сравнение с известным фильмом по рассказу Лавренева «Сорок первый», а также Владимира Конкина в этой роли с его предыдущим кинообразом Павки Корчагина. Кроме того, в те времена в ходу была поговорка: «Есть фильмы хорошие, есть фильмы плохие, и есть фильмы студии Довженко».

Фильм для детей «Приключения маленького папы» (1979)  – редкое явление среди тех, съемки которых проходили в Евпатории. Он был снят режиссером Дмитрием Крупко по книге Александра Раскина «Как папа был маленьким». Роль «взрослого папы» сыграл  невероятно популярный тогда Александр Демьяненко. Для жителей города фильм был интересен еще и тем, что одним из героев экрана стал знаменитый евпаторийский одноколейный трамвай.

Сложные темы

Режиссер Аян Шахмалиева и сценарист Елена Лобачевская выбрали трудную тему – психологию взаимоотношений в специнтернате для детей с больным позвоночником. Роли «взрослых» в фильме «Это было у моря» (1989) исполнили известные актрисы Нина Русланова, Светлана Крючкова, Валентина Титова, а в одной из главных ролей «детей» выступила знаменитая девочка-поэт Ника Турбина (1974-2002). Фильм не скрывал жестокости и несправедливости в среде юных героинь фильма, и отношение к нему было неоднозначным. Но он не забыт, его вспоминают и обсуждают в сетях.

События фильма происходили в курортной зоне приморского южного города, и натурой  его стали санаторий «Южный» и сама  Евпатория. Как и многие другие «евпаторийские» фильмы, картина заслуживает отдельного и подробного рассказа.   

Детективный фильм «Смерть в кино» (1990) режиссера Константина Худякова, относится к жанру «кино про кино». Опытные сценаристы Эдуард Володарский, Валентин Черных и Валерий Фрид «лихо» закрутили интригу с мнимым убийством во время «гулянки» участников съемок на Ялтинской киностудии. Главную роль - сторожа, бывшего сотрудника НКВД, сыграл актер Театра на Таганке, друг Владимира Высоцкого, Иван Бортник. Также в фильме снимались Анатолий Ромашин, Леонид Каневский, Ирина Розанова, Елена Шанина, Влад Галкин… Но фильм событием не стал, вероятно из-за надуманности сценария и надежды, что его «вытянут» приглашенные актеры. Как отмечал кинокритик: «В новом своем фильме режиссер попытался киноигру превратить в реальность. Не получилось. Может быть, потому, что в этом случае он шел от искусства к жизни, а этот путь нашему кино всегда давался с трудом?..».   

Интересный и веселый комедийный фильм «Менялы» (1992) режиссера Георгия Шенгелия и сценариста Алексея Тимма рассказывает о времени накануне денежной реформы 1961 года. Заранее было известно, что номинал купюр потеряет один ноль, а прежние мелкие медные деньги останутся в ходу. Собрать большую сумму меди было непростой задачей, но герои фильма решили таким образом приобрести капитал, скупая запасы мелочи у простодушных аборигенов «южных регионов». В главной роли снялся Владимир Ильин, его брошенную подругу играла Валентина Теличкина. Ряд сцен снимался в Евпатории, а гостиница, где останавливались герои фильма – «Украина».Фильм получил Специальный приз жюри фестиваля комедийных фильмов «Золотая трость Чаплина» (Швейцария-92).

Распад СССР отразился и на отлаженной системе кинопроизводства. Ялтинская киностудия потеряла свое значение и была близка к полному исчезновению. Прекратились и съемки фильмов в Евпатории. Только в конце первого десятилетия XXI века киношники стали изредка вспоминать об этом городе. Но, к сожалению, ничем выдающимся этот период не отмечен. Сериалы «Смерть шпионам-2» (2008), «Всегда говори «всегда» (2012) знают только его поклонники. Фильм «На игре 2. Новый уровень» (2010) режиссера и писателя Павла Санаева не получил хороших отзывов рецензентов…

Но теперь, будем надеяться, положение изменится к лучшему. В российском Крыму и Евпатории снимали сцены российского сериала «Мурка» (2014), в этом году прошли съемки российского сериала «Неуловимые» (2016). Они скоро выйдут на телевизионные экраны. В них принимают участие звезды российского кино и телевидения. Уже прошел по ТВ снимавшийся в Евпатории 4-серийный фильм «Боцман Чайkа» (2014) с участием известных и талантливых актеров - Дмитрия Харатьяна, Армена Джигарханяна, Ады Роговцевой, Нонны Гришаевой, Ирины Апексимовой, Татьяны Догилевой, Марии Порошиной, Ксении Раппопорт, Кристины Бабушкиной. Но звезды все же не смогли превратить этот фильм в настоящее кинособытие. Создатели каротины выбрали на редкость избитый сюжет: неугомонный боцман-ловелас в поисках жены, а иначе его не возьмут в рейс. Но зрители отзываются по-своему и доброжелательно:«Фильм веселый и суматошный. Отражены все типажи невест, причем очень современно, тонко и с юмором. Люблю Харатьяна! Приятно, что в фильме автомобили с номерами Краснодарского края (мы даже подумали, что снимали где-нибудь на наших Кубанских курортах)! И очень радует множество знакомых и очень неплохих актёров! Спасибо!».

К тому же Евпатория и ее достопримечательные места представлены в фильме в большом объеме. Так что не будем считать это произведение неудачей, наверное «фильмы разные нужны, фильмы разные важны». Ведь в конце концов за них голосует зритель. Многие фильмы прошлых лет, в свое время раскритикованные или преданные анафеме, до сих пор помнятся и находят своего зрителя, занимают свое место в истории российского кино. Как и Евпатория, ставшая для многих поколений кинематографистов прекрасным местом для творческих свершений. Пусть эта традиция сохранится и в будущем, и мы еще увидим замечательные фильмы российского производства с «евпаторийскими кинокадрами».