Проблемная родственная связь
Родственная связь с самым известным революционером всегда создавала проблемы в жизни младшего Ульянова. Еще с детства он мечтал приобрести самую благородную специальность - стать врачом и бороться с многочисленными эпидемиями, которые потрясли Россию в конце XIX - начале XX века. Можно вспомнить, что в 1892 году холерой заболело 600 тысяч человек, половина из заболевших умерла.
С 1893 года Дмитрий учился в Московском университете. Но руководство вуза и власти все время подозревали, что, будучи братом известного Ульянова (Ленина), он не может быть не связан с революционерами. Поэтому его время от времени арестовывали, проводили обыски, но, не найдя компромата, отпускали. Еще не окончив университет, Дмитрий отправился в Одессу, где проработал несколько месяцев врачом, но опять же был по подозрению арестован и просидел несколько месяцев в одесской тюрьме. Затем он оказался и в киевских застенках, причем опять же без всяких доказательств - просто как брат Ленина. Из-за всех этих передряг на V курсе (9-10-й семестры) ему пришлось учиться в стенах университета в Юрьеве. В 1901 году Дмитрий окончил медицинский факультет Императорского Дерптского университета.
В 1905 году Дмитрий Ульянов узнал об эпидемии холеры в Акмолинской области (сейчас Казахстан) и послал запрос на участие в ее ликвидации. На месте он подробно изучил причины возникновения холеры в районе и выступил с докладом. Слушатели узнали, что распространению болезни способствует то, что владельцы заводов и фабрик сливали в реки неочищенную воду, и, на основании этого, Ульянов потребовал установки специальных фильтров.
С полуостровом у Д. И. Ульянова связан не один год жизни. Дмитрий Ильич приехал в Крым в 1911 году и стал работать уездным врачом в Феодосии (потом в 1917 году он официально поменялся местами службы с евпаторийским санитарным врачом Крыловым), где добился от земства увеличения средств на санитарное дело, проведения водопровода и бурения новых артезианских колодцев. А когда в 1914 году началась Первая мировая война, его призвали в армию. Дмитрий писал:
- Дорогая мамочка! Я призван на войну и назначен врачом в Севастополь. На днях еду туда, купил уже сапоги со шпорами, шью мундир и шинель, покупаю шапку и т. д. и завтра буду совсем военным человеком. Назначен в госпиталь, так что совсем хорошо… Вчера и сегодня сижу и осматриваю запасных у воинского начальника… Врачей забрали почти половину.
Он переехал в Севастополь, получив после мобилизации назначение ординатором во 2-й Севастопольский военный госпиталь. Служил в Одессе, в сануправлении Румынского фронта, где дослужился до чина капитана. 22 февраля 1917 года Дмитрий Ильич был награжден орденом Святой Анны 3-й степени «За отлично усердную службу и труды, понесенные по обстоятельствам военного времени».
Вот что написала о Дмитрии его первая жена А. И. Нещеретова: «Выше среднего роста, темный шатен с умными карими глазами… Энергичный, порывистый, подвижный, он, где бы ни появился, вносил оживление и бодрость. Рассказывая о чем-нибудь, Дмитрий Ильич быстро увлекался, вскакивал и ходил по комнате, куря папиросу за папиросой. Чистая, красивая его речь буквально ласкала ухо. Больные, которых ему приходилось лечить, относились к нему с неизменным доверием - они были буквально очарованы его доброжелательным и отзывчивым отношением».
Связь с Каплан
В 1917 году, сразу после революции в Петрограде, начинают вспыхивать восстания по всей России, в том числе и в отдельных городах Крыма.
- В сражениях под Бахчисараем и дальше к Симферополю, - писал Дмитрий родственникам, - я работал в качестве врача и перевязывал раненых.
Но существует и много рассказов местных краеведов о его жизни в Евпатории в 1917 году. На улице Пушкина расположен так называемый «Дом каторжан», в котором, по их сведениям, разгорелся роман Дмитрия с… Фанни Каплан, которая в будущем будет стрелять в его родного брата - Ленина. Кроме того, об отношениях Фанни Каплан и Дмитрия Ульянова рассказал в своих воспоминаниях Виктор Баранченко (известный автор книги о Гавене в серии «ЖЗЛ» - «Жизнь замечательных людей»). С Фанни Каплан он познакомился в Евпатории, где также поправлял свое здоровье в «Доме каторжан», а его жена, эсерка Фаина Ставская, была подружкой Фанни.
Как она попала в Крым? В 1906 году Фанни Каплан покушалась на генерал-губернатора, и бомба взорвалась в ее номере гостиницы, оставив шрамы на ее лице и теле. Ее приговорили к смерти, но потом отправили на каторгу, где она познакомилась со знаменитой Марией Спиридоновой (ее зрители недавно могли увидеть в сериале Андрея Кончаловского «Хроники русской революции»). А в марте 1917-го Каплан освободили по указанию Керенского, и она отправилась поправить здоровье на полуостров.
Евпаторийский краевед Павел Хорошко рассказывает, что, по его сведениям, когда Фанни в 1918 году допрашивали чекисты как основную подозреваемую в покушении 30 августа 1918 года на Ленина, она сказала, что перед первым выстрелом вспомнила Дмитрия на мысе Тарханкут (а ведь от города до мыса много километров - получается, что Дмитрий и туда возил свою подругу?). По информации краеведа, 10 страниц допроса, связанных с показаниями о ее пребывания в Крыму, отсутствуют, так как ставилась задача не связывать семью вождя с террористами.
Но как Дмитрий успевал всё? Ведь, по официальным данным, в Евпатории он стал заместителем председателя подпольного уездного ревкома. Но главное, он при этом работал по специальности: в Мамайских каменоломнях возле Евпатории скрывался партизанский отряд «Красные каски», и при свете факела Ульянов-младший проводил операции раненым.
В 1919 году в Крыму была организована Крымская Советская Социалистическая Республика, и с апреля по июнь Дмитрий находится в Симферополе - он был избран членом обкома партии, назначен наркомом здравоохранения и социального обеспечения, заместителем председателя Совнаркома.
На этой должности Дмитрий не забывает о раненом брате, который еще отходил после выстрелов Фанни Каплан. Он пишет письмо сестре Марии:
- …передай Володе, что в Евпатории… у самого берега моря я присмотрел ему помещение, чтобы он хоть 2-3 недели мог отдохнуть, покупаться и окрепнуть. Тут есть все приборы для… терапии и можно полечить ему руку. Тем более, что он никогда не видел нашего Черного моря.
Известно, что Ленин так и не был никогда в Крыму, и, возможно, если бы он полечился крымскими грязями, прожил бы намного дольше (Ленин умер в 1924 году).
Создатель всесоюзной здравницы
Хотя Крымская ССР и состоялась, но просуществовала лишь 45 дней. Только через полтора года, в ноябре 1920-го, Дмитрий Ульянов смог вернуться в Симферополь. Он был назначен особоуполномоченным по организации курортов в Крыму, а потом и наркомом здравоохранения Крыма. Поздним вечером 24 декабря 1920 года в кабинет Д. И. Ульянова в гостинице «Большой Московской» (находилась на углу улиц Салгирной (Кирова) и Малобазарной (Некрасова), в районе нынешнего Музыкального театра) принесли историческую телеграмму, начинающуюся словами: «Симферополь, Ульянову. По прямому проводу. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». На основании этого декрета за один день он подготовил доклад «Об организации всесоюзной здравницы», с которым и выступил перед руководством республики. Так что Дмитрий Ильич стоял у истоков превращения Крыма во всесоюзную здравницу.
Под руководством наркома здравоохранения были сделаны первые шаги в курортном строительстве на полуострове. Все его интересовало в этом направлении - национализация дворцов, вилл, поместий, их приспособление под санатории, сбережение ценного (стоимостью в десятки миллионов рублей) имущества от расхищения и порчи, выработка правил отбора больных на лечение на курортах, организация отборочных комиссий, ведь Дмитрий в тот момент был руководителем ЦУКК - Центрального управления курортами Крыма. А когда в начале 1921-го Дмитрий Ильич выехал в Москву с докладом «О снабжении курортов Крыма», там было принято решение передать в Крым большое количество имущества из военного ведомства.
Уже в первый курортный сезон 1921 года санатории смогли принять одновременно около восьми тысяч человек. Впервые в мировой истории во дворцы и особняки бывших царей, князей, капиталистов, помещиков приехали на отдых и лечение простые люди: раненые красноармейцы, рабочие из Москвы, Петрограда, Иваново-Вознесенска, бедняки-крестьяне.
При поддержке Ульянова утвержден проект молодого профессора-историка Бориса Грекова об устройстве Таврического центрального архива, дом А. П. Чехова был объявлен народным достоянием, а известный писатель В. В. Вересаев назначен комиссаром просвещения Феодосийского уезда. Об этой его работе в 1987 году на «Одесской киностудии» был снят интересный фильм «В Крыму не всегда лето».
Крымский интеллигент
В Крыму Ульянов-младший застал и красный террор. Его размах вызывал ужас у самих большевиков, и в Москву было направлено немалое количество писем с протестами. Часть крымского руководства, включая и Дмитрия Ильича, также находила чрезмерным его масштаб, а Ульянов, ответственный за организацию санаториев и курортов, понимал важность привлечения к этому делу специалистов - врачей и инженеров.
Существуют, правда, и воспоминания крымских работников о том, что был у Дмитрия и «комплекс младшего брата». Был случай, когда Ульянов пришел на заседание правительства Крыма в нетрезвом состоянии и кричал: «Я - Ленин!»
Крымский историк, автор книг Вячеслав Зарубин рассказывал:
- Мне Дмитрий Ильич очень симпатичен, он как-то вжился в Крым, такой образ крымского интеллигента со свойственными такому типу южными похождениями. Мог и романс спеть, подыгрывая на гармошке. Добродушный, веселый гуляка. Он весьма отличался от своего брата. И кучу народа спас. Никаких следов его причастности к красному террору в Крыму нет. Хотя и был в руководстве Крыма в 1920-1921 гг., когда тут свирепствовали Землячка и Бела Кун. Максимум, что мне удалось найти, - что Дмитрий Ильич входил в «тройку» по «чистке» Таврического университета. Но там ведь никого не расстреляли. Да, он выпивал. За ним это фиксируется еще до террора. Его ведь, в конце концов, и убрали из Крыма за чрезмерное пьянство.
С 1921 года Дмитрий Ульянов жил в Москве, где работал в Наркомздраве, Коммунистическом университете им. Свердлова, Коммунистическом университете трудящихся Востока, в научном секторе поликлиники Сануправления Кремля, а также вел работу в Центральном музее В. И. Ленина. В 1930-х годах вместе с младшей сестрой Марией Ульяновой написал воспоминания о Ленине. В 1941-1942 годах жил в эвакуации в Ульяновске, в доме, где родился. Умер 16 июля 1943 года в Горках от приступа стенокардии. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. И только от него из всей семьи Ульяновых остались потомки: дочь Ольга и сын Виктор, внуки Владимир и Мария, правнуки Александр, Надежда и Мария.