С чего начиналась программа реабилитации для бойцов СВО, рассказывает член Центрального штаба Народного фронта, руководитель Службы сопровождения ветеранов СВО, военный корреспондент Первого канала Ирина Куксенкова.
- Работа продолжается третий год, - отмечает Ирина Юльевна. - Мы начинали с Тульской области. Там есть город Алексин, где находится паралимпийская база. Сначала мы поняли, что, по статистике, более 85 % ранений являются осколочными. Сами понимаете, идет война дронов и определенное количество ребят пошло с ампутациями. Система не была рассчитана на такое количество таких ранений.
На паралимпийской базе в Алексине участники «Народного фронта» постарались создать для ветеранов СВО идеальный мир.
- Сделали так, как оно должно работать на самом деле, - уточняет Ирина Куксенкова. - То есть парни не ходят по инстанциям и не собирают бумажки, а это и с двумя ногами, а уж без одной или двух - очень тяжело. Все службы медицинские, следственные органы, юридические, социальные приезжали прямо на базу. Получилось, как единое окно, где ребята получали все основания для возможности получить протез. Причем качественный. С нами работают одни из лучших протезистов в стране. И еще никто из ребят не пожаловался. А были случаи, когда приезжали ребята уже с протезами. Но они не могли ходить, натирало. И мы их препротезировали.
Крым в историю реабилитации бойцов включился не случайно: сама Ирина Куксенкова восстанавливалась после ранения на полуострове.
- Оно само собой, органично пришло нам в голову: а вот же Крым, - восстанавливает хронику событий собеседница. - Крым - наша гордость, наше сердце, то, с чего все начиналось, то, за что все боролись и болели. Я после ранения сама проходила реабилитацию в санатории Минобороны в Саках. Тогда я не верила, что какая-то реабилитация может мне помочь. Очень тяжело передвигалась. А через 21 день с рюкзачком, в котором были все мои вещи, весом 15 кг, я пешком просто ушла. Это сработало, я в это поверила. И мы после этого стали задумываться, что Крым - это волшебно.
А раз реабилитация в Крыму сродни волшебству, было принято решение проводить ее с особенным подходом.
- Крым мы определили для ребят с травмами головного мозга, нарушениями спинно-мозговой деятельности, - вспоминает Ирина Юльевна. - У нас это именно для бойцов бригады спецназа, которые выполняют специальные задачи и на которых идет специальная нагрузка.
Совершенно неожиданным, крымским методом на полуострове проводится психологическая реабилитация для бойцов спецназа.
- Мы знаем, что наши мужчины не хотят никаких психологов, - говорит Ирина Куксенкова. - Во многом это русская ментальность сильного мужчины. И мы подумали, как же сделать так, чтобы ребята психологически разгрузились. И вот была придумана история с Артеком, встречами с детьми. Как у бойцов горят глаза, как они хотят жить. Это мощный внутренний запал для дальнейшего восстановления.
Своими планами полностью восстановиться делится один из участников «Перезагрузки».
- Изначально по прибытии я был скептически настроен: как может грязь помочь, - признается военнослужащий. - Но я был неправ. Во-первых, просто необычная красота. Я впервые в Крыму, впервые увидел море. Я не только телом, но и душой восстанавливаюсь здесь. По приезде не мог ставить ногу раненую на землю, а за неделю могу полностью опираться на нее. Помогают и грязь, и ванны, и массаж. Но особенный вклад в мое выздоровление внес человек, который преподает ЛФК. Это мне очень помогает. Пообещал, что я уеду из Крыма без костылей.