Чудеса Павлотоса: Крымскому мастеру по трюкам и спецэффектам в кино исполнилось бы 85

Чудеса Павлотоса: Крымскому мастеру по трюкам и спецэффектам в кино исполнилось бы 85
Фото из архива В. Павлотоса.

12 августа мы отмечаем день рождения изобретателя и постановщика технических трюков в кино Валерия Павлотоса. Ему исполнилось бы 85 лет. Валерий Павлович - легенда Ялтинской киностудии: полвека в большом кино, участие в производстве более 200 картин, где требовались неординарные инженерные решения, необычные декорации и сложные сооружения.

Он был уникальным специалистом по киносъемкам в горах и под землей, на море и под водой. И помогал снимать не как теоретик - советами и идеями, а сам взбирался на скалы и погружался с аквалангом на дно, поскольку был спортсменом-экстремалом. Валерий Павлотос активно занимался подводным плаванием, альпинизмом, скалолазанием, спелеологией, горными лыжами, виндсерфингом… И все эти его навыки оказались востребованными в кино.

Невесомость по заказу

После триумфального шествия по экранам фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» (1968) ялтинскому специалисту по чудесам в кино Валерию Павлотосу предложили придумать советский вариант невесомости для актеров. Как это было, мне рассказывал сам Валерий Павлович:

- В 1971 году мои давние друзья оператор Андрей Кириллов и художник Константин Загорский познакомили меня с режиссером Ричардом Викторовым. Все они были творческим ядром фантастического фильма-дилогии «Москва - Кассиопея» и «Отроки во вселенной» и уже собирали материал по космическим полетам: по сценарию действие происходило на звездолете, летящем к созвездию Кассиопея. И, конечно же, все тогда были под впечатлением картины Кубрика, получившей «Оскар» за спецэффекты. Особо впечатляли кадры прохода стюардессы по стенам и потолку отсека звездолета. Режиссер поинтересовался, смогу ли я сделать что-нибудь подобное?

Валерий Павлович ответил, что не в его правилах копировать чужой опыт, и через некоторое время предложил свой вариант создания невесомости в кинокадре. На натурных площадках в Ялте и в павильонах киностудии им. Горького были построены уникальные декорационные сооружения: «Коридор звездолета», «Командный отсек космического корабля», «Звездное небо».

Фото из архива В. Павлотоса.

Внутри этих сооружений и на фоне бесконечного космоса бегали, прыгали, вращались и летали герои космической экспедиции. Юные актеры-космонавты без дублеров выполнили все трюки с помощью подвесных систем и альпинистских страховок, спрятанных под одежду. Но главный секрет невесомости реализовали на Ялтинской киностудии в «Коридоре звездолета». Эта декорация длиной 18 метров была установлена на 12 роликовых опорах, что позволяло вращать ее на 360 градусов в горизонтальной плоскости. Кинокамера жестко закреплялась в дальнем конце коридора и вращалась вместе с ним. А космонавты бежали прямо на объектив. Эта сцена снималась в четыре приема…

- Нам удалось добиться «невесомости» не для одного персонажа в кадре, как у Стэнли Кубрика, а сразу для трех «космонавтов», - не без гордости за советский кинематограф рассказывал Валерий Павлотос. - И ведь каждый из них перемещался в безопорном пространстве по собственной траектории, отличной от траектории других персонажей. Это обстоятельство совершенно запутало членов жюри Международного конкурса технических фильмов (UNIATEC) - авторитетных специалистов, которые после просмотра нашей «невесомости» спорили друг с другом до хрипоты, пытаясь определить, как это было снято. Но ни один из них не сумел правильно ответить на этот вопрос.

Тайна «Инопланетянки»

В 1985 году на киностудии им. Горького снимали фильм Якова Сегеля «Инопланетянка». По сценарию, прилетевшая на Землю инопланетянка могла преодолевать земную гравитацию. В кадре она отрывалась от пола и парила вдоль книжного стеллажа, на лету прочитывая сотни книг, а также ходила по стенам и потолку самой обычной московской квартиры. Решить техническую часть этого чуда поручили группе Валерия Павлотоса.

- Одно из приспособлений представляло собой книжный стеллаж, вдоль которого перемещалась по вертикали и горизонтали каретка с металлическим поясом, к которому крепились шортики из плотной ткани, сшитые по фигуре актрисы Лилии Алешниковой, - делился секретом Валерий Павлович. - Шорты были спрятаны под одеждой, и наша инопланетянка взмывала вверх и перемещалась вдоль книжного стеллажа, размахивая руками и сгибая колени. При этом всеми ее перемещениями мы с помощью рычагов и контргрузов управляли из-за декорации.

Фото из архива В. Павлотоса.

В другой комнате с мебелью ялтинцы придумали для инопланетянки своеобразное «беличье» колесо диаметром 6 метров, вращающееся на 360 градусов в горизонтальной плоскости на 4-роликовых опорах. При этом камера также вращалась вместе с комнатой - установленная на специально изготовленной выносной консоли камера не меняла своего положения относительно стен, потолка и пола, и с ее точки зрения никакого вращения комнаты не было видно. А инопланетянка как бы ходила по стенам и потолку. Правда, движение по плоскости с 30-градусным уклоном оказалось непростым испытанием для актрисы, требовалась для этого особая физподготовка, поэтому съемка производилась не сплошным отрезком, а поэтапно - отдельными фрагментами, с остановками камеры.

В кадре - ковер-самолет

В сказке все просто сказывается, но как это показать на экране - пришлось придумывать Валерию Павловичу для киносказки Михаила Юзовского «После дождичка, в четверг». Режиссер заказал ялтинцам полеты на ковре-самолете и в павильоне, и на природе (Инкерманский карьер, плато Ай-Петри) причем протяженностью до 100-150 метров в одном кадре, и даже с падением героев в воду! Это «мокрое дело» осуществили на Кутузовском озере возле Ангарского перевала. Два каскадера вылетали на ковре из леса, пролетали над озером и падали с высоты 3 метра. Технически полет был решен с помощью простейшего самосбросного устройства: тонкие тросики-струны, которыми рама «ковра» соединялась с кареткой, движущейся по несущему тросу, внизу обвязывались капроновым шнуром, и каскадеры перерезали его ножом перед падением. Несущий 10-миллиметровый трос с бегущей по нему кареткой оставался при съемке выше верхней границы кадра, а тонкие, диаметром 1 миллиметр, струны подвески (всего 6 штук) были невидимыми объективу съемочной камеры на фоне зеленого леса. Само падение каскадеров кувырком через голову оказалось вполне естественным и шумным - с брызгами под аккомпанемент лягушечьего кваканья. Там же, вблизи Кутузовского озера, была выстроена по эскизам Бориса Комякова избушка Бабы-яги. К ней и летели герои киносказки. Между деревьями в разных направлениях были натянуты канатные дороги, по которым каскадеры Темников и Федоров произвели сотни метров эффектных пролетов на ковре-самолете. Конструкция этого средства передвижения представляла собой трубчатую рамку, в центре которой располагалась фанерная (толщина 8 миллиметров) площадка - на ней в полете сидели каскадеры. Края ковра-самолета были подвижными, изготовленными из плотной ткани, и колыхались от встречного воздуха в полете!

Фото из архива В. Павлотоса.

Пиратская история

Эту достопримечательность Ялты знают все, но лишь немногие могут рассказать, благодаря кому она оказалась в городе-курорте. Конечно же, и здесь не обошлось без участия Валерия Павлотоса. Именно ему в 1970 году было поручено найти и подготовить к съемкам фильма Евгения Фридмана «Остров сокровищ» - пиратский корабль! Не модель, не бутафорскую лодку, а реальную, на своем ходу, красавицу под парусами. И с этим заданием Валерий Павлович справился - нелегко, но в итоге на «отлично». В двухмачтовую шхуну «Hispaniola» превратилась из чумазого, заброшенного дубка - рыболовецкой парусно-дизельной посудины.

На этом грузовом судне с гордым названием «Клим Ворошилов» после войны из Скадовска в Одессу и обратно перевозили арбузы и виноматериалы. В феврале 1970-го этот дубок был обнаружен вмерзшим в лед на Днепре в Голой Пристани и выкуплен у Херсонского винзавода для Ялтинской киностудии. После нескольких месяцев реконструкции в Херсоне корабль был спущен на воду и своим ходом в начале ноября дошел до Ялтинского порта.

К сожалению, бюрократические претензии, проволочки и препоны катастрофически сказались на судьбе этого прекрасного игрового корабля. В его истории всего три фильма «Остров сокровищ» (1971, реж. Евгений Фридман), «Дикий капитан» (1971, реж. Калье Комиссаров) и «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972, реж. Станислав Говорухин). Потом он в кино мелькал не раз, но уже как стационарная декорация. Прекрасный парусник с тщательной деталировкой, выверенной до мелочей по морским справочникам, в 1972 году был передан на баланс «Ялта-Интурист» и превратился в ресторан. На вечный прикол пиратскую шхуну поставили напротив гостиницы «Ореанда». Сегодня это не только городская достопримечательность, но и памятник последнему крымскому романтику большого кино - Валерию Павловичу Павлотосу…

 

Досье «МК»

Валерий Павлотос (12.08.1940 -19.06.2016) работал на Ялтинской киностудии с 1960 года инженером-конструктором, начальником цеха обеспечения сложно-постановочных съемок в горах и на воде, под землей и под водой. Работал с режиссерами А. Роу, А. Птушко, М. Юзовским, Р. Викторовым, В. Грамматиковым, С. Говорухиным, П. Арсеновым, В. Фокиным, А. Миттой, Е. Жигуленко… За создание кинотехники награжден медалью ВДНХ, ему присвоено звание «Изобретатель СССР». Долгие годы возглавлял Ялтинский горный клуб и был начальником горноспасательной службы Ялты, был тренером сборной Крыма и ЦС ДСО «Спартак» по скалолазанию. До июня 2016 года возглавлял работу Крымского республиканского отделения Союза кинематографистов России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 13 августа 2025

Заголовок в газете: ЧУДЕСА ПАВЛОТОСА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру