Машикули и Тассили
Один из таких уголков Крыма, где туристы бывают, пожалуй, чаще, чем крымчане, - генуэзская башня Чобан-Куле на юго-восточном побережье Крыма, между Алуштой и Судаком. Следуя по Судакскому серпантину, нельзя не заметить остатки мощного круглого строения в 5 км от села Рыбачьего - это она и есть. Название можно перевести как «Пастушья башня», но дано оно, конечно, уже в период османской оккупации Крыма.
Сооружена башня в конце XV века на вершине холма Агира, что в переводе означает «тяжелый». Действительно, тяжело подниматься на 85-метровую высоту по крутому, обрывистому склону. Башня имеет форму неправильного круга с толщиной стен от двух до четырех метров, сложенных из частично обработанного камня на известковом растворе.
Хорошо сложенных, надо заметить. Раствор до сих пор крепко держит кладку. В цоколе здания была устроена цистерна для воды, на первом этаже, возможно, находилась оружейная, а на втором - скорее всего, располагалось жилое помещение. Всего же, по мнению историков, у башни было 3 этажа, а венчал ее зубчатый парапет с боевой площадкой и машикулями - вертикальными бойницами. Башня Чобан-Куле - не что иное, как донжон - главная башня цитадели - жилище феодала на случай осады. Кроме нее, сохранились остатки еще двух башен и части стен, защищавших замок. Неподалеку от него находилась небольшая христианская церковь и поселение под названием Тассили.
Пушки, ядра и драконы
Во время раскопок здесь были найдены два каменных мини-ядра диаметром около девяти сантиметров, что дает основание предположить наличие в замке небольшой бомбарды - самого первого артиллерийского орудия, прообраза всей современной артиллерии. Похоже, владетели крепости готовились к серьезной обороне, а может, просто хотели быть на уровне передовых достижений фортификации того времени.
Археологами также установлено, что строительство велось в 1474-1475 годах, то есть перед самым нашествием османов. По этой же причине до конца крепость так и не была достроена. Несмотря на то, что ее развалины в разное время посещало множество ученых, раскопки проводились всего один раз в 90-х годах прошлого века. Было исследовано всего около 270 м² из общей площади около 1 гектара, так что, уверен, это место хранит еще немало тайн.

Ниже замка, у основания холма, до сих пор сохранился неглубокий арочный тоннель, выложенный изнутри камнем. Современные путешественники и блогеры называют его винным погребом и даже заваленным подземным ходом в крепость. На самом деле все намного серьезнее. Археологи выяснили, что это гараж для дракона хозяина поместья Андреоло Гуаско. Стены подземелья до сих пор оплавлены его огненным дыханьем. Не верите? Правильно делаете. Не было драконов в Крыму. По крайней мере, в то время. Хотя в Интернете сегодня и не такое можно найти.
Беспредел по-генуэзски
Шутки шутками, но фамилия рода Гуаско - подлинная, не раз упомянутая в сохранившихся документах той эпохи. По нынешним меркам эта семейка - отец Антонио ди Гуаско и сыновья Андреоло, Деметрио и Теодоро - была настоящей бандой беспредельщиков, как бы сказали в наше время. Захватив 18 поселений, принадлежащих консульству Солдайи (нынешний Судак), они… Впрочем, вот лишь несколько выдержек из списка обвинений против ди Гуаско: «Отец их, заботясь о приращениях к своему богатству, захватил обширные участки земли вокруг Солдайи…так что жители Солдайи… сделались зависимыми от них, по их воле ходят к ним на работы. Ди Гуаско заставляют тех людей платить им сверх норм… нанося величайший вред и убытки жителям Солдайи. По имению и замку Тассили они объявили свою независимость от власти консулов Солдайи. В деревне Скути они самолично творят суд… установили четыре новых вида налогов… зло умножая злом, установили виселицы в деревне Скути и позорные столбы в Тассили от имени своего в величайшее оскорбление консульства Солдайи».
Невероятная удача
Невероятная удача для историков - найденная в одном из итальянских архивов переписка Христофоро ди Негро - последнего консула Солдайи - с властями Каффы, а также его письма в Геную, протекторам банка Святого Георгия, управлявшим генуэзскими колониями в Крыму. Документы о деле братьев Гуаско в числе прочего материала впервые были опубликованы Лигурийским обществом отечественной истории в Генуе в конце XIX века, а их перевод на русский сделал наш земляк, российский историк, профессор Сергей Секиринский. В 1955 году в Симферополе вышла его книга «Очерки истории Сурожа IX-XV веков».
Дело братьев ди Гуаско, включая переписку, состоит из 22 документов, созданных в период с 23 августа 1474 года по 10 января 1475. Сегодня их можно найти даже в Интернете, и это невероятно интересные документы! Вот, например, как обращается консул Солдайи Христофоро ди Негро к консулу Каффы в одном из писем:
«Вы мне писали…»
«Светлейшему и вельможному господину Антониото ди Кабела, консулу Каффы, достопочтенным господам провизорам и уважаемому совету старейшин. Светлейший и вельможный господин, достопочтенные господа, уважаемые господа! За бесчинство намерены мы наказать Теодоро штрафом. Но вы, господа, приказали нам повременить, пока вы не рассмотрите бумаг Теодоро и братьев его. Из уважения к распоряжениям вашим мы выжидали до сих пор. Полагаем, однако, что вы уже рассматривали их соглашения и особые права, поэтому мы охотно узнали бы о высылке нам копий этих документов, чтобы, изучив их, мы тем успешнее могли бы судить его. Иначе у светлейшего совета св. Георгия может сложиться представление, что правосудие задерживается нами и с нашей стороны, а не наоборот».
Понятно, что такой, хоть и мягкий, но все же нажим и недвусмысленные намеки не могли понравиться Каффинскому консулу. Потому и в ответе его уже меньше любезности, зато много сарказма и чувствуется раздражение:
«Уважаемый господин! Дорогой наш! Получили мы на днях ваше письмо и узнали ваше мнение по делу… На основании благоприятных сведений, собранных от стариков и прежних консулов Солдайи… те люди свободны и изъяты от несения указанных повинностей… Желаем мы, чтобы вы оставили производство этого дела и не покушались на обременение тех людей какими-либо обязанностями».
То есть, по сути, было сказано: «Оставьте их в покое и не лезьте не в свое дело».

«Законы святы, да законники супостаты»
Вот так, получается, одни бесчинствуют, другие их покрывают. Почему? Ответ на это дает сам консул Солдайи Христофоро ди Негро в жалобе банку св. Георгия: «Подкупами лиц, не брезгующих средствами в добывании денег, они стараются унизить солдайских консулов, которые не следуют их злой воле».
Подумать только, с тех пор прошло 550 лет, но, читая эти письма, погружаешься в ту эпоху и понимаешь, что во все времена существовали одни и те же проблемы: алчность, жажда власти, лицемерие и, понятное дело, взятки.
Итак, вся переписка - сплошные интриги. Эх, знали бы они, как все это будет неважно всего через несколько месяцев. А может, и знали. Да только изменить уже ничего не могли.
Общий враг
31 мая 1475 года войска османского султана Мехмеда II под командованием его преданного полководца Гедика Ахмед-паши высадились на крымском побережье, а вскоре и Каффа, и Солдайя, и даже недостроенный замок Гуаско, как, впрочем, и весь полуостров стали собственностью Османской империи.
Христофоро ди Негро, скорее всего, погиб в Солдайе, хотя о его судьбе известно лишь на уровне легенды. Антониото ди Кабела был пленен и погиб чуть позже, на каторге. А вот семья Гуаско, похоже, избежала участи консулов, успев сбежать из Крыма, но, потеряв, как говорится, «все, что было нажито непосильным трудом».
Недостроенный замок, возможно, использовался турками, постепенно разрушаясь. Сегодня лишь его одинокая башня напоминает о мрачных днях господства братьев Гуаско.
