По заказу «Первого канала» сейчас проходят съемки сериала «Лиля», посвященного подруге великого пролетарского поэта Владимира Маяковского. И наверняка там будут показаны и их крымские приключения. Маяковский приезжал в Крым несколько раз, каждый такой визит имел свои интересные подробности.
В первый раз Маяковский появился в Крыму перед началом Первой мировой войны и выступал в банкетном зале симферопольского Дворянского театра. Игорь Северянин об этом написал стихотворение:
Селим Буян, поэт Симферо,
Решил устроить торжество:
Он пригласил на Рождество
Меня, в поэзии эсера,
А Игорь, в очередь свою,
С улыбкой исхитро-бесовской
Собрал искусников семью:
Бурлюк, Игнатьев, Маяковский.
И здесь же появилась не то легенда, не то правда о том, что Владимир Маяковский с поэтом Давидом Бурлюком прогуливались по улице Пушкинской с двумя совершенно раздетыми дамами. Известно, какие иногда «кульбиты» выделывали футуристы, так что и эта легенда имеет право на существование.
Крымские следы Маяковского в литературе
Владимир Маяковский вел дружбу с писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым, и потому у некоторых исследователей появилась версия, что именно этот симферопольский эпизод был описан ими в «Двенадцати стульях» в главе «Прошлое регистратора загса». В ней Воробьянинов, будучи предводителем дворянства, действительно разгуливал по улицам Старгорода с голыми дамами как раз перед началом мировой войны.
Впоследствии эту главу изъяли из книги, но вполне вероятно, что советские юмористы и услышали эту историю, если не от Маяковского, так от Бурлюка. Некоторые исследователи даже предполагали, что Симферополь - это и есть описанный Ильфом и Петровым Старгород по некоторым особенностям города, в том числе улице тов. Губернского (улица Губернская в Симферополе).
Известно и о выступлении Маяковского в 1926 году в крымской столице. Потому у Дома офицеров на улице Пушкина можно увидеть его бюст.
На полуострове всего два его памятника. Второй бюст установлен в Гурзуфе, в Доме творчества писателей, на гранитном постаменте. Этот бюст является частью мемориального комплекса, посвященного писателям и деятелям культуры, которые связаны с Гурзуфом.
Но этот приезд поэта на полуостров, уже третий, был связан в том числе и с тем, что он с Лилей Брик получили, как сейчас бы сказали, «грант» на съемку рекламного фильма «Евреи на земле». Известно, что царское правительство запрещало давать землю евреям, и они жили безземельными за «чертой оседлости». После революции появилась программа по переселению их на полуостров.
Как описывают некоторые исследователи, до революции Маяковский очень любил роскошь, предпочитал жить в дорогих гостиницах, а после нее оказался в довольно стеснительных условиях. Потому и зарабатывал деньги где угодно. Не зря его же Ильф и Петров вывели в том же знаменитом романе в виде халтурщика Никифора Ляписа-Трубецкого, который ходил по различным редакциям и был готов быстренько написать стихи на любую тему. Вспомним:
Страдал Гаврила от гангрены,
Гаврила от гангрены слег…
За что авторы и прозвали его «автором Гаврилиады».
«Киса и Ося были тут»
Что касается Лили Брик, то она тоже всюду видна в «Двенадцати стульях». И то, что подругу «Маяковского» (Никифора Ляписа-Трубецкого) звали Хина Члек (к тому же ее волосы были ярко-рыжего цвета). («Тебя пою, накрашенную, рыжую...») И даже надпись на скалах «Киса и Ося были тут» (Кисой друзья как раз и звали Лилю, а Ося - ее муж, Осип Брик). О нем, когда-то работавшем в ВЧК, передавалась стихотворная шутка, которую приписывали Сергею Есенину:
- Вы думаете, кто такой Ося Брик?
Исследователь русского языка?
А на самом-то деле он шпик
И следователь ВЧК.
У Маяковского в это время как раз был творческий кризис. В это время появилась монография Георгия Шенгели «Маяковский во весь рост», который предлагал «повнимательнее рассмотреть, что представляет собой Маяковский как поэт… Талантливый в 14-м году, еще интересный в 16-м, - теперь, в 27-м, он уже не подает никаких надежд… и способен лишь реагировать на выпуск выигрышного займа, эпидемии растрат, моссельпромовские заказы на рекламные стишки».
В начале 20-х годов в Крыму стали появляться еврейские сельхозкоммуны. Для их поддержки в Москве прошла сельхозвыставка еврейских коммун, которую посетил Владимир Ленин и дал добро на их дальнейшее развитие.
В 1924 году была создана американская еврейская благотворительная организация «Агро-Джойнт». Ее представители обратились к руководству Советского Союза с предложением организовать на севере Крыма еврейские колхозы, чтобы таким образом решить «еврейский вопрос». Тогда еще образование еврейского государства в Палестине было под вопросом из-за сильного сопротивления британских оккупационных властей. Потому американцы обратили свой взор на Крым и стали выделять крупные суммы. Советское правительство получало от «Джойнта» ежегодно 900 тысяч долларов под 5 процентов в течение 10 лет. В проекте даже участвовали американские президенты Гувер и Рузвельт.
Вот на эти гранты и снял фильм известный режиссер Абрам Роом, а в начале фильма можно увидеть имена наших героев: «Организатор съемок - Лиля Брик», «Сценарий и надписи - Маяковский и Шкловский». В фильме было показано, как еврейские колонисты заселяют причерноморские и крымские земли. Для более успешного освоения заброшенных земель создаются коммуны, живущие только своей внутренней колониальной жизнью. Еврейские колонисты и колонистки представлены как одна большая семья, где много пионеров и никто не отказывается от тяжелого физического труда (об этом известный американский певец Пит Сигер даже написал песню «Джанкой»).
Итак, новый сериал «Лиля». Режиссер - Вера Сторожева, оператор - Сергей Мачильский. Продюсеры сериала - Константин Эрнст и Денис Евстигнеев.
1915 год, Первая мировая война. В Петрограде молодой поэт-футурист Владимир Маяковский знакомится с семейной парой - Лилей и Осипом Бриками. Он читает им свою поэму «Облако в штанах», Лиля и Осип сразу и навсегда влюбляются в поэзию Маяковского, понимая, что перед ними необыкновенный талант, поэтический гений. А Владимир влюбляется в Лилю, тоже сразу и навсегда...