В сравнении с показателем за аналогичный период прошлого года происходит рост данного вида преступлений.
- За прошедший год зарегистрировано более 4,5 тысяч случаев мошенничества, - приводит показатель Алина Торбина. - Все наши структурные подразделения, ведомства нацелены на борьбу с дистанционным мошенничеством и киберпреступлениями. Проводятся беседы, раздаются памятки.
По словам майора полиции, в случаях обращения в органы МВД жертвы мошенников подтверждают факты разъяснительной работы.
- Когда заявитель обращается, мы спрашиваем: знали вы о таких схемах? - отмечает Алина Торбина. - Самое прискорбное, что говорят: «Да». Но почему-то все равно ведутся.
Среди самых распространенных схем, которые применяют мошенники в отношении крымчан, специалист отмечает следующие.
- Звонок от лица сотрудника правоохранительных органов, ФСБ, госструктур, от лица банковских организаций, - перечисляет Алина Торбина. - Их можно разделить на способы передачи денег: оформление кредита, передача на безопасный счет, которого нет. Предлоги тоже бывают разные. Например, могут предупредить о подозрительных операциях на счете, предложить оформить кредит или перевести деньги на «безопасный счет».
Если говорить о характеристике среднестатистического жителя Крыма, ставшего жертвой кибермошенников, то она очень положительная.
- В основном это человек со средним уровнем обеспеченности, - говорит специалист. - Попадается на уловки человек ответственный. Если его мошенники предупреждают о сомнительных операциях на счете, начинают ему угрожать ответственностью за спонсирование террористических организаций, такой человек попадается в ловушку. Переводит на «безопасный счет» средства, что называется, из чувства патриотизма. Так что пострадавшие - люди думающие, даже чересчур думающие.
В случаях, когда раздается телефонный звонок с незнакомого номера, Алина Торбина рекомендует хорошо подумать, прежде чем его принять.
- Если звонят через мессенджер Ватсап, вообще не нужно брать трубку, - говорит она. - Это запрещенный мессенджер. Если звонит номер, характерный для Крыма, бояться нечего, если звонок поступает с номера другого оператора, нужно подумать, брать ли трубку.
Насторожить должны и, казалось бы, полезные уведомления через мессенджеры.
- Набирает популярность напоминание пройти профилактический осмотр, поступающее якобы от Минздрава, - предостерегает сотрудница правоохранительных органов. - Опасны инвестирования онлайн, криптобиржи. Сложно разобрать, где настоящее инвестирование, где обман. С фишинговыми ссылками много случаев. Эти преступления остаются латентными. Если получил ссылку - свяжись с человеком, от которого она пришла, спроси: «Что ты мне отправил?»
Между тем, несмотря на то, что крымчане поддаются на уловки преступников и зачитывают им код для входа на Госуслуги, убыточной эта схема не является.
- Хорошо, что граждане, даже если диктуют злополучный код и мошенники получают доступ к Госуслугам, быстро осознают свою ошибку, - отмечает Алина Торбина. - Возможно, срабатывают профилактические мероприятия. Попадая на Госуслуги, мошенники не могут оформить кредиты в официально действующих финансовых организациях. Все микрофинансовые кредитные организации, которые лицензированы в ЦБ РФ, тоже знают, что нельзя выдавать кредиты через портал Госуслуги. Поэтому ущерба от взлома, кроме морального, нет.
Зато ущерб себе и своим родителям зачастую причиняют молодые люди, которые становятся дроперами.
- Дропер - это лицо, которое продало банковскую карту третьему лицу, - поясняет собеседница. - Молодежь в основном является субъектом дроперства. Многие родители даже не подозревают, что у них дома происходит такая ситуация. Переписка идет в анонимных мессенджерах. Молодые люди открывают в банках карты, их потом перевозят в Краснодарский край и другие субъекты. За открытие карты предлагают 1 тысячу рублей.
В свою очередь вице-президент - начальник управления частного банковского обслуживания одного из крупнейших банков в Крыму Валентина Радзивил констатирует, что чем более цифровой становится финансовая сфера, тем больше риска в ней.
- Какие бы рекомендации сегодня мы ни выработали, завтра они устареют, - утверждает она. - Мошенники действуют быстрее. Используются технологии ИИ, которые, как бы мы ни пытались обогнать, не хватит биологических и физических параметров. Иллюзия, что банки сливают персональные данные. Как правило, мы сами их сливаем. Например, расплачиваемся на маркетплейсах картами. Мы в рисковом мире живем. Невозможно найти себе убежище. Просто включаем разум.