Выбранная нами тропа во многих путеводителях именуется Капрукайской. Стартовали от околицы села Родникового, у старого заброшенного колхозного коровника. В отличие от прошлых лет у места пересечения с автодорогой русло реки было совершенно сухим. А иногда под мостом бурлит такой поток, что и поверх дорожного полотна вода переливается.
Особенность наших рек - притоков Черной реки - состоит еще и в том, что протекают они по разломам в монолитной породе. А разломы эти забиты обломками скал совсем не плотно. Вот среди них речки и находят свои подземные русла. Где-то они выходят на поверхность, а где-то прячутся под землю. Известковые отложения драпируют каменное русло реки, создавая впечатление сплошного покрывала. Но под тем покрывалом и прячется вода. В этот день река Боса несла свои воды в Чернореченское водохранилище глубоко под землей.
Начало тропы отмечено столбиками с указателями направлений на объекты. А яркая свежая маркировка краской на камнях и стволах деревьев не давала шансов заблудиться даже самому рассеянному путнику. При переходе тропы с опушки в лес есть возможность свернуть, перейдя русло, на левый берег и продолжить движение вдоль реки. Но это целесообразно делать при полноводной реке. Остаемся на основной широкой Капуркайской тропе, которая, постепенно удаляясь от реки, поднимается по склону. Видно следы строительных работ на этой старинной дороге. Возможно, и римляне по ней ходили в сторону Южного берега. И до римлян она была востребована. Есть вырубки в скале, есть кладка подпорных стен без связующего раствора. В нескольких местах на тропу со склона скатились скальные глыбы. Но пешим туристам они вовсе не помеха, а вьючные караваны здесь давно не ходят. Тропа покрыта толстым слоем опавшей листвы, под которым ступени и камни не различить. Большое подспорье - трекинговые палки. Ими удобно находить верную опору в толще листвы. Скоро весенние дожди и ветра смоют листву, и тропа вновь будет чистой.
Наш ближайший ориентир - водопад, который на разных картах и у разных гидов именуется то Родниковским, то Брызгами Шампанского. Второе название оригинальное и отвечает виду водопада в период полноводия. Под водопадом есть две ванночки для персонального омовения. Еще две-три купели расположены выше водопада. Круглый год популярное место купания и омоложения многолюдно. Но в этот раз купели остались сухими, лишь слегка припорошенными снегом. При опавшей листве скальный выступ водопада виден с тропы. Указателей к нему нет. И лес надежно закрывает его своей зеленью с весны по осень. От начала тропы идти нужно полтора километра. И постараться различить шум падающей воды, увидеть тропку к водопаду.
Справа возвышается гора Хазанджик (668 метров). Тропа поднимается круто по склону, оставляет реку справа внизу. Но сквозь ветки деревьев замечаешь отражение неба в лужицах воды. Значит, выше по ущелью вода есть. Надеемся на родник с туфовым водопадом. Тропа выполаживается и даже слегка снижается. А вот и родник, бьющий из-под скалы в два ручья. Потоки скромные, не в пример весенним. Вода переливается через тропу и падает по склону в русло реки Боса. За многие годы десятиметровый склон покрылся туфовыми отложениями. Мох покрывает его сплошным ярким зеленым ковром. В январе, не боясь снега и мороза, зеленеют иглица, папоротник, плющ. А в феврале распустятся первоцветы вдоль русла реки и по склонам гор.
Дальше путь пролегает по широкой пологой долине ручья и выводит к памятнику партизанам. Замечаем множество свежих следов на снегу. Видимо, группы приходили по соседнему ущелью реки Календа из села Подгорного (прежде - Календа) в Байдарской долине. Два этих ущелья в верховьях разделены хребтом Анахлы-Бель. Это и есть водораздел двух рек. Застаем удивительно тихую, безветренную погоду в верховьях перевала Шайтан-Мердвен (Чертова лестница), по которому и спускаемся на старое шоссе Ялта - Севастополь.
От старта в Родниковом до шоссе путь занял полтора часа. По пустынному вечернему шоссе через 7 км в хорошем темпе дошли до Байдарских ворот, где нас ожидала машина.