Как студенты-второкурсники объединились в движение помощи молодым мамам Ялты

На региональном этапе Международной премии #МыВместе в номинации «Обучение служением» победу одержала команда проекта «Мама, я рядом» Гуманитарно-педагогической академии (ГПА) КФУ им. В. И. Вернадского. О том, как преподаватели и студенты помогают мамам Ялты после родов, рассказала заведующая кафедрой психологии вуза Людмила Бура.

Как студенты-второкурсники объединились в движение помощи молодым мамам Ялты

«Мама, я рядом»

- Людмила Викторовна, сразу возникает вопрос: как учащимся ГПА, молодым людям, у которых еще нет своих детей, получается решать, например, такую актуальную сегодня проблему, как послеродовая депрессия у мам? И почему они решили заниматься этим?

- Уже четыре года в нашем учебном заведении на общественных началах работает психологическая служба для студентов. Появилась она в период пандемии. Потом к этой работе присоединились члены психологического клуба «Место силы» ГПА, заседания которого мы проводим в каждый последний четверг месяца. В них участвуют все желающие, от студентов-первокурсников до академиков. Собираемся за круглым столом, обсуждаем актуальные проблемы, дискутируем. И вместе с магистрантами оказываем помощь всем студентам и преподавателям абсолютно бесплатно. Особенно в этом нуждаются первокурсники. Конечно, сложными случаями занимаюсь я или мои коллеги-преподаватели. А вот помочь в адаптации первокурсникам, которые приехали учиться в Ялту из небольшого поселка или другого региона, как показывает опыт, лучше могут именно студенты. Здесь отлично работает принцип: «Равный - равному». То есть старшие ребята практикуются в оказании психологической помощи и консультировании, и «малыши», как мы называем наших первокурсников, от этого только выигрывают.

Еще одним непременным условием для участия в международном конкурсе-премии #МыВместе было сотрудничество с НКО. И тут к нам с предложением работать вместе по теме «Мамы в постродовой депрессии» обратилась НКО «Мамы Ялты».

- Это сегодня, действительно, очень актуальная проблема.

- Как оказалось, да. Хотя, если честно, поначалу я не очень понимала, как наши второкурсники, что тоже было обязательным условием, могут помочь женщине с послеродовой депрессией. Но «Мамы Ялты» рассказали, как они работают, и… заразили нас своим энтузиазмом. И процесс пошел. Более того, мы даже не ожидали, что в этом проекте захотят участвовать и юноши.

- И в чем конкретно заключается помощь студентов ялтинским мамочкам в постродовой период?

- Мы долго думали, обсуждали, как выстроить нашу совместную с «Мамами Ялты» работу. В итоге все предложения сводились к тому, что мамам в состоянии постродовой депрессии необходима помощь психолога. Но, опять же, оказывать ее могу я или коллеги-преподаватели, но не второкурсники. А на одном из обсуждений наш студент Александр Поздоровкин говорит: «Я придумал слоган: «Доставка психологической помощи на дом». Мы же можем приезжать к мамочке домой и хотя бы узнавать, чем ей помочь, что у нее происходит, что волнует». Помню, началось бурное обсуждение его идеи и в результате родилось название нашего проекта: «Мама, я рядом».

«Не неряха и не капризничает»

- И это значит, что она не забыта, не осталась наедине с памперсами, бутылочками с молочной смесью, не имеющая времени для ухода за собой…

- А в этом, как правило, и есть суть проблемы мамы в постродовой период. Но когда нам предоставили несколько мамочек, которые пережили постродовую депрессию, и мы стали с ними общаться, то поняли, что это была не депрессия в клиническом смысле. Тогда, к сожалению, мы ничем не смогли бы им помочь. К счастью, такие случаи редки, и с ними должны работать соответствующие специалисты-медики.

- Тем не менее вы можете посоветовать родственникам мамочки к ним обратиться?

- Абсолютно верно. Поэтому общение с ее семьей - тоже часть нашей со студентами работы. Иногда нам приходилось им объяснять, что она (жена, дочь, невестка) не неряха и не капризничает. Потому что один из первых признаков появления депрессии - это утрата гигиенических навыков. Человеку не хочется о себе заботиться, у него нет сил. И это не выдуманная проблема. К слову, поначалу я тоже недооценила ее. Не удивительно, что и члены семьи молодой мамы тоже не всегда могут это понять. И мы им советуем: возьмите на себя заботу о ребенке хоть на пару часов, отпустите маму на маникюр, в кафе с подругами, просто погулять в парке или спокойно понежиться в ванной. Одна мама, когда наши ребята к ней пришли, так и сказала: я очень хочу принять ванну одна, пока вы будете с ребенком. Выйдя из ванной, она сказала: «Вы мне подарили десять лет жизни, я никогда такая счастливая, как эти полчаса, не была». Привожу этот пример еще и потому, что это молодая мама, ей 21 год, она детский психолог, закончила университет, вышла замуж, родила ребенка. Тем не менее испытала, пожалуй, настоящую постродовую депрессию. Она сама, просматривая ленту ВКонтакте, увидела информацию о нашем проекте «Мама, я рядом», позвонила руководителю наших студентов - будущих психологов - Анастасии Бабаевой и спросила, могут ли они к ней приехать. С истории этой мамы и началась реализация нашего проекта. На сегодня у нас уже 34 таких «подопечных». Более того, они рассказывают, что есть такой проект, своим подружкам, знакомым.

- Сарафанное радио...

- Так и есть. «Мамы Ялты» тоже активно участвуют в этом процессе, обращаются к нам с самыми разными просьбами: просто поговорить с мамой, или побыть с ребенком, пока она сходит в парикмахерскую, или найти того или иного специалиста. Потому что, например, перелистав массу объявлений о тех же психологах, мамы признаются, что просто боятся обращаться к ним за консультацией. А к нам нет, потому что их будут консультировать сотрудники нашей кафедры. Да, на заседания нашего клуба «Место силы» мамы не приходят. Но они делегируют к нам своих родных и даже беременных подруг. Но, что интересно, мы же не лечим депрессию, как таковые клинические случаи были всего у четырех мам, и мы им подсказали, к каким специалистам обратиться. А остальные просто нуждались в социальной помощи. Тем не менее у людей возникает ощущение, что мы вот такие волшебники, ведь помогли им, спасли в трудный период.

- По большому счету, так оно и есть?

- Одна беременная женщина, после того как обратилась к нам за помощью, сказала: «Раньше я боялась появления ребенка, потому что без мужа, пожилые родители, которым тоже необходимо внимание. А сейчас не боюсь, потому что вы есть».

Помимо такой практической работы, мы провели достаточно глубокие научные исследования - анкетирование большого количества мам, страдающих постродовой депрессией, выяснили причины ее появления. За время реализации проекта мы собрали базу данных о женщинах Ялты, страдающих от послеродовой депрессии, провели интервью и анализ факторов и показателей. Мы сняли два социальных ролика, а в настоящее время готовим к печати научную статью. Мы поняли, что масштабы этой проблемы огромные, просто мамы замалчивают ее. Плюс в ходе реализации проекта мы выяснили, что появилось много «взрослых» мам - сорок плюс. Хорошая тенденция. Но, оказывается, и они испытывают психологический дискомфорт. К примеру, на прогулке кто-то скажет: «Ой, какая хорошенькая у вас внученька или внучек!» И многие женщины испытывают настоящий стресс, начинают себя осуждать: зачем я на это решилась на старости лет?! Но после нашего с ними общения женщины узнают, что таких мам, как они, немало. И у них меняется восприятие, прежде всего, самой себя, образно говоря, крылья вырастают.

Все начинается с общения

- Родители, мужья мамочек с постродовой депрессией обращаются к вам за помощью?

- Мужья, к сожалению, редко. Пока только двое. А родители, особенно молодые, часто. У нас есть 45- и 47-летние бабушки и дедушки. Они, по сути, сами еще могут быть мамами и папами. И им порой сложно осознать, что у них появились внук или внучка. Поэтому часто спрашивают, как помочь дочери или невестке, у которой возникают такие признаки если не постродовой депрессии, то сложного состояния. Бросать работу и быть постоянно с ней? Это не выход и неправильно. И мы рассказываем, что иногда для этого требуется лишь 15 минут грамотно проведенного времени не по телефону, а непосредственно с дочерью, невесткой, внуком или внучкой. Пусть она за это время спокойно пообщается с подружкой по телефону. Пусть не она, а вы погуляете с малышом на улице. На что одна бабушка однажды сказала: у меня же еще есть собачка, я же ее не брошу, с ней же надо гулять. И когда мы ей посоветовали «поменяться ролями»: с собачкой пусть гуляет ваша дочь, а вы в это время побудьте с малышом, «Надо же, - сказала бабушка, - а мы всей семьей этого не придумали». И сегодня эта мамочка счастливо гуляет с собакой, получает положительные эмоции, может вдоволь поговорить по телефону с кем хочет, а бабушка в это время находится с внучкой. То есть все начинается с общения.

- Накопленным опытом готовы делиться с другими? Ведь та же проблема постродовой депрессии у мам актуальна не только для Крыма, но и для России в целом. И когда, как не в Год семьи и в рамках реализации нацпроекта «Демография», ей надо уделять особое внимание?

- С начала реализации нашего проекта еще и года не прошло, но мы уже думаем о том, чтобы провести круглый стол на эту тему. Ведь сохранение семьи, традиционных ценностей - это архиважная задача для нашей страны, от решения которой напрямую зависит ее будущее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 4 декабря 2024

Заголовок в газете: «Я знаю, что вы есть!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру